Дидактическая игра как метод обучения.
статья (старшая группа)

Мызникова Юлия Валентиновна

Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба,  игра для них – труд,  игра для них – серьёзная форма воспитания.

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_metod_obucheniya.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как метод обучения.

 

Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба,  игра для них – труд,  игра для них – серьёзная форма воспитания.

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Д. Б. Эльконин говорил об игре: «Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся».

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется тем, что игровая деятельность как ведущая ещё не потеряла своего значения. Л. С. Выготский писал: «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде».

Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач.

При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся - игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей.

Особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения в соответствии с правилами; механизма идентификации, сопереживания; умение представить себя в чужой роли; формирование умений планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения.

Как уже было сказано, игры направлены на решение задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию.

Игры создают ситуацию переживания успеха, поскольку направлены на создание игровых ситуаций, которые вызвали бы яркие эмоциональные переживания.

Интерес - это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр.

Л.С. Выготский утверждает: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремление, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями… Педагогический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным.

Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на различные признаки, например, на воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности или часто внешние признаки, например возраст игроков, их количество, наличие или отсутствие игрового материала, место проведения, степень педагогического управления процессом и т.д. Каждый из подходов в той или иной мере, имеет право на существование, а в совокупности они еще раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Подвижная игра с дидактической направленностью - здоровьесберегающий метод обучения"

Данный материал предназначен для детей, обучающихся в логопедических группах...

ДЖОЛТ. Музыкально-дидактическая игра как метод обучения.

Уважаемые коллеги, все мы время от времени проходим обучение на различных курсах повышения квалификации педагогической деятельности. Это помогает нам, педагогам, специалистам, воспитателям, повышать у...

Статья "Дидактические игры, как метод обучения"

Данная статья будет интересна, как педагогам дошкольного образования так и родителям. В статье вы познакомитесь с классификацией дидактических игр, а так же с методами их применения....

Дидактическая игра как метод обучения

Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.Потребность в игре занимает значительн...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...

Дидактическая игра, как метод обучения и воспитания детей

Что такое игра для ребенка?  В игре у ребенка формируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение...В игре у ребенка формируются нравственные представления о бе...

Дидактические игры как метод обучения дошкольников

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.Дидактическ...