ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
статья (старшая группа)

Захарова Анжелика Владимировна

Статья посвящена проблеме изучения агрессивности детей дошкольного возраста. Дается характер проявления агрессии и личностных особенностей агрессивных детей. В данной работе приводятся аргументы в пользу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Захарова А. В.

бакалавр ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения агрессивности детей дошкольного возраста. Дается характер проявления агрессии и личностных особенностей агрессивных детей. В данной работе приводятся аргументы в пользу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.

Ключевые слова: агрессивность, дошкольники, арт-терапия.

Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению ([2]). Дети, склонные к проявлению насилия, значительно отличаются от своих сверстников не только внешними проявлениями, но и психологическими особенностями ([3]). Становиться ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития общества, но и имеет свои особенности ([1]).

Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, Р. Бэрон, Э. Фромм и др. В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: Ю. М. Антонян, С.В. Велиевой, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. А. Кудрявцевым, А. А. Реан, Т. М. Трапезниковой и многими другими.

Авторы ([1], [3], [5]) выделяют несколько форм проявления агрессии у детей:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т. п.).

2. Косвенная агрессия – действия, как косвенно направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так не направленные на кого-либо взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через словесное содержание (угрозы, проклятия, ругань, ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других).

4. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при незначительном раздражителе вспыльчивости, резкости, грубости.

5. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета. Может меняться от пассивного сопротивления до активной борьбы.

Из форм враждебных реакций у детей отмечаются:

 Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

 Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред [1].

В качестве коррекционных форм и методов работы с агрессивными детьми можно выделить эффективные методики и упражнения посредствам арт-терпии. Играя особую роль в коррекции эмоциональных нарушений, арт-терапия дает возможность выхода чувств, которые, в силу тех или иных причин, не могут быть выражены вербально ([1], [2], [5]).

Признанным является факт того, что в результате занятий арт-терапией у ребенка снижается уровень тревожности, агрессивности и конфликтности, дети получают новые различные модели разрядки гнева и снятия стресса.

Учитывая особую актуальность проблемы на современном этапе, нами была определена цель исследования: выявление психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения детей 5-7 лет средствами арт-терапии. Для реализации данной цели было проведено педагогическое исследование на базе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики, вошли 60 детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня агрессивности детей нами была использована методика «Рука», разработанная Э. Вагнером.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа. 1 этап – диагностический: первичная диагностика особенностей агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, анализ результатов. 2 этап – экспериментальный: разработка и проведение программы коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по снижению уровня агрессивности. 3 этап – контрольный: проведение диагностики с контрольной группой для выявления особенностей агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, сравнительный анализ результатов, оценка эффективности работы.

На 1 и 3 этапе мы использовали психодиагностическую методику Э. Вагнера «Рука» (HandTest). На 2 этапе применялась разработанная нами арт-терапевтическая система коррекционно-развивающих мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по снижению уровня агрессивности. Данная программа рассчитана на детей, для эмоционального состояния которых характерно проявление повышенного уровня агрессивности, тревожности и сензитивности.

Цель коррекционной программы – создание безопасного эмоционального пространства для ребенка, развитие его эмоциональной сферы и снижение агрессивных поведенческих реакций средствами арт-терапии, цветопсихологии.

Задачами программы являются:

1. Стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка.

2. Формирование оптимистического, гуманистического, созидающего мироощущения.

3. Формирование адекватных эмоциональных реакций ребенка в отношении себя, своих возможностей и окружающего мира.

4. Моделирование психических явлений личности ребенка посредством позитивных эмоций и эмпатии, формирование эмоциональной отзывчивости.

5. Формирование опыта конструктивного взаимодействия в диаде и группе и связанных с этим позитивных эмоциональных переживаний.

Тематический план занятий (всего 32 часа):

Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе.

Тренинг «Волшебные краски».

Тематическое рисование. Взаимосвязь чувств и цвета.

Рисование пальцами с помощью косметических красок. Пятно-силуэт. Релаксация и направленное формирование образов.

Исследование динамики межличностных отношений в группе.

Рисование цветов. Цветочные натюрморты. Создание цветовой гармонии как терапевтики эмоционального состояния.

Создание иллюстраций (сказкотерапия в картинках).

Совместное проективное рисование. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Изготовление аппликации.

Интериоризация позитивных образов и развитие эмпатии.

Заключительное занятие-праздник. Выставка детских работ.

Рисунок 1 – Показатели склонности к агрессивным тенденциям детей старшего дошкольного возраста по методике «Рука» Э. Вагнера

Установлено, что в результате проведения коррекционно-развивающих занятий изменились следующие показатели (рисунок 1): уменьшились высокие значения: агрессивности на 9,9% (6 чел.), страха на 3,3 % (2 чел.). Показатель зависимости не изменился, он диагностируется у 3,3 % детей (2 чел.). Незначительно увеличилось значение «указания» – на 1,7 % (1 чел.). В то время как показатели коммуникативности выросли на 6,6 % (4 чел.), эмоциональности – на 4,9 % (3 чел.). Это позволяет говорить о позитивном влиянии коррекционно-развивающих занятий на снижение уровня агрессивности и увеличение значения коммуникации и эмоциональности.

Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что уровень агрессивности у детей 5-7 лет снизится, если в процессе коррекционной работы с ними будут реализованы следующие психолого-педагогические условия: создано безопасное пространство, обеспечивающее снятие эмоционального напряжения; использованы средства арт-терапии, направленные на снижение агрессивных поведенческих реакций. 

Список литературы

  1. Велиева, С. В. Акмеологические особенности психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. – Чебоксары, 2015. – 186 с.
  2. Велиева, С. В. Особенности взаимосвязей психических состояний у детей дошкольного возраста / С. В. Велиева // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 1. – С. 76-79.
  3. Велиева, С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста / С. В. Велиева // диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Казань, 2001. – 231 с.
  4. Дулина, Г. С., Велиева, С. В. Духовность и нравственность как смыслообразующие характеристики молодежной среды / Г. С. Дулина, С. В. Велиева // Психологические проблемы современного общества / редактор А.Н. Захарова. – Чебоксары, 2010. – С. 48-53.
  5. Лебедева, Л. Д.  Практика арт-терапии: подходы, диагностика / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2017. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения из комплекса мероприятий по преодолению агрессивного поведения детей.

Целью комплекса мероприятий является снижение проявления агрессивности в поведении детей.Задачи:– снять эмоциональное напряжение детей;– формировать эмоциональное осознание своего поведения;– обучить ...

Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

      В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. И в педагогической профессиональной деятельности одно...

"Игры по преодолению агрессивного поведения детей 4-5 лет"

«Цыплята»Ребенку предлагается приготовить корм для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие кусочки. "Ругаемся овощами" (поиграть с родителями ) (для детей с 5 лет)Предложите детям поругат...

Роль родителей в преодолении агрессивного поведения детей

Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать причины агрессивных действий ребенка, какие принять меры по преодалению негативно-эмоциональному поведению ребенка? Я постараюсь ответить на все э...

Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей

Цель: Систематизировать знания об особенностях агрессивных  проявлений детей дошкольного возраста и о способах их профилактики в условиях ДОУ и семьи....

Статья "Игры и игровые упражнения, как средство преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста"

Разные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформи...

Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми....