Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
материал по физкультуре

Трегуб Екатерина Валерьевна

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.  

Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие. Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детском саду требует от нас структурного и функционального построения занятия по принципам «открытого обучения». Оно не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификацию, как по воле взрослого, так и воле ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_did_igry_basseyn.docx904.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

(Дошкольное отделение «Ёлочка»)

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:

«Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»

        Подготовила:

инструктор по физической культуре

Трегуб Екатерина Валерьевна

г. о. Электрогорск, 2023 год

Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.  

Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие. Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детском саду требует от нас структурного и функционального построения занятия по принципам «открытого обучения». Оно не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификацию, как по воле взрослого, так и воле ребенка.

Конечно же всем известно, что народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника подходящей формой развития и обучения.

   Убеждена, что ребенка в игре привлекает не игровая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, одним словом выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленно мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого - научить ребенка плавать). Ребенок становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом моих педагогических требований.

Не ошибусь, если скажу, что в обучении детей большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. К.Д. Ушинский придавал огромное значение наглядности обучения и считал, что нельзя научить ребенка думать, делать верные суждения, не научив его прежде наблюдать, сравнивать, выявлять существенные связи.

Мы заметили, что играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром.

Интерес, который вызывает игра, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и меня. Я думаю, что искусство педагога заключается в сохранении свойств игры, в способности через свою роль в игре, игровых действиях осуществлять руководство умственной деятельностью детей, использовать дидактическую игру как форму обучения. Игровые отношения устанавливаются также и между играющими детьми.

В связи с этим я разработала картотеку дидактических игр, позволяющих развивать психические процессы и закреплять плавательные навыки. Представляю Вашему вниманию, несколько игр из своей картотеки.

 

  1. Одна из таких игр «Мы волшебники»

В этой игре я предлагала детям стать маленькими волшебниками, научиться превращаться в различных морских обитателей. Показывая карточку с изображением или игрушку крокодила, я предлагала детям превратиться в крокодильчиков, морских звезд. Дети передвигались по дну бассейна на руках, а я советовала им спрятаться от охотников в воду. Дети, продолжая передвигаться по дну бассейна на руках, по команде делали глубокий вдох и опускали голову в воду. Лучший крокодил был тот, кто дольше всех продержался под водой.

2. Дидактическая игра «Зеркальце»

Содержание: дети строятся в круг, выбирается ведущий, который занимает место в центре круга. Держась за руки, дети идут по кругу и хором произносят слова: после слов дети останавливаются. Я показывала плавательное упражнение, а дети повторяют упражнение. После этого мы выбирали нового водящего и игра повторялась.

Правила игры: все упражнения выполняются одновременно, на задержке дыхания.

  1. Дидактическая игра «Достань предметы со дна»

Содержание. Дети ныряют и достают предметы со дна бассейна. Варианты данной игры могут быть разными например, нужно достать крупные редметы в желтую корзину, мелкие в зеленую, или достать определенное количество предметов.

2

4. Дидактическая игра «Спящий кит»

Во время участия у детей в командных играх  создаётся особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определённым правилам, использовать хорошо знакомые двигательные плавательные умения и навыки в соответствии с игровыми ситуациями, поддерживается интерес и радость от общения с водой, повышены активные действия в воде, дети могут применять полученные плавательные умения и навыки в самостоятельной  игровой деятельности.

Подводя итог, хочу сказать, что благодаря формированию познавательных процессов у дошкольников значительно развилась активность, самостоятельность, самообслуживание, что очень важно для их всестороннего развития. Через игру дети познакомились с многообразием движений, их назначением; научились дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемые движения с имеющимися мерками, упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

Все перечисленные выше формы работы с детьми на воде, приемлемы в нашей дошкольной организации. Проанализировав содержание всей работы с детьми разных возрастов, а также данные физического обследования детей, я пришла к выводу, что занятия плаванием положительно влияют на детский организм и на формирование его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения»...

Мастер-класс для педагогов: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Мастер-класс  для педагогов «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»....

Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения" направлен на то, чтобы показать возможность формирования навыков безопасного...

Мастер- класс по ПДД:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Цель обучения детей ПДД состоит не только в том, чтобы они получили знания в  области дорожного движения, но и в том, чтобы на базе этих знаний они выработали устойчивые практические ...

Мастер – класс для воспитателей «Синквейн - как технология обучения детей дошкольного возраста»

Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Использование инноваций в ра...