" Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы"
статья (подготовительная группа)

Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст] : сборник научных трудов. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. – 126 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornike_nauchnyh_trudov2.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Шушканова Н.Д.,

воспитатель МБДОУ д/с 218

nadejda.shushkanova@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Цель: Знакомить детей с шахматной доской, с шахматными фигурами, с

расстановкой фигур на шахматном поле, с правилами хода и взятия каждой из

фигур. Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику,

ориентировку в пространстве, внимание, память. Формировать выдержку,

целеустремлённость, настойчивость. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Один из ведущих видов деятельности в детском саду – это игра! Для

ребёнка игра – это интересное и захватывающее занятие - это и радость, и

познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. В

процессе игры дети незаметно для себя познают мир, развивают свои

способности и обретают различные навыки.

Дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс,

являются эффективным средством в достижении поставленных целей,

повышают интерес к учению, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в

учебную деятельность, развивают память, внимание, мышление,

любознательность и сообразительность, помогают сделать любой учебный

материал увлекательным, вызывают у детей удовлетворение, создают

радостное настроение.

123

Шахматы – это трудная интеллектуальная игра, требующая от ребёнка

усидчивости, концентрации внимания. Занятия шахматами с детьми

дошкольного возраста положительно влияют на развитие восприятия, памяти,

воображения. У детей развивается логическое мышление, мелкая моторика,

ориентировка в пространстве, формируются волевые качества, такие, как

выдержка, целеустремленность, настойчивость. Можно с уверенностью сказать,

что у детей, которые занимались шахматами, в дальнейшем отмечается

улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.

Цель нашей работы по обучению детей игре в шахматы на этапе дошкольного

детства прививать интерес к игре, формировать начальные представления о

правилах игры.

Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с

помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил

шахматной игры, но сложные шахматные знания будут легче усваиваться именно

в игровой обстановке. Погружаясь с азартом в игровой процесс, дети незаметно

для себя решают важные задачи.

В своей работе я использую шахматные сказки, ребусы, загадки,

занимательные задачи и викторины, а также дидактические игры.

1этап. Шахматная доска

При изучении шахматной доски использую такие игры как: 1)«

Путешествие по улицам и переулкам доски», - вместе с детьми рассматриваем,

сравниваем линии: горизонтали, вертикали, диагонали, поля (клетки),-считаем

количество полей (белых, черных, полей в горизонтали, вертикали, самой

короткой диагонали, самой длинной диагонали и т.д.

Задания: -Собери горизонталь, вертикаль, диагональ (из квадратов белого и

черного цвета)

- Кто быстрее выложит фишки на диагонали, вертикали, горизонтали2)

- «Составь доску»

-Изучаем с детьми шахматную нотацию.

С помощью стихотворения Игоря Сухина "Мы сидели на крыльце…"

запоминаем латинские буквы:

Мы сидели на крыльце,

Повторяли - а, бэ, цэ.

А потом спросили: "Где

Буква дэ и буква е?"

Папа, дай нам карандаш,

Мы запишем - эф, жэ, аш.

2этап. Шахматные фигуры:

Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры

от других не всегда легко, в этом нам помогают такие игры как:

1) «Найди фигуру»,

2) «Чудесный мешочек»,

3) «Говорящие кубики»,

4) «Собери фигуру»,

124

5) «Какой фигуры не стало»,

6) «Шахматное лото»

7) «Нарисуй фигуру»

8)«Что общего и чем отличаются фигуры» (Дети сравнивают фигуры по цвету,

«весу», форме)

9)«Назови, не ошибись» (Фигуры расставляются, первый ребенок называет

пешка, второй ребенок называет пешка и конь, третий называет пешка, конь и

ладья и т.д. последний ребенок должен назвать все стоящие в ряд фигуры)

Устраиваем шахматные спектакли по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».

3 этап. Расстановка фигур.

На этом этапе использую задания

1) «Поставь фигуры правильно».

2) «Путаница- перепутаница» (Дети находят ошибку, какие фигуры стоят не на

своём месте)

3)Игра- соревнование «Каждой фигуре свое место» (Дети по команде стараются

быстро расставить фигуры, кто быстрее)

4 этап. Ходы и взятие фигур

При знакомстве с правилами хода и взятия каждой из фигур использую

такие игра,как

1) «Игра на уничтожение»

2)«Цепочка» (Белая фигура должна уничтожить на своем пути все

«заколдованные - недвижимые» черные фигуры. Тоже можно провести и с

черной фигурой.)

3)«В лабиринте» (Выбирается фигура, которая должна пройти путь до центра

шахматного поля)

4)«Короткий путь» (Выбранная фигура должна пройти установленный путь с

наименьшим числом ходов)

5) «Боевые действия» (Фигура наносит атаки на вражеские отряды)

В данный момент, мы находимся только в начале пути изучения игры, но

самое главное, дети заинтересованы игрой, у них горят глаза и каждый раз с

нетерпением ждут следующей встречи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М.

Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;

2. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.

— М.: Педагогика, 1991;

3. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] /

И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

4. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г.

5. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы

онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

6. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;Шахматы: [сайт] URL:

http://megachess.net/School/textbook.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы дисциплинирует, воспитывает соср...

Программа "Обучение детей дошкольного возраста игры в шахматы"

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – нео...

Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени реб...

Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...