Компьютерные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим
материал (старшая группа)

Любовь Борисовна Алпатова

Материал представляет опыт работы сурдопедоагога в старшей группе для глухих детей. Обосновывается использование компьютерных технологий на занятих по развитию речи и ознакомлению с природными явлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушениями слуха

                    учитель-дефектолог Алпатова Л.Б.

 2020

Проблему использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе специального обучения в дошкольных образовательных учреждениях разрабатывают отечественные и зарубежные исследователи.  В России внедрение ИКТ в дошкольное специальное образование осуществляется с 1987 года.  Научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца занимается вопросами реабилитации глухих и слабослышащих детей и их интеграции в общество слышащих,  развитием речи дошкольников на основе ИКТ. Исследования  Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Талызиной, Н.Н. Малафеева, Н.П. Чудовой, С. Пейперт, Б. Хантер посвящены разработке и применению компьютерных игр для развития мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В работах ученых  (В.П. Беспалько, Л.Р. Лизунова, Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К.) рассматриваются психолого-педагогические и дидактические аспекты использования компьютерных технологий в процессе общего и специального образования.   Специалисты, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что ИКТ способствуют развитию учебных навыков, созданию развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении для детей с сенсорными и физическими нарушениями.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только дать ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве,  умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – начальному  звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить  потенциал развития личности ребенка. 

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, исследователи определяют три основные сферы их использования в области специального образования: компенсаторная, дидактическая и коммуникативная.  Вместе с тем, использование  ИКТ на практике  сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с функциональными специфическими ограничениями детей, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах применения ИКТ.

Проблема внедрения ИКТ в конкретных дошкольных учреждениях заключается в противоречии между теоретическим обоснованием их применения в педагогическом процессе и реальным оснащением детских садов техническими средствами обучения, а также низким уровнем компьютерной компетенции педагогов.  Многие из них при обучении в ВУЗах не получали компьютерной подготовки.

Для разрешения данного противоречия в ГДОУ  ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» проводятся комплексные мероприятия: администрация детского сада приобрела в достаточном количестве smart-столы, ноутбуки, компьютеры, телевизоры; учителя-дефектологи и воспитатели проходят целевые курсы в очно-заочной форме в Тульском Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;  на семинарах методического объединения в ГДОУ педагоги рассматривают вопросы сочетания традиционных и инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ.

На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и специальной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерно-опосредованных технологий обучения детей.  С этой целью педагоги: учителя-дефектологи, воспитатели активно участвуют в вебинарах, проводимых Институтом  повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, по обучению созданию различных пакетов заданий для интерактивного стола.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение ИКТ в педагогическом процессе позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений на современном этапе. Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку диагностического инструментария для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых (в терминологии Л.С. Выготского) «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; компьютерное моделирование объектов и явлений в любых знаковых формах, разработку новых способов качественной индивидуализации обучения.

Основным функциональным ограничением у дошкольников с нарушениями слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. Потеря слуха в речевой зоне, превышающая 85 – 90 дБ классифицируется как глухота. Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка), обращается к доступной форме общения – мимике и естественным  жестам. Но природой дефекта глухому ребенку не предписано аномальное развитие.  Известно, что обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, тактильно-вибрационный.  Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой  функцией определяют необходимость модернизации образования с позиций применения современных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Интерактивное оборудование – «SMART- столы» и «SMART- доски» – это визуальный ресурс, который помогает педагогу излагать новый материал увлекательно для детей, представлять информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упрощает объяснение темы и позволяет быстро проверить выполненное задание. На столе легко изменяется информация, передвигаются объекты, создавая новые связи, что значительно повышает познавательный интерес и внимание детей. Дети имеют возможность быстро получить подтверждение правильности своего выбора и исправить ошибки.

Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей с нарушениями слуха потребность в визуализации информации гораздо выше, чем у слышащих сверстников. Интерактивный стол  является инструментом визуального представления материала, это позволяет развивать концентрацию внимания воспитанников, а также одновременно воздействовать на несколько органов чувств ребёнка,  способствуя закреплению новых знаний.

Таким образом, интерактивный стол – эффективное средство для вовлечения детей в образовательный процесс, повышения их познавательной активности и уровня понимания учебного материала. При этом компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности педагога и воспитанников и сотрудничества детей.

Педагоги  ГДОУ активно используют возможности интерактивного стола для создаия оригинального материал к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим, например, пакеты заданий «Домашние животные», «Весна», «Птицы». Результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Это позволяет формировать у ребёнка навыки самоконтроля. При разработке учебного материала учитывается принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребёнок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

Использование мультимедийных презентаций в педагогическом процессе позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывать  у ребенка живой интерес. Презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует достижению хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на различных занятиях обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов,  формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, способствует развитию зрительного внимания и зрительной памяти.

Учителя-дефектологи и воспитатели создают в программе Power Point мультимедийные презентации, содержащие текстовую и графическую информацию.

Педагоги разрабатывают не только учебные презентации для детей. На родительских собраниях с успехом демонстрируются презентации, которые знакомят родителей с коррекционно-развивающим процессом.

Подобная форма работы с родителями весьма продуктивна, поскольку пребывание детей в детском саду пятидневное, многие семьи живут не в Туле, а в Тульской области. Мы практикуем отправление презентаций для родителей по электронной почте.

Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит дефектолог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; 
  • возможность демонстрации объектов наиболее доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом в качестве раздаточного материала.

В первую очередь педагоги, определяя место информационных технологий в процессе обучения, сопоставляют их со своими педагогическими и методическими приоритетами, сочетают традиционные технологии и инновационные.  Педагоги  в ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» применяют компьютер на различных занятиях,  когда ИКТ  эффективнее всех других позволяет  решить программные задачи. При этом они учитывают закономерности и особенности  развития детей, а также опираются на современные методики преодоления отклонений в развитии.

        Например, перед непосредственным  рисованием по образцу используют для показа  smart-стол. Дети легко повторяют яркий рисунок на плоскости стола, а затем воссоздают его графически на бумаге.

Для педагога использование информационных ресурсов предоставляет широкие возможности проектирования обучающей среды, реализации принципиально новых форм и методов обучения, развития личности ребенка. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением в специальной педагогике является не только использование компьютеров в обучении детей, но и овладение самими детьми навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, полноценной коммуникации, доступа к образованию и повышению уровня личностных достижений, а в дальнейшем расширение сфер будущей трудовой деятельности.

Формирование информационной культуры педагогов-дефектологов одна из приоритетных задач на современном этапе. Педагогический коллектив осознает, что эта задача не ограничивается знанием основных программных пакетов,  но предполагает умение создавать оригинальный продукт для реализации принципиально новых форм и методов обучения, проектировать обучающую среду.

В новом 2018 – 2019 учебном году педагогам предстоит ознакомиться, изучить и внедрить в практику специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе». Для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения, применяются компьютерные программы «Дактильный букварь», «Дактильная речь».

Особую практическую ценность представляет программа сурдопедагогической реабилитации «Руководство», разработанная Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно).  Цель программы – совершенствование у детей с нарушениями слуха навыков вербальной речи. С помощью персонального компьютера речевая реабилитация детей строится на постепенной, максимально естественной основе, через первоначальное освоение письменной формы жестового языка – первого родного языка для неслышащего ребенка. Этот язык не даёт ему возможности общаться с миром слышащих людей, но он позволяет расширить знания об этом мире. Он помогает понять смысл многих слов, понятий, явлений. Использование данной компьютерной программы, в конечном итоге, приводит к устранению препятствий в общении глухих с вербальным миром.

Таким образом, педагоги ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» понимая, что за компьютерными технологиями будущее, повышают свой  уровень компьютерной  компетенции путем самообразования, участия в научно-практических конференциях, сетевых образовательных сообществах, обучения на целевых курсах повышения квалификации.

                                                      Литература

1. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. - 2012.- № 1.- С. 27-33

2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2011.- C.360

3. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: концептуальные идеи и их практическая реализация // Хрестоматия к курсу "Информационные технологии в специальном образовании". Разд. I, 2013.- C.440

4. Приказ Министерства образования и науки РФ  №  1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».



Предварительный просмотр:

Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с нарушениями слуха

                    учитель-дефектолог Алпатова Л.Б.

 2020

Проблему использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в процессе специального обучения в дошкольных образовательных учреждениях разрабатывают отечественные и зарубежные исследователи.  В России внедрение ИКТ в дошкольное специальное образование осуществляется с 1987 года.  Научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца занимается вопросами реабилитации глухих и слабослышащих детей и их интеграции в общество слышащих,  развитием речи дошкольников на основе ИКТ. Исследования  Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Талызиной, Н.Н. Малафеева, Н.П. Чудовой, С. Пейперт, Б. Хантер посвящены разработке и применению компьютерных игр для развития мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В работах ученых  (В.П. Беспалько, Л.Р. Лизунова, Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Королевская Т.К.) рассматриваются психолого-педагогические и дидактические аспекты использования компьютерных технологий в процессе общего и специального образования.   Специалисты, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что ИКТ способствуют развитию учебных навыков, созданию развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении для детей с сенсорными и физическими нарушениями.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только дать ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве,  умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – начальному  звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить  потенциал развития личности ребенка. 

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, исследователи определяют три основные сферы их использования в области специального образования: компенсаторная, дидактическая и коммуникативная.  Вместе с тем, использование  ИКТ на практике  сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с функциональными специфическими ограничениями детей, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах применения ИКТ.

Проблема внедрения ИКТ в конкретных дошкольных учреждениях заключается в противоречии между теоретическим обоснованием их применения в педагогическом процессе и реальным оснащением детских садов техническими средствами обучения, а также низким уровнем компьютерной компетенции педагогов.  Многие из них при обучении в ВУЗах не получали компьютерной подготовки.

Для разрешения данного противоречия в ГДОУ  ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» проводятся комплексные мероприятия: администрация детского сада приобрела в достаточном количестве smart-столы, ноутбуки, компьютеры, телевизоры; учителя-дефектологи и воспитатели проходят целевые курсы в очно-заочной форме в Тульском Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;  на семинарах методического объединения в ГДОУ педагоги рассматривают вопросы сочетания традиционных и инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ.

На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и специальной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерно-опосредованных технологий обучения детей.  С этой целью педагоги: учителя-дефектологи, воспитатели активно участвуют в вебинарах, проводимых Институтом  повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, по обучению созданию различных пакетов заданий для интерактивного стола.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение ИКТ в педагогическом процессе позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений на современном этапе. Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку диагностического инструментария для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых (в терминологии Л.С. Выготского) «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; компьютерное моделирование объектов и явлений в любых знаковых формах, разработку новых способов качественной индивидуализации обучения.

Основным функциональным ограничением у дошкольников с нарушениями слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. Потеря слуха в речевой зоне, превышающая 85 – 90 дБ классифицируется как глухота. Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка), обращается к доступной форме общения – мимике и естественным  жестам. Но природой дефекта глухому ребенку не предписано аномальное развитие.  Известно, что обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, тактильно-вибрационный.  Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой  функцией определяют необходимость модернизации образования с позиций применения современных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Интерактивное оборудование – «SMART- столы» и «SMART- доски» – это визуальный ресурс, который помогает педагогу излагать новый материал увлекательно для детей, представлять информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упрощает объяснение темы и позволяет быстро проверить выполненное задание. На столе легко изменяется информация, передвигаются объекты, создавая новые связи, что значительно повышает познавательный интерес и внимание детей. Дети имеют возможность быстро получить подтверждение правильности своего выбора и исправить ошибки.

Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей с нарушениями слуха потребность в визуализации информации гораздо выше, чем у слышащих сверстников. Интерактивный стол  является инструментом визуального представления материала, это позволяет развивать концентрацию внимания воспитанников, а также одновременно воздействовать на несколько органов чувств ребёнка,  способствуя закреплению новых знаний.

Таким образом, интерактивный стол – эффективное средство для вовлечения детей в образовательный процесс, повышения их познавательной активности и уровня понимания учебного материала. При этом компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности педагога и воспитанников и сотрудничества детей.

Педагоги  ГДОУ активно используют возможности интерактивного стола для создаия оригинального материал к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим, например, пакеты заданий «Домашние животные», «Весна», «Птицы». Результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Это позволяет формировать у ребёнка навыки самоконтроля. При разработке учебного материала учитывается принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребёнок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

Использование мультимедийных презентаций в педагогическом процессе позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывать  у ребенка живой интерес. Презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует достижению хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на различных занятиях обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов,  формирует способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, способствует развитию зрительного внимания и зрительной памяти.

Учителя-дефектологи и воспитатели создают в программе Power Point мультимедийные презентации, содержащие текстовую и графическую информацию.

Педагоги разрабатывают не только учебные презентации для детей. На родительских собраниях с успехом демонстрируются презентации, которые знакомят родителей с коррекционно-развивающим процессом.

Подобная форма работы с родителями весьма продуктивна, поскольку пребывание детей в детском саду пятидневное, многие семьи живут не в Туле, а в Тульской области. Мы практикуем отправление презентаций для родителей по электронной почте.

Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит дефектолог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; 
  • возможность демонстрации объектов наиболее доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом в качестве раздаточного материала.

В первую очередь педагоги, определяя место информационных технологий в процессе обучения, сопоставляют их со своими педагогическими и методическими приоритетами, сочетают традиционные технологии и инновационные.  Педагоги  в ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» применяют компьютер на различных занятиях,  когда ИКТ  эффективнее всех других позволяет  решить программные задачи. При этом они учитывают закономерности и особенности  развития детей, а также опираются на современные методики преодоления отклонений в развитии.

        Например, перед непосредственным  рисованием по образцу используют для показа  smart-стол. Дети легко повторяют яркий рисунок на плоскости стола, а затем воссоздают его графически на бумаге.

Для педагога использование информационных ресурсов предоставляет широкие возможности проектирования обучающей среды, реализации принципиально новых форм и методов обучения, развития личности ребенка. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением в специальной педагогике является не только использование компьютеров в обучении детей, но и овладение самими детьми навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, полноценной коммуникации, доступа к образованию и повышению уровня личностных достижений, а в дальнейшем расширение сфер будущей трудовой деятельности.

Формирование информационной культуры педагогов-дефектологов одна из приоритетных задач на современном этапе. Педагогический коллектив осознает, что эта задача не ограничивается знанием основных программных пакетов,  но предполагает умение создавать оригинальный продукт для реализации принципиально новых форм и методов обучения, проектировать обучающую среду.

В новом 2018 – 2019 учебном году педагогам предстоит ознакомиться, изучить и внедрить в практику специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе». Для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения, применяются компьютерные программы «Дактильный букварь», «Дактильная речь».

Особую практическую ценность представляет программа сурдопедагогической реабилитации «Руководство», разработанная Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно).  Цель программы – совершенствование у детей с нарушениями слуха навыков вербальной речи. С помощью персонального компьютера речевая реабилитация детей строится на постепенной, максимально естественной основе, через первоначальное освоение письменной формы жестового языка – первого родного языка для неслышащего ребенка. Этот язык не даёт ему возможности общаться с миром слышащих людей, но он позволяет расширить знания об этом мире. Он помогает понять смысл многих слов, понятий, явлений. Использование данной компьютерной программы, в конечном итоге, приводит к устранению препятствий в общении глухих с вербальным миром.

Таким образом, педагоги ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» понимая, что за компьютерными технологиями будущее, повышают свой  уровень компьютерной  компетенции путем самообразования, участия в научно-практических конференциях, сетевых образовательных сообществах, обучения на целевых курсах повышения квалификации.

                                                      Литература

1. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. - 2012.- № 1.- С. 27-33

2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2011.- C.360

3. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: концептуальные идеи и их практическая реализация // Хрестоматия к курсу "Информационные технологии в специальном образовании". Разд. I, 2013.- C.440

4. Приказ Министерства образования и науки РФ  №  1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок м...

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие и домашние животные» познавательное занятие – игра (с применением игровых технологий)

обобщение и закрепление познавательных знаний, умений и навыков у детей, через использование игровых технологий....

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....