Развивающая предметно - пространственная среда в группе.
методическая разработка

Остапкевич Ольга Федоровна

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно - пространственная среда в группе.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/gruppa.jpg?itok=65IkD0qY                 https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/img_0097.jpg?itok=4hhpJ8V6

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/img_0141.jpg?itok=SyhFv0tb                  https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/atribkty_k_syuzhetno_-rolevym_igram.jpg?itok=j4rHzr9a

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/knizhnyy_ugolok_1.jpg?itok=oK00QcSO             https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/knizhnyy_ugolok_2.jpg?itok=fwZ8XPoi

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/syuzhetno_rolevaya_igra.jpg?itok=xbX38g0a

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/02/20/tsent_konstruktivnoy_deyatelnosti.jpg?itok=i8_IZE0H



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Перспективный план старшей группы

по реализации программы «Социокультурные истоки»

http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_28/2124/d-2123933/2123933_html_4857406.jpg

Разработчик: Остапкевич О.Ф.

г. Когалым, 2020 г.

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Основные цели и задачи:

  • Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе.

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.

Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои

предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.

Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее

произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Концепция духовно-нравственного развития личности.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные

представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создавать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия

«педагог – ребенок - семья».

Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех

субъектов образовательного пространства может осуществляться через реализацию следующих задач:

  • выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;
  • создание условий для организации данной работы в детском саду;
  • разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно- нравственное воспитание дошкольников родителей;
  • повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения;
  • изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;

Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включает реализацию программы по социокультурным истокам, организацию предметно-развивающего пространства в группе. В группе создан уголок духовно-нравственного воспитания.. Существует необходимость создания картотеки словесных игр духовно- нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».

Организация работы в системе «педагог - дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

  • игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
  • продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

В культурно-эстетическом блоке музыкальный руководитель обогащает впечатления детей, происходит знакомство с народной и патриотической музыкой, народным песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители «Святая Пасха», «Рождество Христово», «День Победы», и т. д.

В системе «педагог – родители» взаимодействие с семьями может быть организовано в нескольких направлениях.

Реализация программы по социокультурным истокам. Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно- нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи.

Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.

Перспективный план работы по реализации программы

«Социокультурные истоки» в старшей группе № 17

Месяц

Тема Литература

Содержание деятельности

Сентябрь

Верность родной

земле (ч. 1) стр.4,8,12, 15

Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники Земли Русской». Изодеятельность: Раскраски-«Богатырские доспехи».

Подвижные игры: «Яблочко», «Защитники»,

Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (в пересказе И.А. Кузьмина)

Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою», «Объясни слово»

НОД по познават.деят.Тема: «Как жили наши предки»

Октябрь

Верность Родной

Земле (ч. 2) стр.14,16,22

Презентация «Былинные богатыри»» Подвижные игры: «Наседка и коршун»,

Слушание: «Наш край» муз. Д.Б. Кабалевского,

Рассматривание иллюстраций в книге для развития «Верность родной земле».

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом»,

«Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой)

НОД по познават.деят.Тема: «Защитники земли Русской -Богатыри»

Ноябрь

Радость послушани я

стр.4, 7,24

Сюжетно – ролевые игры «Детский сад» , «Семья» Чтение сказки «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка», по С. Т. Аксакову «Аленький цветочек».

Задание. «Раскрасить рисунок к сказке».

Подвижные игры: «Замри», «Зеркало», «Гуси – лебеди». Муз, движения: «Если добрый ты» муз. Б.И. Савельева.

НОД по познават.деят.Тема: «Быть послушным хорошо, а непослушным плохо»

Семейное чтение просмотр фильма «Доброе слово сказки». Рисования «Моя семья».

Декабрь

Светлая Надежда

стр.5,9,12

Сюжетно – ролевые игры «К нам гости пришли»,

«Жмурки с колокольчиком».

Цикл наблюдений за елью.

Чтение. К.Лукашевич «Под Рождество», И.С. Шмелев «Рождество», Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке»

А.Плещеев «Зимний вечер».

Подвижная игра: «Два Мороза».

Ручной труд. Изготовление игрушек на рождественскую ёлку НОД по познават.деят. Тема: «Наши семейные традиции»

Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» (коллективная работа)

Январь

Доброе согласие

стр.17,20,22

Конструктивно – строительные игры «Построим дом» (игры парами). Рассказ. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное».

Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное», Л. Нечаев «Саночки»,

К.Д. Ушинский «Четыре желания»,

Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

Подвижные игры: «Жмурки», «Прятки», «Ловишки». Муз. деят. Пение: «Настоящий друг» муз. Б.И. Савельева

Муз. движ: Танец по кругу на слова песни «Улыбка» муз. В. Шаинского. НОД по познават.деят. Тема: «В мире доброты и согласия»

Февраль

Добрые друзья

стр.5, 11, 12

Игр. деят. «Зеркало»( в парах), «Найди пару» . Беседа: «Добрые друзья»

Чтение сказки. Сказка русская народная «Сивка-Бурка», «Зимовье» Раскрасить рисунок к данной сказке. «Два Ивана – солдатских сына» Пение: «Настоящий друг» муз. Б. И.Савельева,

Муз.движения: «Если весело живется» (хоровод-игра). Задание. Раскрасить рисунок к сказке «Сивка-бурка». НОД по познават.деят. Тема: «О дружбе и друзьях» Изготовление игрушки в подарок другу.

Март

Добрые дела стр.17

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры: «Больница»

«Инспектор ГДБД».

Чтение сказки П.П.Ершова «Конек -горбунок»,

В.П. Катаев «Цветик - семицветик»

Хозяйственно – бытовой труд по подготовке группы к празднику «Доброе дело для мамы».

Подбор высказываний о добре.

Муз. деят. Пение: «Мамины помощники» муз. Т.А. Попатенко Муз. движения: «Стирка» муз. Т. Суворовой.

НОД по познават.деят. Тема: «Добрые дела и поступки»

Закрепление навыков самообслуживания в условиях семьи.

Апрель

Мудрое слово стр.8,10 Русские народные загадки, пословицы, поговорки (сост.Ю.Г. Круглов) стр.261

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

Беседа «Мудрости начала»

Изо.деятельность. Задание. Раскрасить рисунок к сказке. Подвижные игры: «Краски», «Заря».

Прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»,

муз. С.Прокофьева

НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость русских народных сказок» Семейный кинотеатр. Просмотр фильма «Мудрые уроки».

Май

Мудрые люди стр.17, 22 Т.С.

Комарова

«Занятие по изобразител ьной

деятельност и» стр. 99

Народные игры «У дедушки Трифона»

Беседа с детьми «Мудрые люди, о бабушках и дедушках, о нравственных уроках жизни».

Чтение сказки. «Пастушья дудочка», «Названный отец».

А. Плещеев «Лето» Подвижные игры: «Колечко», «Фанты». Труд. Черенкование комнатных растений

Муз.деят. Пение: «Хорошо рядом с мамой» муз. А. Филиппенко Задание: «Раскрасить рисунки к сказкам «Пастушья дудочка», Беседа «Мудрость приходит с годами»

Рисование «Как я с бабушкой (дедушкой) иду из детского сада домой» НОД по познават.деят. Тема: «Мудрость рядом с нами»



Предварительный просмотр:

08.02.2019 – 18.02. 2019

 «День защитника Отечества»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассказать ребенку об этом празднике — кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

 — рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

 — провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

 — познакомить ребенка с некоторыми видами военной техники.

Задание 2. Нарисовать любую военную технику по выбору.

Задание 3. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (дяди, дедушки).

Задание 4. Вырезать картинки с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклеить их в альбом.



Предварительный просмотр:

01.05.2020 – 13.05. 2020

«День Победы»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — рассказать ребенку о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день;

 — вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;

 — воспитывать уважение к ветеранам войны;

 — совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

Задание 2. Нарисовать картину на военную тематику.

Задание 3. Вырезать картинки с изображением праздника «День Победы» и вклеить их в альбом.



Предварительный просмотр:

25.01.2019 – 29.01.2019г.

«Зимние забавы»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

 — спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

 — в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

Задание 2. Отгадать загадки.

 Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

 Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

 Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

 Меня не растили — из снега слепили.

 Вместо носа ловко вставили морковку,

 Глаза — угольки, губы — сучки.

 Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

 По снегу покатите — я подрасту, На костре согреете — я пропаду. (Снежный ком)

Задание 3. «Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам

Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных): лыжнику нужны лыжи, хоккеисту — ..., фигуристу — ..., саночнику — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).

 Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

 Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Задание 6. Выучить стихотворение.

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

Рукавички на руках, шапка на макушке!

Раз, два — чуть не поскользнулся, раз, двачуть не кувыркнулся.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз — крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади — там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

Задание 7. Упражнение на координацию речи с движением.

 Мы слепили снежный ком,                                                Ребенок имитирует

ушки сделали потом.

 Вместо глаз — угольки                                                        лепку зайчика из снега.

 нашлись у нас.

 Кролик вышел как живой:

и с хвостом, и с головой.

За усы не тяни —

 из соломинки они!

 Длинные, блестящие,

Точно настоящие!        

Ребенок имитирует лепку зайчика из снега.

Задание 8. Вырезать картинки с изображением зимних забав и вклеить в альбом.



Предварительный просмотр:

01.12.2019  – 11.12.2019г.

 «СЕМЬЯ»  

Лексика:

- имена существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочка, семья, внучка;

- имена прилагательные: милая, добрая, ласковая, сильный, старший, младший, маленький, старый, молодая;

- глаголы: любить, гулять, праздновать, смотреть, дарить;

- наречия: ласково, весело, нежно.

1. Побеседуйте с ребёнком о семье. Получите ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший? Кто самый старший?

    Предложите ребёнку назвать фамилию, имя, по возможности отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию родителей.

2. Дидактическая игра «Подбери признак»:

мама (какая?) - …, бабушка (какая?) - …, дедушка (какой?) - …, папа (какой?) - ….

3. «Назови ласково».

мама – мамочка, папа - …, бабушка - …, дед - …, брат - …, сестра - …, внук - …

4. «Мой, моя, мои».

Взрослый спрашивает, а ребёнок отвечает.

Чья мама? – Моя мама.

Чья бабушка?

Чей папа?

Чей дедушка?

Чьи родители?

Чей братик?

Чья сестрёнка?

5. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!

(Руки сжимают в кулак, поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого)

6. Нарисуй картинку «Моя семья».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...