Подходы к изучению дошкольного детства
статья

Пасичник Дарина Александровна

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях…»

К. Д. Ушинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к изучению дошкольного детства

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях…»

К. Д. Ушинский

Данное высказывание К. Д. Ушинского становится своего рода отправной точкой для изучения периода дошкольного детства и разработки различных психолого-педагогических подходов, общая логика которых выстраивается в направлении: от познания ребенка в его уникальном своеобразии проявлений поведения, деятельности, отношений, к разработке педагогических условий развития, воспитания, сопровождения дошкольника. На протяжении уже более ста лет ценностно-целевые ориентиры любого исследования, такие как: признание самоценности дошкольного детства, изучение уникальной субкультуры и собственного личного опыта ребенка; проектирование педагогического процесса, ориентированного на потребности и интересы ребенка; разработка условий развития и воспитания ребенка, как полноценного гражданина общества и субъекта культуры, остаются неизменны. Поэтому все разрабатываемые подходы стремятся к решению основной задачи – помочь ребенку прожить полноценно незабываемый, непреходящий, самоценный период детства. Рассмотрим ключевые исследования в области дошкольной педагогики, проводимые в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, методологической основой которых выступили психолого-педагогический и гуманитарный подход.

Чем живет ребенок дошкольного возраста, что ему интересно? Такие два ключевых вопроса я выделила для себя, изучив предложенную статью. Ответом на эти вопросы будет – мир вокруг, жизнь взрослых, которые они отражают в своей игре, приобретая личный опыт. Игра является ведущим видом деятельности у детей на протяжении всего периода дошкольного детства. Особая роль в изучении детской игры принадлежит Е. И. Тихеевой и А. П. Усовой. Е. И. Тихеева в своих работах подчеркивала, что  детский сад должен учитывать детские интересы, которые касаются непосредственного соприкосновения ребенка с миром реальных предметов, деятельности окружающих взрослых, живой и неживой природы. В связи с этим, в детском саду преобладают игры, отражающие широкую социальную среду, общественно трудовую деятельность, быт домашней жизни ребенка. По словам А. П. Усовой: «Игра – это деятельность, которая доставляет ребенку радость». Важно, что характер детской игры сменяется в определенные возрастные периоды, чем старше дети, тем больше самостоятельности и сложнее сюжет в игре. Задача педагога, по мнению А. П. Усовой – стимулировать развитие мысли ребенка в игре. Представление о феномене дошкольного детства дают исследования П.Г. Саморуковой, Р.М. Римбург, посвященные изучению детских игр. Р.М. Римбург подчеркивает, что дети играют в те игры, которые отражают то, чем живут взрослые, о чем они имеют конкретные представления и к чему дети эмоционально положительно относятся. Таким образом, изучение феномена дошкольного детства было тесно связано с изучением особенностей детской игры, которое показало, что составляющей дошкольного детства является человек, дети дошкольного возраста ориентированы на мир окружающих людей, который становится частью внутреннего мира ребенка.

Внимание к внутреннему миру ребенка безусловно связано с психологией. Становление психолого-педагогического подхода к изучению феномена детства обусловлено тесной взаимосвязью психологии и педагогики. Эта связь всегда осознавалась передовыми психологами и педагогами. Педагогика, являясь смежной наукой с психологией, опираясь на данные психологических исследований, рассматривает ребенка в качестве субъекта деятельности, а педагогический процесс – как процесс формирования личности ребенка. В конце 1930-х гг., в период работы на вспомогательной кафедре психологии выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна                    А.М. Леушина изучала особенности деятельности ребенка по пересказу литературных произведений. Это позволило уточнить понятие связной речи и раскрыть его во взаимосвязи с развитием мышления ребенка, доказать, что успешность пересказа ребенком литературного произведения зависит от способности устанавливать логические связи в содержании произведения, от понимания его смысла ребенком. Опираясь на эти исследования, удалось найти совершенно новый подход к построению методик образования. В дошкольной педагогике на основе психолого-педагогического подхода была выстроена методика руководства детской игрой и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Субъектно-деятельностный подход к изучению феномена детства начал формироваться на фоне общей гуманизации образования в 1980 -1990-х годах. В этот период времени ставится немаловажный вопрос о роли знаний, умений и навыков при реализации личностно-ориентированной парадигмы воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на философские психологические подходы, В.И. Логинова обосновывает тезис о том, что знания, умения и навыки – это неотъемлемый компонент личностной культуры, который определяет отношение ребенка к миру, к деятельности и самому себе. При этом подчеркивается, что структура программы воспитания дошкольников должна соответствовать структуре развивающейся личности ребенка. В.И. Логинова уже в 1991 году подчеркивала, что, во-первых, программа должна учитывать и задавать определенную социальную ситуацию развития ребенка; а, во-вторых, для разработки программы важен взгляд на ребенка как на целостное существо (согласно концепции А.В. Петровского), которое предстает как личность, как индивид и как субъект деятельности. Немаловажным аспектом интеграции психолого-педагогического и гуманитарного подходов стала разработка условий реализации положения о роли деятельности в целостном развитии ребенка. Так, В.И. Логинова подчеркивала, что деятельность должна давать ребенку возможность проявить себя в качестве субъекта деятельности и давать возможность проявить творчество как высшее достижение личности в деятельности. Кроме того, разные виды деятельности дают возможность ребенку установить прочные и разнообразные связи со сверстниками и взрослыми, проявляться личностным качествам (помогать другому, влиять на поведение сверстника в игре, создавать значимые для другого продукты в трудовой и художественной деятельности).

С позиции психолого-педагогического и культурологического подходов предстает ребенок в работах Т.И. Бабаевой. Определяя содержание и способы социально-личностного воспитания дошкольников, она прослеживает становление у ребенка сознания, социальных чувств и поведения на основе данных отечественной и зарубежной психологии. Работы Т.И. Бабаевой продолжили заложенную ранее линию изучения феномена детства с позиции детской игры. Она утверждает, что ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре, как деятельности наиболее органично соответствующей детской природе, естественному выражению детской активности. Она показывает, что процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения детей в культуру, присвоения доступного им содержания культурного опыта в субъектной роли, как творческая самореализация в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. Именно благодаря игре ребенок выстраивает свой субъектный опыт, осуществляется процесс социокультурного развития ребенка. Как и игры детей прошлого, игры современных дошкольников отражают их отношение к жизненным явлениям, являются продуктом непосредственных интересов и потребностей детей, рождаются из контактов ребенка с окружающим миром и культурными контекстами, в которые включен ребенок. Именно через игру ребенок входит в мир детской субкультуры, проявляет способность к импровизации, оригинальность, вариативность игрового поведения, эмоциональность общения. Все это востребовано в детской субкультуре, обеспечивает ребенку признание среди сверстников.

Для современного научно-педагогического знания характерна тенденция рассмотрения детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни. Сегодня ребенка рассматривают  в целостности, непрерывности, уникальности его развития. Гуманитарный подход учитывает индивидуальный темп и качество становления личности ребенка. Гуманитарный подход – это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая социокультурный опыт, социокультурные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, неся в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов детской деятельности. Познать – понять – помочь в решении задач развития – вот триада, образующая гуманитарную технологию взаимодействия с ребенком.

Подводя итог всему вышесказанному, исследования последнего десятилетия, проводимые в рамках сложившейся научной школы, позволили с одной стороны получить данные, характеризующие современного ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения, а с другой стороны – разрабатывать новые подходы к организации педагогического процесса дошкольного образования как процесса педагогического сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социо- игровые подходы к экологической культуре в дошкольном детстве

Социо-игровые подходы к экологической культуре в дошкольном детствеШевалдина Наталья Александровна музыкальный руководительСтатья отнесена к разделу: Преподавание экологииОбъявлениеСоцио-игровые...

Подходы к изучению личности руководителя

В статье расскрываются различные подходы к изучению личности руководителя....

"Инновационные подходы к изучению родного хантыйского языка с детьми младшего дошкольного возраста"

В детском саду «Оленёнок» села Казым на протяжении нескольких лет ведётся работа по изучению хантыйского языка с детьми.Познакомившись с финно-угорским проектом «Языковое гнездо» в феврале 2011 года, ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовк...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...

Современные подходы к изучению и развитию башкирской речи у детей дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в детских садах Республики Башкортостан является развитие устной речи дошкольников на их родном, башкирском, языке. В городских условиях она осложняется тем, что большинство д...