Технологическая карта "Наши права и обязанности"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Обвинцева

Цель: продолжать формировать у детей представление о правах и обязанностях.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять и обобщать представления детей о том, что каждый человек имеет определённые гражданские права и обязанности, которые никто не имеет право нарушать;

- закреплять представление детей о том, что существуют законы, которые записаны в документах, которые помогают людям мирно сосуществовать, не нарушая права другого человека;

- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, пониманию необходимости выполнять свои обязанности;

- формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развивающие:

- продолжать развивать умение рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- развивать эмоциональную отзывчивость, внимательность, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.

-продолжать воспитывать любовь к близким людям, самоуважение и уважение к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_nashi_prava_i_obyazannosti.docx253.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной группе, тема «Наши права и обязанности».

Составила: воспитатель Обвинцева Т.В.

г. Югорск, 2022

Цель: продолжать формировать у детей представление о правах и обязанностях.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять и обобщать представления детей о том, что каждый человек имеет определённые гражданские права и обязанности, которые никто не имеет право нарушать;

- закреплять представление детей о том, что существуют законы, которые записаны в документах, которые помогают людям мирно сосуществовать, не нарушая права другого человека;

- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, пониманию необходимости выполнять свои обязанности;

- формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развивающие:

- продолжать развивать умение рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- развивать эмоциональную отзывчивость, внимательность, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.

-продолжать воспитывать любовь к близким людям, самоуважение и уважение к окружающим людям.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, конверты с вопросами и заданиями ( 10 шт.), крупные пазлы с изображением ребёнка ( 10 шт.), карточки с цифрами и буквами П Р А В О, игрушка «Ангелочек», свидетельство о рождении, раздаточный материал – иллюстрации с изображением : «Новорожденный ребенок», «Семья»,  г.Москва, г.Югорск, , В.Осеевой «Печенье», магнитная доска, свидетельство о рождении, медали для детей, видеосюжет отрывка из м/ф «Львёнок и черепаха», аудиозапись песни «Пусть всегда будет солнце!», кепка, шарф, пакет, овощи, фрукты .

Этап, его продолжи-тельность

Задачи этапа

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап 2 мин.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать организованность.

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.

Игровой момент

будем играть в игру «Умники и умницы»

Дети ставят цифры в нужном порядке

Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся!.

Сегодня мы будем играть в игру «Умники и умницы». Расскажу о правилах игры. Передо мной лежат конверты. Я буду по очереди открывать их и читать вопросы и задания. Если ваши ответы будут  правильные и полные, то вы услышите звуковой сигнал (звук колокольчика) и получите часть картинки, которую мы соберём в конце занятия.

 Тему игры вы узнаете, если отгадаете слово. Поставьте цифры в нужном порядке.

   3   1   4   2  5

    А  П  В  Р  О        

   Тема  сегодняшней игры - права ребёнка.

 Давайте вспомним – что такое права?

- Назовите документ, где записаны эти права.

- Когда мы говорим о правах, о чём ещё должны помнить?

-Молодцы!

Приветствие

Дети сидят на ковре.

Это установленные нормы и правила

Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ

Об обязанностях

Расширение имеющихся представлений

 26 мин.

Уточнять и обобщать представления детей о том, что каждый человек имеет определённые гражданские права и обязанности, которые никто не имеет право нарушать.

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимательность, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

Продолжать воспитывать любовь к близким людям, самоуважение и уважение к окружающим людям.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, пониманию необходимости выполнять свои обязанности.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.

Продолжать развивать умение рассуждать, высказывать своё мнение, делать выводы.

Закреплять представление детей о том, что существуют законы, которые записаны в документах, которые помогают людям мирно сосуществовать, не нарушая права другого человека.

Формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Активизация самостоятельного мышления

Игра «Назови ласково»

Ситуативная беседа

Соревновательные  моменты

Игра «Собери мужа на работу»

Беседа, рассуждение.

Рассуждение.

Ситуативная беседа, рассуждение.

Рассуждение.

Заполнение морфологической таблицы.

Конверт 1: Вопрос-ответ:

Важнейшее право, которое имеют все дети на планете?

Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет?

(звук колокольчика  и вручение части картинки)

Конверт 2: Вопрос-загадка:

Тебе дано, а люди им пользуются.

- Что это?

- А чтобы наши гости узнали, какие прекрасные у вас имена, давайте назовём их.

Игра «Назови ласково» (называю ласково имя ребенка, стоящего рядом и даю ему в руки игрушку ангелочек, ребенок берет игрушку называет ласково имя рядом стоящего ребенка, передавая  ангелочка по кругу. Дети называют  ласково друг друга.

- Расскажите, что вы знаете о праве на имя?

- Можно называть человека грубым словом?

-Почему нельзя давать кличку?

- Какие великие люди прославили свои имена? (например, А.С.Пушкина, Ю.А.Гагарин, В.В.Путин, П.И.Чайковский).

- Ребята, что было бы, если все имена вдруг исчезли?

- Как мы обязаны относиться к своему имени?

- Кто дает имя ребенку?

После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. (Показ).

Задание на дом: Попросите родителей показать вам ваше свидетельство о рождении. Молодцы!

(муз.сигнал о правильности ответа и вручение части картинки)

Конверт 3.

Вопрос-картинка: Назовите право ребёнка, которое проиллюстрировано на картинке (иллюстрация страницы рассказа Валентины Осеевой «Печенье»).

- Почему расстроились мама и бабушка?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Какие обязанности у вас есть в семье?

- Что такое семья?

- Как мы обязаны относиться к своей семье ?

- О каком праве мы сейчас говорили? (муз. сигнал о правильности ответа вручение части картинки.)

Конверт 4.

Вопрос- ответ: Внимание, (показ иллюстрации  с изображением г.Москва и г.Югорск)

-Дети, вы узнали эти места?

А теперь задание: объясните пословицу: «Одна у человека родная мать, одна и Родина».

- Как называют людей живущих в России?

- Какое право есть у нас, как у граждан России?

- Вы граждане с момента рождения, находитесь под защитой своей страны. А как надо жить, чтобы быть достойными гражданами?

- Каждому человеку ещё дорога и малая Родина. Что для вас является малой Родиной?

- Что мы с вами делаем, чтобы наш город процветал, становился краше и уютней?

-Кто создает уют ?

(муз. сигнал о правильности ответа и вручение части картинки)

Конверт 5.

Мультстраница (видеосюжет отрывка из м/ф Львенок и Черепаха) Смотрим на экран:

Какое право позволяет героям мультфильма так весело проводить время?

- Правильно. Каждый человек имеет право на отдых. У детей есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы. (муз.сигнал о правильности ответа и вручение части картинки)

- Если человек поработал, то он имеем право и отдохнуть – сделать паузу. Давайте поиграем.  

Игра «Собери мужа на работу»

Дети делятся на 2 команды (2 семьи). Задание: Мама какой команды первой соберет мужа на работу.

На столе лежат : кепка, шарф, пакет, овощи, фрукты. Мама должна надеть на папу кепку и шарф, сложить в пакет обед ( овощи и фрукты) и отдать папе. Кто первый выполнит задание, та семья и победила. Молодцы!

Дети садятся на коврик.

Конверт № 6.

«Письмо о помощи»: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Серёжа. У нас с мамой вышел спор.  В  воскресенье утром мама предложила мне совершить велосипедную прогулку. А я ответил, что хочу целый день лежать на диване и смотреть  мультфильмы. Чтобы быть здоровым, надо отдыхать.

Кто же из нас прав и почему?»

- А что делаем мы с вами в детском саду, чтобы быть здоровыми?

- Но всё-таки случается так, что мы болеем.

Как быть в этом случае, кто нам поможет?

- О каком праве мы можем сказать? (звуковой сигнал и вручение  части картинки)

Конверт  7.

Задание «Продолжи предложение»:

Я буду умным, если ….

Знания нужны для того, чтобы …»

- Где вы  получаете знания?

-  Какое право даёт вам возможность учиться?.

- Но, если есть право на образование, то  какие обязанности есть у вас?

(звуковой сигнал и вручение части картинки)

Конверт 8.

Вопрос-ответ:

Что будет, если люди не будут соблюдать права и обязанности ?

Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.

Звучит аудиозапись песни «Пусть всегда будет солнце!»

Дети под музыку выполняют музыкальные движения.

Солнечный круг небо вокруг

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листе

И подписал в уголке.

Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я.

(звуковой сигнал и вручение части картинки)

Конверт 9.

Вопрос-рассуждение:

Ребята, послушайте пословицы и скажите какие права в них отражены:

Грамоте учиться — всегда пригодится

Дело мастера боится

Делу время, а потехе час

В своем доме и стены помогают

(звуковой сигнал и вручение части картинки)

Конверт 10

Задание. Заполни морфотаблицу

(звуковой сигнал и вручение части картинки)

Право на жизнь.

Благодаря родителям

Дети получают часть картинки

Имя

Машенька, Левушка, Мариночка, Димочка и т.д.

Ответы детей.

Потому что обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, по имени.

Недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку.

Это нарушение его права на имя.

Ответы детей.

Великий поэт,  первый космонавт, президент России,  русский композитор.

Ответы детей.

Нужно дорожить своим именем и беречь его.

Ответы детей

Родители  и самые близкие люди.

Ответы детей

Заботиться о своих родителях.

Ответы детей.

Ответы детей.

О праве жить и воспитываться в семье.

Россияне, граждане

Право на гражданство

Ответы детей

г.Югорск

Участвуем в субботниках или  наводим порядок возле своего дома, выбрасываем мусор в урну, сажаем около дома цветы.

Мы- граждане, жители этого города.

Право на отдых.

Дети делятся на две команды, выбирают папу и маму

Ответы детей.

Делаем зарядку, закаляемся, гуляем, правильно питаемся.

Право на медицинскую помощь ( на лечение).

Ответы детей.

Право на образование.

Ответы детей.

Дети будут расти в условиях войны, голода, нищеты, они будут несчастны.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Рисуют в воздухе

Поднимают руки

Покачивают ими.

Показывают на воспитателя

Показывают на себя

Право на образование.

Право на труд

Право на отдых

Право на семью

Собирают из частей целую картинку.

Заключительный этап. Рефлексия  2 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученных ребенком знаний.

Беседа, обсуждение.

- Молодцы!

- Что мы делали?

-Зачем мы это делали?

- Как мы это делали?

Каждому из вас я хочу вручить медаль за участие в  игре. Спасибо.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Мои права" (дошкольникам о правах и обязанностях)

Сценарий викторины "Мои права" посвящен знакомству детей старшего дошкольного возраста с основными правами (на неприкосновенность жилища, на здоровье, на жизнь, на безопасность и др.)....

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»

Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о  правах и обязанностях представленных  в основном документе  о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...

Конспект родительского собрание "Права и обязанности ребенка - обязанности родителей"

Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей....