Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки
материал

Парсиева Марина Давидовна

Взаимодействие ДОУ с социальными институтами является одним из факторов расширения познавательного интереса дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает:

– Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.

– Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.

– Развитие восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 176 « Маленькая страна»

Воспитатель

высшей категории:                Парсиева М.Д.

г.Владикавказ,2019г.

«Нет чтения-нет и духовного единства воспитателя и воспитанника..»

                                                                                         В.А.Сухомлинский

Социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. Осуществить  эту адаптацию на наш взгляд можно в тесном взаимодействии с социокультурными организациями. Наша образовательная организация – это открытая социальная система, активно взаимодействующая с разнообразными социальными партнёрами: родителями воспитанников, школой, музеями, театрами, МЧС, с Центром дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов,  спортивными учреждениями, библиотекой. С чего же начиналось  наше сотрудничество с библиотекой? В рамках  решения годовой задачи «Совершенствовать речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности», мною был запланирован проект « В гостях у книжки». В  ходе проведения проекта  родителям были рекомендованы сказки и другая художественная литература для совместного чтения .В ходе непрерывной образовательной деятельности  и бесед становилась очевидным, что дети не знакомы с заданными произведениями  и что все выходные они проводили  дома «наедине» с гаджетами. Основными  причинами подобного поведения родителей были –нехватка времени и отсутствие домашней библиотеки. Было проведено анкетирование родителей с целью определения роли книги в семье. Результаты показали. Что в век технического прогресса и информационных технологий  чтение художественной литературы и работа с книгой отошли далеко на второй план. Из –за отсутствии домашней библиотеки родителям приходиться использовать всемирную сеть, так как дети настойчиво «требовали почитать» , но  и такая возможность есть не у всех. Возникла необходимость оказания помощи семье в отсутствие понимания важности привития любви к книге. Проанализировав всё, мы убедились, что формирование у детей интереса к художественной литературе требует повышенного внимания. Именно в дошкольном возрасте дети наиболее глубоко вбирают в себя всю информацию, поэтому крайне важно привить им желание читать и получать от этого удовольствие. Как заинтересовать ребёнка, разбудить в нём любопытство, формировать потребность в новых впечатлениях. Это побудило  нас к поиску новых форм работ с художественными произведениями. Возникла необходимость расширения образовательного пространства через социальное партнёрство с библиотекой. Наблюдая восторг детей от посещения библиотеки, было принято решение запланировать систематические экскурсионные мероприятия 1-2 раза в месяц. Сотрудники библиотеки нас охотно в этом поддержали. В ходе совместной работы выяснилось , что отсутствует какая либо система организации по взаимодействию с библиотекой, что очень затрудняло выезд детей. Мероприятия проводились хаотично, спонтанно. Не в полной мере были привлечены родители. Для решения этих проблем была изучена научно- методическая литература, нормативно-правовое законодательство « Правило перевозки детей» ППРФ №652 от 30 июля 2018 года, получена консультация юриста. В результате чего были обозначены задачи, проинформированы родители , составлены и подписаны соответствующие документы, которые призваны фиксировать юридические рамки партнёрства:

1. Договор о творческом сотрудничестве между ДОУ и библиотекой

2. План совместных мероприятий на год

Целью нашего сотрудничества является — формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой.

Задачи нами были поставлены по 4 направлениям деятельности:

1.По направлению работы с детьми:  

  • Расширять представление об окружающем мире через знакомство с художественными произведениями
  • Расширять и активизировать словарный запас, развивать потребность в инициативной речи
  • Способствовать реализации социальной компетентности детей через сюжетно-ролевую игру и театрализацию

2.По направлению работы с семьёй:

  • Донести до родителей значение художественной литературы в развитии ребёнка
  • Привлекать родителей к совместной деятельности по развитию у детей коммуникативных способностей, самостоятельности, творчества.
  • Способствовать участию родителей в возрождении семейных традиций, транслирующего детям свои знания, установки и ценности.
  • Оказывать помощь в семье в социализации ребёнка через художественную литературу

       3.По направлению работы с социальным партнёром:

  • Привлечь  ресурсы современной библиотеки.
  • Создать совместный электронный ресурс для работы в ДОУ
  • Способствовать развитию потребности детей и семей воспитанников в общении с книгой в специально организованной социокультурной среде (библиотеке).
  • Повысить статус дошкольного образования

4.По направлению работы с педагогами:

  • Познакомить с формами и методами работы использования художественной литературы для формирования социальной компетентности дошкольника.
  • Совместно с педагогами и специалистами оснастить социально — культурную среду в ДОУ по работе с книгой.
  • Повысить профессиональную компетентность
  • Формировать имидж ДОУ

Каждое направление подразумевало определенную систему работы.

Перед нами стояла задача — так выстроить свою деятельность, чтобы не упустить ни один из пунктов по каждому разделу, чтобы задействовать всех участников данного сотрудничества. Поэтому были разработаны следующие принципы:

  1. Системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности).
  2. Наглядно–образный принцип (оформление тематических выставок книг и рисунков детей)
  3. Игровой принцип (закрепление информации через игровую деятельность).
  4.  Принцип интегративности
  5.  Сотрудничества детей и взрослых (тесное взаимодействие с семьей, с социальным партнёром библиотекой).

Реализация такой налаженной  работы библиотеки и ДОУ позволила судить о том, что данная работа способствовала совершенствованию педагогической компетенции воспитателей и родителей в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе, формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, формированию нравственных идеалов, духовного мира ребенка, формированию целостной картины мира, обогащению и совершенствованию речи детей. Данная работа является актуальной в современном обществе. Организация сотрудничества благоприятно отразилась на всех участниках проекта. Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые: конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия. Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов. Из вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что необходимо запланировать и организовать работу по приобщению детей дошкольного возраста к литературе, зародить в них желание взять в руки книгу, рассмотреть ее, познакомиться с содержанием. Данную проблему можно решить с помощью поиска новых форм и методов работы по приобщению детей к художественной литературе. При этом такая работа должна быть продуманной и содержательной, для этого необходимо структурировать ее таким образом, чтобы она проходила не только силами воспитателей, в рамках детского сада, а при взаимодействии с семьями воспитанников, взаимодействии с социальными институтами различных уровнях при совместной, плодотворной работе. Совместного с библиотекой и нашей группы был разработан план. 

 №

тема

цель

участники

1.

Анкетирование родителей

определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

родители

2.

 Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»

Учить выполнять действия соответствующие работе библиотекаря и читателей: рассказывать о книгах, заполнять электронный формуляр, находить необходимые книги, набирать текст на «компьютере».

Дети,воспитатель

3.

Ремонт книг  «Книжкин «Ай болит»

Учить детей бережно относиться к книгам: не рвать , не рисовать на книгах, по мере необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших

Дети, воспитатель

4.

Книгоиздание

Развивать устойчивый интерес к книге как к самостоятельному наглядному объекту литературы

Дети,

5.

Экран читателя

поддержания у детей интереса к чтению.

Дети, воспитатель

6.

Читательский дневник для родителей

Отслеживание и  возрождения семейного чтение

родители

7.

Акция «Подари детям книжку»

Пополнить библиотечный фонд художественной литературой детского сада

родители

8.

«Акция — Отложи телефон –Возьми книгу»

возродить традиции семейного чтения

Родители,дети

9.

Совместный проект с библиотекой

 освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством совместной деятельности с педагогами и родителями в пространстве детской библиотеки.

Дети, родители, сотрудники библиотеки

10.

Бук кросинг  

 пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, возрождение традиции семейного чтения

Дети, родители, сотрудники библиотеки

11.

«Что за прелесть эти сказки» -

литературная игра – викторина

по сказкам А. С. Пушкина

формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина

Дети, сотрудники библиотеки

12.

родительское собрание круглый стол

«Волшебный мир книги»

 На апрель

Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка

родители, сотрудники библиотеки

13.

Проект

«Самуил Яковлевич Маршак

 для детей»

Создать условия для знакомства детей с творчеством С.Я. Маршака.

Дети, родители, сотрудники библиотеки

14.

инсценирование «Сказка о глупом мышонке»

Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить движения с речью

Дети, родители,

15.

Конкурс чтецов

Представление себя и своего произведения, четкость дикции, выразительность

Дети, родители,библиотека

16.

Акция «Лирика Коста вслух»

 формирования у детей интереса к осетинской художественной литературе

Дети, родители,

17.

Волонтёрская деятельность.Показ сказки «Репка « на осетинском языке в младших группах

Развитие родной речи через театрализованную деятельность

дети

18.

Волшебный чемодан «Театр-зеркало»

способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность

дети

19.

телемост

привлечь внимание родителей к данной проблеме и совместно с воспитателями решать ее

Родители, библиотека

20.

Громкое чтение

научить активно слушать, чтобы расслышать и понять  прочитанное

Дети,родители,Библиотека

Познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке, формировать понимание значимости книги в жизни помогли сюжетно ролевые игры «Библиотека» и «Книжный магазин. Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети - читатели и даже настоящие библиотечные формуляры. Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкин Ай болит» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке».

Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге у детей является создание книг своими руками.

Заинтересовав детей книгоиздательством, можно решать сразу несколько задач:

развивать связную речь

обучать грамоте (знакомство с буквами, умение составлять слово, предложение)

формировать ручную умелость (работа с ножницами, красками, тестом,

конструирование

В нашей группе был изготовлен «Экран читателя», на котором видно кому из детей читают дома, а кому нет. Дети прикрепляют смайлики:  если им прочитали дома родители книгу.

Читательский дневник для родителей служит  для повышение  компетентности родителей в области детской литературы; так же укрепляет внутрисемейные отношения, повышая интерес к семейному чтению.

Для того чтобы возродить традиции семейного чтения, привлечь внимание родителей к данной проблеме в нашем дошкольном учреждении была организована  акция «Отложи телефон –Возьми книгу». направленная на поддержку семейного чтения, которая позволила не только привлечь внимание к проблеме детского чтения, но и сформировать отношение к нему как к радостному занятию, создать атмосферу праздника вокруг книги. В рамках этой акции был проведен мастер класс с родителями по изготовлению «Книжки- малышки» . 

Желание провести родительское собрание на эту тему возникло после того, как нашу группу посетила библиотекарь . Целью этого собрания было: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития. После этой встречи многие родители записались в библиотеку. Следующая такая встреча на круглом столе с сотрудниками библиотеки предстоит в апреле месяце. .

В нашей группе был проведен проект «Самуил Яковлевич Маршак для детей» Цель проекта: познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака. Прививать интерес и любовь к книге, чтению.

В рамках проекта «Самуил Яковлевич Маршак для детей» было проведено инсценированние совместно с родителями «Сказка о глупом мышонке». Цель: Развитие речи детей через драматизацию игр, сказку, умение соотносить движения с речью, так же вовлечь родителей в образовательный процесс.

Проведение конкурса чтецов стало в нашем саду доброй традицией. К каждому конкурсу мы оформляем выставку книг и детских работ. Любой ребенок может выразить свое отношение к произведению или герою через рисунок или поделку. Каждый конкурс оценивают педагоги и родители, а так же сотрудники библиотеки. Это важная и ответственная работа. В ДОУ разработаны критерии оценки выступающих. Представление себя и своего произведения, четкость дикции, выразительность. В дальнейшем планируется проводить такие конкурсы в стенах библиотеки с другими детскими садами.

Волшебный чемодан «Театр-зеркало». Театр - зеркало нашего смеха и слез, лекарь душ человеческих. Для маленьких детей театр - не только сказка, в которой можно ощутить себя сильным и счастливым, но и добрый учитель, друг, помогающий обрести радость и уверенность в своих силах. Работа волшебного чемодана включает в себя:  

  • артикуляционную гимнастику
  • задания для развития интонационной выразительности речи
  • упражнения для развития выразительной мимики, жестикуляции, пантомимики

упражнения для эмоционального развития детей театральные игры

Целью использования телемостов в работе с детьми дошкольного возраста является получение интерактивного опыта общения с людьми (детьми и взрослыми других культур и народов, развитие лингвистических способностей детей, расширение их кругозора, воспитание толерантности у дошкольников. Такие мероприятия учат достижению успеха, дают новую реальность и создают хорошую платформу в рамках международного масштаба.

Такой подход позволил  не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.

Систематически для родителей готовятся печатные консультации памятки, рекомендации для родителей по приобщению детей к книге.

Библиотека – это то место, где дошкольники могут взаимодействовать с аудиторией  различной возрастной категории: первоклассников и дошколят. Поучаствовать наравне с учащимися торгово- кулинарного техникума. В дефиле «Эко-мода», организованном на базе  городской библиотеки, посвященное году экологии в декабре, мы оказались самыми юными участниками, среди учащихся средних школ.

Не забываем и о национальном фольклоре и традициях. Так во время празднования Дня города, в сентябре месяце, наши ребята приняли участие в акции «Читающий трамвай» совместно с Централизованной библиотечной системой г. Владикавказ.

Одним из красочных мероприятий стало празднование Старого Нового года в традициях осетинского народа «Хадзаронтӕ». К данной работе активно подключились и другие узкие специалисты ДОУ.

Музыкально-литературная гостиная «Зимушка-хрустальная» ,дала возможность детям прочувствовать красоту зимней природы через интеграцию видов искусств: музыки и поэзии.

«Что за прелесть эти сказки» -литературная игра – викторина по сказкам

 А. С. Пушкина была проведена в стенах библиотеки .,где дети не только участвовали  в викторине, но так же продефилировали  костюмы героев А.С.Пушкина, которые были изготовлены родителями из бросового материала.

В празднования дня рождения Коста сотрудниками библиотеки был организован флэш-моб на городском общественном транспорте№52 «Лирика Коста вслух», где дети наравне  с учащимися школ и техникумов читали произведения Коста.В нашем дошкольном учреждении воспитатель осетинского языка провела акцию «Лирика Коста вслух»,целью которой было формировать у детей  и взрослых интерес к осетинской художественной литературе

 Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста. Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Такое громкое чтение было проведено в стенах библиотеки, к празднованию Дня матери.

Педагог по изо-деятельности Габуаевой В.В. организовала на базе библиотеки персональную художественную выставку воспитанницы подготовительной группы Парсиевой Амины.

От такого сотрудничества выигрывают все: библиотека получает новых читателей, воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников, а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Благодаря такому сотрудничеству на сегодняшний день мы наблюдаем следующие результаты своей работы:

  1. У детей формируются более глубокие знания о библиотеке  увеличивается словарный запас детей (библиотечный фонд, формуляр, букинист, абонементный и читательский зал, история рождения и развития книги, художники-иллюстраторы книг и т.д.).Дети стали выразительнее и красочнее читать стихи, речь детей становится более чёткой, эмоциональной, увеличивается словарный запас детей, дети стали сами сочинять сказки и загадки. Воспитанники точнее передают образы персонажей поэтому стали больше использовать  театрализацию. Дети становятся увереннее, применяют полученные знания и умения в сюжетно-ролевой игре «Библиотека» и развивают коллективную творческую игру.
  2. После совместных мероприятий за чаепитием родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье
  3. В нашем  детском саду организованна обменная библиотека-Буккросинг «Вместе весело читать», которую часто посещают как воспитатели с детьми, так и родители с детьми, где они с удовольствием обмениваются книгами. Семьи воспитанников теперь являются частыми гостями библиотеки.
  4. Самым  большим достижением для педагогов явился пошаговый алгоритм взаимодействия ДОУ с социокультурной организацией, разработанный в результате целенаправленной и систематической работы всех участников проекта

1

Констатация проблемы

2

Анкетирование. Анализ по результатам анкетирования

3

Определение целей и задач сотрудничества

4

Определение учреждения в зоне ближайшего окружения

5

Определение участников проекта

6

Обозначение взаимовыгодного партнёрства с администрацией учреждения

7

Изучение нормативно-правовой базы

8

Составление договора о творческом сотрудничестве

9

Поиски авто транспорта

10

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

11

Информирование на сайте

12

Привлечение родителей к партнёрским отношениям с образовательной программой

13

Мониторинг

В перспективе нами запланировано:

1. Создание совместной газеты «Читай-ка»

2.Разработка эл. ресурса совместно с библиотекой

3.Организация клуба для родителей «Старые, старые сказки»

4. Совместный просмотр  современных  старых мультфильмов в библиотеке

            5. Акции для родителей : «Запишись в библиотеку сам и запиши друга»,

«Подпиши своего ребёнка на самый интересный журнал»

           6. «Семейный конкурс «Моя первая библиотека»

И это не предел! У педагогов-фонтан идей- проектов!

Девизом нашей команды единомышленников стали слова Клайва С.Льюис

«Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнёшь читать сказки»

И кто знает,…может быть когда –ни будь наши воспитанники , став успешными взрослыми предпринимателями, создадут библиотеку будущего. Это будет модный клуб, и как сказал Александр Иванович Герцен: «Библиотека-это открытый стол идей, за который приглашается каждый…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида

В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Консультация для педагогов « Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

« Взаимодействие  участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образ...

Проект «Организация взаимодействия участников педагогического процесса музыкально-художественного воспитания детей в ДОУ»

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, осуществляет музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, муз. училище или институт), хорошо владеющий тео...

Консультация для педагогов ДОУ« Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие участников педагогического процесса развития детей в свете ФГОС ДО"...

Проект "Формирование семейных ценностей через осуществление взаимодействия участников педагогического процесса"

Данная работа представляет собой социально-ориентированный проект, направленный на формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Проект предусматривает организацию...