Картотека опытно-экспериментальной деятельности
картотека

Петриченко Наталия Валериевна

Картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека опытно-экспериментальной деятельности на прогулке для детей старшей группы.

Осень

 «Как появляется тень?»

Цель: формировать представление о солнце как источнике света, показать, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход: Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Понаблюдать  утром, в полдень, вечером. В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными. Что такое тень, почему она образуется (Это темное пятно). Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется темное пятно). Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

«Свет и тень».

Цель: продолжать знакомить детей с образованием тени.

Ход: в солнечный день воспитатель предлагает детям выполнить упражнения с руками. Посмотреть вниз на землю, что дети видят? (свое темное отражение) Это темное отражение называется тенью. Далее воспитатель предлагает пойти детям за детский сад (в тень). Предлагает им выполнить те же упражнения. Увидят ли дети свое темное отражение?

Вывод: для образования тени нужно солнце.

«Какие предметы имеют свою тень?»

Цель: выяснить, какие предметы имеют свою тень?

Ход: воспитатель предлагает детям взять свои любимые игрушки на прогулку. Положить их на место, где светит солнце. Что видят дети? Есть ли у игрушек тень? Какой она формы, размера? У всех ли тень одинаковая?

Вывод: любые предметы имеют свою тень. Тень повторяет форму предмета.

«Твёрдый - жидкий»

Цель: формировать представления о твердых и жидких веществах.

Ход: раздать детям веточки, обследовать их, постучать, сломать пополам. Сколько теперь стало веточек (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет). Предложить детям разделить на части жидкое вещество (воду):  разлить воду из банки в стаканчики, а потом снова соединить  части в банке в одно целое.

Вывод: если разделить твердое вещество, то снова сделать его целым нельзя; жидкие вещества делятся, а потом соединяются в одно целое.

«Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка.

Материал: песок, формочки

Ход: засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок липкий и может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха (не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Ветер»

Цель: показать, что ветер-это движение воздуха.

Ход: дети делают кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на кораблики, кораблики движутся  благодаря ветру. Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение)

Вывод: ветер-это движение воздуха.

«Воздушный шарик»

Цель: уточнить представления детей о свойствах воздуха.

Ход: Надувая воздушный шар, задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом). детям рассмотреть два воздушных шарика (надутый и спущенный). Что находиться внутри шарика? С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут воздухом, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается). Обозначаем причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть).  Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. С помощью вертушек, султанчиков, лент определить направление и силу ветра.

Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Воздух движется, его движение мы ощущаем как ветер. Чем больше воздуха перемещается, тем сильнее сила ветра.

«Реактивный шарик».

Цель: выяснить, может ли воздух двигать предметы.

Ход:  раздать детям шарики, предложить надуть их. Потом предложить отпустить надутые шарики. Они начинают крутиться, улетать. Воздух вырывается из шарика, заставляет его двигаться.

Вывод: воздух может двигать предметы, это свойство используется в двигателях.

 «В почве есть воздух, в воде есть воздух»

Цель: закреплять представления о том, что в почве  есть воздух.

Ход: взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он был виден в воде в как пузырьки, в почве тоже есть воздух.

 «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений

Ход: дать детям по одному «летающему» и по одному «нелетающему» семени. Предложить поднять руки вверх и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы)

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения

Ход: выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок, оставшийся без воды,  цветы, которые регулярно поливали: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они могут погибнуть.

 «Почему деревья не падают»

Цель: продолжать знакомить детей со строением дерева.

Ход: Обратить внимание детей на ствол дерева, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть в землю веточку и попытаться выдернуть - это сделать легко.

Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому не падает.

 «Пар — это тоже вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Ход: Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром крышку. На крышке образуются капельки воды.

Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

 «Состояние почвы»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая). Полить землю из лейки (условный дождь) и предложить снова потрогать ее и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, если нажать на нее, она липнет, собирается в комочки. От холодной воды почва стала холодной как от холодного дождя.

Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

«Свойства камней»

Цель: уточнить представления о свойствах камней, выяснить, могут ли камни менять форму и растворяться в воде.

Ход: Предложить детям взять в руки камни, постучать ими, сжарь в руках, попробовать поломать их. Рассмотреть через лупу камни. Что видно? (трещины, узоры, кристаллики). Рассмотреть через лупу песок, отметить, из чего он состоит (из песчинок – это крошечные частицы камней).. Раздать детям одноразовые стаканчики и ложки. В стакан насыпать песок и сверху налить воды, размешать содержимое.

Вывод: Вывод: камень – твердый предмет, он не меняет форму. Песок - это мелкие крупинки камней. Камни не растворяются в воде.

«От чего зависит плавучесть предметов».

Цель: формировать понятия «легкий – тяжелый», определить, от чего зависит плавучесть предметов.

Ход: раздать детям деревянные ветки и камешки, сравнить их вес, назвать, что легче, что тяжелее. Затем бросить их в ведерки с водой. Какой предмет плавает, какой тонет? Утонул камень. Плавает деревянная палочка.

Вывод: плавает тот предмет, который легче.

Зима

«Лёд – твердая вода»

Цель: выяснить, как вода превращается в лед.

Ход: Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость вынести на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице, где мороз; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.

Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

 «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда

Ход: в прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь на мороз. Утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Как изменяется вода при замерзании»

Цель: Выявить изменение объема воды при замерзании.

Ход: Залить две бутылки водой: одну доверху, другую до половины, закрыть бутылки крышками, отметить уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания рассмотреть бутылки, объяснить, почему дно полной бутылки стало выпуклым.

Вывод: Вода при замерзании увеличивается в объёме.

«Лед легче воды»

Цель: подвести детей к пониманию, что лед легче воды.

Ход: воспитатель предлагает детям поместить кусочки льда в стаканчики с водой. Отметить, что лед плавает.

Вывод: лед легче воды.

«Солёный лёд»

Цель: уточнить представления о взаимодействии льда и соли.

Ход: На один кусок льда насыпать соль, на  другой – ничего. Спустя некоторое время отметить, что там, где насыпана соль, лёд превратился в воду, а чистый кусок льда остался полностью замороженным. Это произошло потому, что «солёный» лёд начинает таять при температуре ниже ноля градусов.

Вывод: на морозе скользкую ледяную дорожку можно сделать нескользкой, если насыпать на неё соль.

«Вода и снег»

Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

Ход: Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.

«Защитные свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход: Взять две емкости с одинаковым количеством воды, поместить одну на поверхность сугроба, вторую зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба, она замерзла, в ней появился лёд. Чем глубже в сугробе будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

 «Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Ход: Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?

Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.

«Слепи снежок»

Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)

Ход: В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.

Вывод : Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.

 «Чьи следы»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Ход: Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.

Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.

Весна

«Можно ли пить талую воду?»

Цель: показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: воспитатель предлагает взять детям снег, положить его в стаканчики и отнести их в группу. В другие стаканчики набрать воду из водопровода. Рассмотреть то, что получилось в стаканчиках.

Вывод: снег – это грязная талая вода. Ее пить нельзя, она непригодна для питья. Ее можно использовать для полива растений.

«Солнце высушивает предметы»

Цель: формировать представление о солнце как источнике тепла.

Ход: Повесить на солнце и в тени кукольное белье, наблюдать, как быстро высохнет; намочить песок в песочнице и разлить воду на асфальте, побрызгать водой и потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах. Полить водой из бутылок свои игрушки, часть из них поставить на солнце, другую часть – в тень.

Вывод: солнечные лучи согревают поверхности предметов и вода от солнечного тепла испаряется  с их поверхности.

 «Испарение воды»

Цель: убедиться с помощью эксперимента, что быстрота испарения воды зависит от емкости.

Ход: В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод.

Вывод: быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана.

 «Зависимость роста растений от освещенности места обитания»

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Ход: Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Также в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнечного света и тепла, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.

 «Водопроницаемость песка и почвы»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Ход: Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? (Влажным, мокрым). Куда исчезла вода? (Она спряталась между песчинками). В какой песок легче входит палочка? (В сухой). Налить воду на землю. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается на земле.) Легче воткнуть палочку во влажную землю, чем в сухую.

Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем почва. Вода быстрее впитается в сыпучие вещества, чем в плотные вещества.

 «Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность почвы»

Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

Ход: В коробку с землей, камнями, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из свободного пространства, черви начинают вылезать на поверхность земли.

Вывод: Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве.

«Следы насекомых»

Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.

Ход: Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (после эксперимента положить насекомых на место). Насыпать на лист картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.

Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.

«Как летают птицы?»

Цель: определить особенности строения птиц, позволяющие им передвигаться в воздухе.

Ход: Воспитатель проводит наблюдение за птицами, прилетевшими на участок. Затем предлагает детям рассмотреть игрушечную резиновую птичку и птичку из бумаги, сравнивают их вес. Дети запускают с высоты обеих птиц, определяют, что с ними случилось и почему (бумажная птичка пролетела небольшое расстояние, резиновая просто упала). Дети отмечают, что птица летит, опираясь крыльями на воздух, и с нераскрытыми крыльями птица не может держаться в воздухе. Прикрепляют к резиновой птичке крылья из бумаги. Летает она как бумажная или нет?  (она тяжелая, крылья не могут поднять её в воздух).

Вывод: летают птицы с помощью крыльев, опираясь ими на воздух, если птица тяжелая, то маленькие легкие крылья не смогут поднять её в воздух.

«Песчаный конус»

Цель: Показать с помощью эксперимента свойства песка.

Ход: Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок может двигаться.

«Запахи растений»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Ход: Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах.

Вывод: Каждое растение пахнет по-своему.

«Почему на тропинках не растут растения?»

Цель: выяснить причину отсутствия растений на тропинках.

Ход: воспитатель раздает детям палочки. Предлагает детям палочками попробовать плотность почвы на тропинках и на участке с растениями. Сравнить ее.

Вывод: растения лучше прорастают на мягкой земле, чем на плотной земле. Если даже растениям удается прорасти на тропинках, то все равно их затопчут.

«Полет семян одуванчика»

Цель: выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.

Ход: Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше.

Вывод: полет семян одуванчика зависит от силы дуновения, дальше летят те семена, которые сверху.

«Солнечный зайчик»

Цель: выяснить, как отражается свет.

Ход : воспитатель раздает зеркала детям. Предлагает поймать «солнечного зайчика»: поднести зеркало в том месте, где увидели на стене солнечный лучик. Поставить еще одно зеркало (он отразится еще раз).

Вывод: свет может отражаться многократно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установле...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тематическая картотекаопытно - экспериментальной деятельности в старшей группе....

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время...

Картотека "Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Космос"

В данной картотеке представлено около 20 различных опытов и экспериментов, которые помогут детям наглядно понять как устроен космос, почему сменяются день и ночь, времена года. Для проведения опытов д...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Мы с детьми проводим различные опыты, и поэтому я решила поделиться с Вами!...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙ

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ .МАЙМАЙ1. Могут ли менять форму твердые предметы?Цель: выяснить, могут ли камни менять форму.Ход опыта: воспи...