Цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению
методическая разработка (подготовительная группа)

Пасичник Дарина Александровна

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Хочу предложить проводить данную работу с детьми через цикл образовательных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_obrazovatelnyh_situatsiy.docx200 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению

Образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.

Цель: формирование и развитие устойчивого интереса к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о школе и ее значении;
  2. Формировать положительную учебную мотивацию;
  3. Развивать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольном поведении;
  4. Развивать исследовательскую активную позицию;
  5. Создать условия для снижения чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
  6. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

В образовательные ситуации мы вводим героя Мишка Паддингтон  для того, что бы повысить интерес у детей к школьному обучению, и активизировать исследовательскую практическую деятельность детей.

  1. Введение в проблему.

Мишка Паддингтон уже давно живет в городе и его «родители» сказали, что он скоро пойдет в школу. Но что такое школа он не знает. Мишка написал письмо ребятам, с просьбой рассказать ему, что такое школа.

Цель: диагностика представлений о школе у детей.

Дети начинают дискуссию на тему школа, как они ее видят. С помощью воспитателя дети составляют ответное письмо для Мишки Падингтона с рассказами  «Что такое школа».

Итог: письмо «Что такое школа»

  1. Введение в проблему.

Дети видят, на столе в группе лежит аудиозапись и Букварь. В этой аудиозаписи Мишка благодарит детей за рассказы о школе. У него даже есть книга, похожая на Букварь, но в ней пустые страницы. Он попал под сильный дождь, и все, что было в этой книге, смыло дождем.

Проблема: сделать для Мишки Букварь.

Каждый ребенок выбирает себе букву, которую он нарисует, вырежет и приклеит на страницу Букваря, а рядом с буквой нарисует предмет, название которого начинается на эту букву.

Итог: Букварь, составленный детьми совместно с воспитателем.

  1. Введение в проблему

Мишка Паддингтон благодарит детей за сделанный ими Букварь. Мишка еще раз прочитав наше с вами письмо,  увидел слово «учитель». Кто это, он не знает. Просит детей рассказать ему кто такой учитель.

Проблема: составить описательный рассказ на тему «Учитель – как я его вижу».

Итог: описательный рассказ на тему «Учитель»

  1. Введение в проблему

Мишка Паддингтон понял, что такое школа, учитель, у него теперь есть Букварь. Мишка очень хочет узнать, что есть внутри школы. Как называется кабинет или помещение, где он будет учиться.

Проблема: вызвать интерес к конструированию макета «Школьный класс».

Итог: макет  «Школьный класс»

  1. Введение в проблему

Мы с вами рассказали и показали Мишке Паддингтону многое о школе, но мы еще не рассказали ему, что в школе есть урок.

Проблема: вызвать интерес к школьной жизни по средством театрализованной деятельности.

Итог: Театрализованная постановка детей «Школьный урок»

  1. Введение в проблему

Мишка Паддингтон прочитал и посмотрел все, что мы для него сделали.

Но Мишка никак не может понять,  в чем отличие детского сада и школы.

Ведь в детском саду тоже есть книги, есть воспитатель, есть группа,  зачем же тогда ему идти в школу.

Проблема: вызвать интерес к школьной жизни

Итог: фотоколлаж «Интересная школьная жизнь» (совместно с родителями).

  1. Введение в проблему.

Мишка Паддингтон уже готов пойти в школу, он понял, что там очень интересно, но он боится, что не найдет себе друзей, что будет там совсем один. Подскажите, как мне справиться со своими страхами.

Проблема: вызвать интерес к положительному эмоциональному общению.

«Подарок на всех»

Цель: Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток:

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

 «Игра-ситуация»

Цель: Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Итог: проведение различных игр на положительный эмоциональный настрой в общении со взрослыми и сверстниками.

  1. Введение в проблему.

Дети получают фотографию и письмо, в котором Мишка Паддингтон говорит большое спасибо детям за их рассказы о школе и спрашивает, что же ему нужно взять с собой в школу. На фотографии  Мишка с пустым рюкзаком.

Проблема: вызвать интерес к школьным принадлежностям.

Итог: Аппликация «Собери рюкзак».

  1. Введение в проблему

Дети получают видео сообщение от Мишки Паддингтона, где он говорит детям огромное спасибо за помощь, он узнал очень многое о школе, как она устроена,  и он хочет отблагодарить детей.

В конце видео сообщения детям предлагается карта сокровищ. Детям необходимо следовать по намеченному пути, что бы узнать, что за сюрприз приготовил для них Мишка.

Проблема: вызвать положительные эмоции от оказанной помощи.

Итог:  Сюрприз маленькая баночка с медом с надписью «Спасибо! От Мишки Паддингтона!»

  1.  Введение в проблему

Дети очень рады, что смогли помочь Мишке Паддингтону. Но что бы Мишка ничего не забыл, а лучше , узнал еще много нового и интересного о школе,  дети совместно с родителями, делают Лепбук «Что я Мишке расскажу о школе?»

Проблема: закрепить интерес к обучению в школе.

Итог: Лепбук «Что я Мишке расскажу о школе» (совместно с родителями).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...

"Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению"

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к овладению чтением является одной из самых актуальных при организации работы с деть...

Цикл образовательных ситуаций «Путешествие в страну здоровья»

Социализация личности происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного социального строительства. Одним из стимулов для такого включения в процесс соци...

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период перехода к школьному обучению.

В старший дошкольный период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. К шести годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, это формирует пр...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...