Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»
материал

Капустина Елена Владиславовна

Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников»

Цель педагогической мастерской – способствовать обучению педагогов моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений.

Задачи:

- формировать представления педагогов о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольников;

- развивать умение педагогов использовать психолого-педагогическую литературу для расширения знаний по данной теме;

- вызвать интерес к сотрудничеству педагогов друг с другом в решении данного вопроса.

Материалы и оборудование: листы, фломастеры, методическая литература.

Содержание педагогической мастерской

Название этапа и его цель

Деятельность мастера

Деятельность педагогов

«Индуктор»

Цель - создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

Приветствие. Сообщение темы педагогической мастерской, выделение основных понятий.

- Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу пригласить Вас в педагогическую мастерскую, где мы рассмотрим вопрос: «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании речи дошкольников».

 Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов.

Игровая деятельность, как доказано учеными (А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым и др., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Всему этому ребенок обучается в младшем дошкольном возрасте.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это и есть ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К.Крупская писала: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо.

 Мастер предлагает педагогам поразмыслить над высказыванием.

- Согласны или не согласны с фразой и почему. - Высказать отношение к данной фразе.

Ознакомление с темой педагогической мастерской. Размышление над предложенной фразой.

«Деконструкция и реконструкция» Цель - создание участниками педагогической мастерской творческого продукта.

Мастер предлагает педагогам сформулировать ответы на проблемные вопросы:

- в чем незаменимость сюжетно-ролевой игры?

- какие стороны речи формируются в сюжетно-ролевой игре?

Представить в схемах, рисунках, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры.

Педагоги формулируют ответы.

«Социализация» Цель - предъявление созданного продукта всем участникам, промежуточная рефлексия. Появление информационного запроса у педагогов.

Мастер предлагает презентовать собственные ответы и обсудить полученные результаты с другими микрогруппами.

Педагоги презентуют и обсуждают ответы.

«Обращение к новой информации» 

Цель - совершенствование творческого продукта на основании новой полученной информации.

Мастер предлагает микрогруппам ознакомиться с психолого-педагогической литературой и на основании полученных знаний выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: средний и старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой).

Педагоги знакомятся с предложенной литературой.

«Афиширование» Цель - представление работ участников мастерской.

Мастер предлагает представить ответы и обсудить еще раз.

Педагоги обсуждают результаты

«Разрыв» 

Цель - формулирование участниками мастерской самостоятельного вывода, обобщения, закономерности или нового образа.

Мастер предлагает педагогам обобщить представленные знания, увидеть закономерности, сделать вывод. Мастер еще раз задает вопрос, верна ли фраза «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо»

Педагоги делают обобщенный вывод, размышляют над предложенной фразой с позиции новых знаний.

«Рефлексия» 

Цель - формулирование участниками педагогической мастерской возникших чувств, ощущений.

Мастер предлагает провести рефлексию и описать свои чувства, ощущения, возникшие в процессе выполнения данного задания; сформулировать направления для саморазвития.

Педагоги описывают свои ощущения и чувства, формулируют перспективы для собственного саморазвития.


Список литературы

  1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М.: Гном, 2005.
  2. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей  5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,  2015.
  3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, УГУ, 1990.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Академия, 2002.
  5. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
  6. Львов М.Р. Учись различать слова и их значения. – М.: Дрофа, 2003.                                                              
  7. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.:  Детство пресс, 2003.
  9. Солнцева О.В.  Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.:  Речь; - М.: Сфера, 2010.
  10. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  11. Филичева Т. Б. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Под ред. Волковой Л.С. – Кн. 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  12. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи и познавательной способности детей.

В презентации раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи и познавательных способностей детей. Рассмотрены уровни развития развития сюжетно-ролевой игры, структура игры у ...

Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....

Использование сюжетно-ролевой игровой деятельности в формировании интереса дошкольников к профессиям

В данной статье рассматривается вариант проведения инновационной деятельности в рамках детского сада. В данном случае успешно реализован первый этап с использованием сюжетно-ролевой игровой деятельнос...