Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя»
рабочая программа (средняя группа)

Галюк Юлия Викторовна

программа доп образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.brazovaniya_2.docx85.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей № 22 «Тополёк»

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №22
____________Демина И.М.

Рабочая программа по игровой деятельности

 «Учимся играя»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

(для детей дошкольного возраста 4-7 лет)

     

 

                                                                                                                                               

                                  Разработал:
                                                                      воспитатель первой кв.категории
                                                         Галюк Юлия Викторовна

г. Бердск 2021 г

Содержание

п/№

Наименование разделов

Стр.

I.

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации программы

3

1.2.

Содержание программы

4

  1.3

Тематическое планирование образовательной области

5

  1.4

Предметно-развивающая образовательная среда

8

  1.5

Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет

9

II.

Содержательный раздел

10

2.1.

Сюжетно – ролевые игры

10

2.2.

Особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

18

2.3.

Тематическое планирование сюжетно-ролевых игр

19

III.

Организационный раздел

26

3.1.

Особенности реализации программы

26

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы

26

3.3.

Классификационные признаки игровых видов отдыха

26

3.4

Методическое обеспечение программы

27

IV.

Приложение

28

  1. Оценочный лист

28

  1. Диагностика

33

I. Целевой раздел

          Пояснительная записка

            Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

           Основой для разработки рабочей программы по игровой деятельности предстали:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Приказ №655 от 23 ноября 2009 года;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • СанПиН 2.4.1.2660-10.

            Программа предполагает использование игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь игровой материал подобран в соответствии с тематическими циклами и создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей.

            Игра определяется ФГТ как основная форма организации образовательного процесса, ведущий вид деятельности дошкольника и важное средство социализации ребенка и его развития.

            Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).

            Социокультурное назначение игры – это синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и личностного развития, позволяющих ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. В играх формируются принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей.

            Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей.

            1.1 Цель и задачи

        Цель - создать структурно - функциональную модель поэтапного обучения играм, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.

           

           Задачи:

  • создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;
  • формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;
  • освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;
  • поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников.

1.2 Содержание программы

Игры

Базовая программа

Национально – региональный компонент

Компонент ДОУ

Творческие:

  • сюжетно-ролевые,
  • режиссерские,
  • театральные,
  • подвижные,
  • строительно-конструктивные,
  • игры-экспериментирование

Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Творческое создание разных игровых образов. Придумывание новых вариантов игр.

Разыгрывание литературных произведений (сказок, потешек и т.д.). Знакомство с различным материалом через игры – экспериментирование. Отражение тематики родного края в строительных играх.

Развитие мышления, воображения, выразительности.

Умение согласовывать свои действия с другими.

Дидактические:

  • речевые;
  • народные;
  • интеллектуальные;
  • развивающие

Сознательное принятие игровой задачи, выполнение игровых действий по правилам, правильная результативность игр. Контроль за действиями играющих, исправление ошибок.

Русские народные игры.

Игры, направленные на знакомство с природным и рукотворным миром.

Игры экономического содержания.

Придумывания новых вариантов книг.

              Требования к уровню подготовки воспитанников

Воспитанник должен

Базовая программа

Национально – региональный компонент

Компонент ДОУ

знать

Творческие и дидактические игры и их правил.

Несколько народных игр.

Считалки, прибаутки.

иметь представления

О структуре игры (знакомство с правилами, распределение ролей и т. д.)

Об обычаях и традициях для их обыгрывания, об уникальности родного края.

 

уметь

Объяснять содержание и правила игры, договориться об общем игровом содержании. Исполнять роль в соответствии с игровым образом. Доводить игру до конца.

Использовать в играх ряженье.

Придумывать новые варианты игр, действуя по аналогии и творчески.

                                                     

            1.3 Тематическое планирование образовательной области

           «Развитие игровой деятельности»

           Воспитатель планирует задачи и приемы формирования игровой деятельности.

            В старшем возрасте планируются приемы, способствующие нравственному воспитанию, а также прямые и косвенные приемы руководства игрой: рассказ об увиденной игре, рассматривание иллюстраций с изображением игры, совет, участие в сговоре. По отношению к данному возрасту важно планирование задач, содержания и приемов, способствующих развитию у детей умения согласовывать индивидуальные замыслы в процессе совместной сюжетно-ролевой игры, умения самостоятельно применять правила поведения с целью предотвращения конфликтов при выборе темы игры, распределение ролей и игрового материала.

          Структурные компоненты игры

  • Роль;
  • Игровые действия;
  • Игровое употребление предметов (замещение);
  • Реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.

          Эти структурные компоненты не рядоположены: центральным и определяющим компонентом, единицей игры, является роль.

           Классификационные признаки игровой деятельности

Классификационные признаки

Характеристики 

Виды игр

- предметные;

- ролевые;

- сюжетно-ролевые

- дидактические;

- театрализованные;

- подвижные;

- экспериментирование;

- забавы и развлечения.

Функции игры

  • познание;
  • экспериментирование;
  • упражнение;
  • исследование;
  • прогнозирование;
  • моделирование;
  • самопознание;
  • отдых;
  • забавы;
  • отображение;
  • релаксация;
  • компенсация;
  • реализация потребностей

Инициатива

в возникновении игры

  • от ребенка;
  • от взрослого;
  • от других детей

Предмет игры

  • готовые игрушки;
  • заместители;
  • воображаемые предметы и образы;
  • слово;
  • рисунок;
  • компьютерная программа;
  • природные материалы и явления.

Количество участников

  • индивидуальные;
  • рядом;
  • микрогрупповые;
  • коллективные;
  • массовые.

Динамика

- статичные;

- малоподвижные;

- подвижные.

Способ решения игровых задач

  • интеллектуальные;
  • социальные;
  • двигательные.

Игровые приемы

  • готовые;
  • соревнование;
  • драматизации.

Степень и характер создания

  • репродуктивные;
  • творческие;
  • импровизированные.

Место развития

в помещении:

  • игровая карта;
  • стол;
  • лист бумаги;
  • ширма;
  • подиум;
  • пространство группы.

на воздухе:

  • игровое поле;
  • площадка;
  • весь участок.

в воображении

Время создания

 - архаичные;

 - традиционные;

 - современные.

Форма организации

  • ситуативные;
  • длительные;
  • с фиксированным временем.

               

1.4 Предметно-развивающая образовательная среда

            Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.

              Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

              Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.

              Кроме того, организация предметно-развивающей образовательной среды должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать закономерности развития игровой деятельности;
  • соответствовать педагогическим задачам воспитания детей;
  • носить развивающий характер;
  • соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

               Перечень учебно-методического обеспечения

ТСО

Учебно-наглядные пособия

Оборудование

Магнитофон, телевизор, DVD, аудиокассеты, диски

Дидактические игры, иллюстрации репродукции, стихи, загадки, предметные картинки

Маски-шапочки, игровые атрибуты, наглядно-дидактический материал, игрушки-персонажи, спортивный инвентарь, полифункциональные материалы, игровые карты, ширма, подиум

           

            1.5 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет

            Дети 5-6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

            Существенные изменения происходят в этом возрасте в игровом взаимодействии, в котором значительное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия ссылаясь на правила.

             При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

             Через игру взрослый может помочь ребенку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них. Ребенок играет, потому что испытывает удовольствие от игры, и в этом заключается его свобода.

   

II. Содержательный раздел

           2.1 «СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»

            Пояснительная записка

            В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обогащают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Цель:

  • Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
  • Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры;
  • Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование сюжетно-ролевых игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
  • Создание условий для активной, разнообразной, творческой игровой деятельности.
  • Сохранение самостоятельности игры и активизация игрового творчества детей путем совместного придумывания сюжета, организации ролевого диалога и т. д.
  • Освоение детьми позиции субъекта игровой деятельности.

           Компоненты сюжетно-ролевой игры

  • Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
  • Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
  • Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

           Предпосылки сюжетно-ролевой игры

  • Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
  • Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
  • Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

          Этапы формирования сюжетно-ролевой игры

1 этап – воспроизведение действий

2 этап – становление ролевого поведения

3 этап – сюжетосложение

            Материалы для сюжетной игры

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

          «Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

          «Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

             «Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остров, ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

             Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (роботы, машины и т.п.).

С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле, одевать обитателей кукольного дома и т.п.).

             Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление – изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты – предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.

Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевёрнутые стулья, стол со спущенной скатертью и пр.) Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

             Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)  уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца.

             Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» - разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, воинов, роботов и пр.

             Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.

            В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.

            Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

            В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

            Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.

             Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).

            Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих).

            «Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.

      Примерный набор игровых материалов для старшей группы

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Набор кукол: семья (средние)

2

Куклы средние (20-30 см.)

5 разные

Мягкие животные,  средние и мелкие

8-10 разные

Набор персонажей для плоскостного театра

3-4  разные

Набор наручных кукол би-ба-бо:

10 разные

Наборы мелких фигурок

(5-7 см)

Домашние животные

1

Дикие животные

1

Динозавры

1

Сказочные персонажи

3-4 разные

Фантастические персонажи

2 разные

Солдатики (рыцари, богатыри)

3-4 разные

Семья

2

Фигурки-человечки (объёмные мелкие 5-7 см)

10 разные

Белая шапочка

2

Плащ-накидка

5 разные

Фуражка / бескозырка

3

Каска / шлем

2

Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей

3-4 разные

Корона, кокошник

2-4

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (средней)

2

Набор кухонной посуды (средней)

2

Набор чайной посуды (мелкий)

2

«Приклад» к куклам среднего / мелкого размера

2 / 2

Чековая касса

1

Часы

2

Грузовик (средний)

2

Автомобили разного назначения (средних размеров)

5

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

2

Телефон

3

Подъёмный кран, средний

1

Набор: военная техника

2-3

Набор: самолёты / корабли (мелкие)

1 / 1

Самолёт, вертолёт средних размеров

2

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

2

Сборно-разборные автомобили, самолёт, вертолёт, ракета, корабль

По 1 каждого наименования

Бинокль (подзорная труба)

2

Весы

2

Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением

1

Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)

1

Кораблики, лодки, средних размеров

2

Ракета-робот (трансформер), средних размеров

1

Автомобили мелкие

10 разные

Маркеры игрового пространства

Стойка с рулём / штурвалом (съёмным)

1

Стойка-флагшток

1

Объёмные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)

10-20 разные

Набор мебели «школа» для мелких персонажей

1

Набор мебели для мелких персонажей

2

Набор мебели для кукол среднего размера

1

Бензозаправочная станция - гараж (сборно-разборная)

1

Маяк

1

Набор дорожных знаков и светофор для мелкого транспорта

1

Универсальная складная рама / ширма

1

Трёхстворчатая ширма-театр (или настольная ширма-театр)

1

Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера / для мелких персонажей

1 / 1

Макет замок / крепость

1

Ландшафтный макет (коврик)

1

Тематические строительные наборы для мелких персонажей:

город

1

крестьянское подворье (ферма)

1

зоопарк

1

крепость

1

домик

3

Полифункциональные материалы

Объёмные модули (крупных размеров, разной формы)

10

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупный строительный набор

1

Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м)

5

Ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и факту

         

         2.2 Особенности сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Параметры оценки

Мальчики

Девочки

Игровые интересы

Связаны с социокультурным пространством жизни

Связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых

Игровые сюжеты

Общественные и технические сюжеты

Социально-бытовые сюжеты

Предпочитаемые роли

Роли, соответствующие полу: роль спасателя, водителя, капитана, охранника, матроса, полицейского, механика, строителя, супергероя, медведя, волка, Змея-Горыныча, Кощея Бессмертного, дракона, Буратино, Человека-Паука, Бэтмена, Черепашки Ниндзя, Джека-Воробья

Роли, соответствующие полу: роль мамы, парикмахера, продавца, врача, консультанта по косметике, певицы, артистки, лисы, зайки, кошки, мышки, обезьянки, птички, Снежной Королевы, Белоснежки, Мальвины, Русалки, принцессы, красавицы, Золушки

Предпочитаемые игрушки, характер их использования

Машинки, роботы, самолеты, пистолеты, конструктор. В сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки, а не только предпочитаемые и любимые. Используют игрушки в неограниченном пространстве.

Куклы, детская посуда, игрушечная косметика, мягкие игрушки. Некоторые девочки любят машинки. В сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки, а не только предпочитаемые и любимые.Используют игрушки в ограниченном пространстве.

Предпочитаемые партнеры по игре.

Дети своего пола.

Дети своего пола.

Специфика объединения в игре

Объединение основано на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

Объединение основано на интересе друг к другу.

Характер ролевых действий

Разнообразные ролевые действия

Стереотипные ролевые действия

Длительность ролевого взаимодействия

Не длительно

Длительно

Особенности сюжетосложения

Отражают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие

Большинство девочек не владею умением комбинировать сюжеты

Игровое творчество

Проявляется в организации игры: использование различны атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Действия разнообразны и отражают богатство действий, изображаемого персонажа, ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры, интересам, замыслам партнеров

Проявляется в организации игры: использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнения игровой обстановки по ходу игры. Роли ясно очерчены и выделены, на протяжении игры ведется одна линия поведения, отражающая роль

Уровень развития игры

Более высокий, чем у девочек, что проявляется в сюжетосложении; ролевом взаимодействии; игровом творчестве

Более низкий, чем у мальчиков, что проявляется в сюжетосложении; ролевом взаимодействии, игровом творчестве

       

 2.3 Тематическое планирование сюжетно-ролевых игр

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Сентябрь

Семья

Детский сад

Школа (День знаний)

Путешествие по родному городу

Игра по выбору детей

Семья (праздник)

Кафе

Поликлиника

Водители

Строительство

День рождения

Путешествие в теплые страны

Супермаркет

ГИБДД

Игра по выбору детей

Рыбаки

Путешествие в страну вежливости

Музей

Супермаркет

Семья (в гости к бабушке)

Октябрь

Путешествие в Саратов

Экологи

Школа

Телевидение

Игра по выбору детей

Семья

Ателье

Скорая помощь

День рождения

Театр

Редакция газеты

Исследователь

Корпорация «Билайн»

Гараж

Игра по выбору детей

Дизайнерская студия

Библиотека

Фермер

Кафе

Зоопарк

Ноябрь

Банк

Модельное агентство

Детский сад

Водители

Игра по выбору детей

Подводники

Путешествие по родному краю

Путешествие по сказкам

Цирк

Театр

Супермаркет

Аптека

Салон красоты

Мир Кулинарии

Строители

Служба спасения

Телевидение

Детский сад

Рыбаки

Игра по выбору детей

Декабрь

Почта

Ателье

ГИБДД

Парикмахерская

Путешествие в зимний лес

Экологи

Больница

Аптека

Супермаркет

Игра по выбору детей

Салон красоты

День рождения

Исследователи

Мебельная фабрика

Гости

Волшебники

Дизайнерская студия (оформление помещений к празднику)

Музей

Редакция журнала

Семья (новогодний праздник)

Январь

Семья (традиции)

Рождество

Агентство недвижимости

Пираты

Поликлиника (окулист)

Праздник

Банк

Библиотека

Фермер

Игра по выбору детей

Зоопарк

Первобытные люди

Скорая помощь

ГИБДД

Цирк

Пограничники

Водители

Строители

Почта

Снимаем кино

Февраль

Ателье

Подводная лодка

Билайн

Магазин «Магнит»

Автосалон

Летчики

Ты хороший хозяин

Химчистка

Олимпиада

Игра по выбору детей

Экскурсия на почту

Редакция газеты

Российская армия

Аукцион

Театр

Семья (готовимся к празднику)

Школа

Больница

Салон красоты

Март

Моя семья

Олимпиада

Банк

Моряки

Праздник

Супермаркет

Почта

Музей (создают дети)

Билайн

Игра по выбору детей

Магазин «Цветы»

Доктор Айболит

Путешествие в страну Вежливости

Кафе

Телешоу

Ферма

Исследователи космоса

Гараж

Библиотека

Апрель

Детский сад

Путешествие в лес

Путешествие в страну сказки

Школа ремонта (дизайн)

Зоопарк

Космонавты

Кафе

На улицах города

Путешествие на теплоходе по Волге

Игра по выбору детей

Телевидение

Дача

Рыбаки

Строим дом

Театр

Семья (поездка на дачу)

Редакция журнала

Школа

Экологи

Цирк

Май

Билайн

Модельное агентство

Банк

Ателье

Химчистка

Исследователи

Морское путешествие

Дизайнерская студия

Первобытные люди

Путешествие

Моряки

Поликлиника

Супермаркет

Почта

Игра по выбору детей

          Для  планирования сюжетно-ролевых игр с детьми проводится большая предварительная работа: чтение художественной литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий и т.п. Также  при планировании  сюжетно-ролевых игр большое внимание  уделяется обогащению предметно-игровой среды. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

          Планирование также предполагает определение цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования для создания предметно-игровой среды.

         Тематическое планирование по сюжетно-ролевым играм с экологическим содержанием

I квартал

Сентябрь

Расширение сюжета

Тематика

Создание  условий

Определить основные различия между живыми и игрушечными рыбками

 Беседа о труде водителя, пользе общественного транспорта. Рассказ воспитателя о городе. Рассматривание  иллюстраций о городе. Экскурсии по улицам города.

«Рыбки живые и игрушечные» (сравнение поведения)

«Путешествие на автобусе по городу»

Подобрать игрушечных рыбок.

Таз с водой

Изготовление атрибутов (руль, билеты). Альбом  «Наш город».

Октябрь

Беседа о труде продавца. Чтение рассказа  «Овощи». Пересказ с польского С.Михалкова. Рассматривание картин. Д.И.  «Свари борщ»,  «Узнай на вкус»,  «Найди и назови» и.т.д.

Беседа о комнатных растениях.  Уточнить их названия (фикус, огонек). Рассказать в каких условиях они себя хорошо чувствуют. Дать знания о комнатных растениях (алоэ, каланхое)

«Магазин  «Овощи, фрукты»

«Спутники нашей жизни»

Изготовление атрибутов:  фартуки, овощи, фрукты, чеки, счёты.

В уголок природы вносятся удобрения, палочки для рыхления земли. Подбор комнатных растений.

Ноябрь

Беседа о профессии парикмахера

Рассказ о породах собак, кошек. Рассматривание иллюстраций

 Беседа об одежде (осенняя, зимняя). Экскурсия с родителями в магазин  «Одежда».

Д/и  «Одень куклу на прогулку»

«У Артемона»

«Дочки  Матери»

Изготовление расчёсок для собак, ножницы, талоны, накидки.

 

 Бумажная кукла

II квартал

Декабрь

Расширение сюжета

Тематика

Создание  условий

Учить видеть интересные явления  природы и восхищаться ими. Организовать выставку рисунков на тему «Что мы видели в лесу?»

Продолжать знакомиться с профессией продавца. Чтение  художественной литературы. Экскурсия в магазин

«Фотоохота в лесу»

Магазин кондитерский  «Магнит»

Подобрать атрибуты: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, компасы, картины с изображением явлений природы (медведица с медвежонком)

Изготовление атрибутов: печенье, конфеты, фрукты, овощи, молочные продукты

Январь

Беседа о профессии врача. Чтение рассказов из книги.

В. Бианки  «Лесная газета». Экскурсия в медицинский кабинет

«Больница» или

«Айболит» (осматривают животных уголка природы)

Изготовление и подбор атрибутов: халат, колпак, чемоданчик,  витамины, пилочка, набор «Доктор»

Февраль

Беседа о хлебобулочных изделиях. Чтение сказки «Колобок» на новый лад. Показать процесс выпечки теста

 

Беседа о художниках пейзажистах (Шишкин, Васнецов)

Рассматривание картин, наблюдение за деревьями в разное время года.

Чтение и заучивание стихов о сезонных изменениях в природе (С.Есенин  «Белая берёза»)

«Колобок учит выпекать булочки»

«Путешествие в картинную галерею»

Изготовление атрибутов:  хлеб, батон, булочки.

Изготовление атрибутов:

Билеты, подбор картин. Ввести в словарь детей новые слова: контролёр, экскурсовод

III квартал

Март

Расширение сюжета

Тематика

Создание  условий

Экскурсия в библиотеку, типографию.

Беседа о профессии библиотекаря.

Создание проблемной ситуации «Если библиотеки закроются, что будет с нами?»

«Библиотека»

Изготовление плакатов  «Лес и человек»,   «Не разводи пожара».

Работа с родителями. Изготовление выставки:  «Какой бывает бумага»

Сбор макулатуры.

Апрель

Беседа о разных профессиях: электрик, газовик, водопроводчик.

«Ты хороший хозяин»

Изготовление плакатов о бережном отношении к воде, свету, газу.

Подбор кукольной посуды

Май

Беседа о лесе, как о сообществе растений и животных. Чтение русской  народной сказки  «Теремок» (на новый лад).

Д/и  «Чей дом»,  «Чей малыш», «Развитие лягушки»

«Путешествие за волшебным клубочком»

Подбор музыкального сопровождения. Изготовление телеграммы, атрибутов к драматизации сказки  «Теремок» (на новый лад)

        III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        3.1 Особенности реализации программы

Дозировка игр

Утром – 30-40 минут

После завтрака – 15-20 минут

Между занятиями – 10 минут

На прогулке – 1 час

После дневного сна - 10 минут

После полдника – 20 минут

         3.2 Материально-техническое обеспечение программы

В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации игр.

        3.3 Классификационные признаки игровых видов отдыха

Признаки

Группировки

Сезонность

- зимние (на снегу, на льду, на праздниках)

- летние (пляжные, на воде, на праздниках, на различных экскурсиях – в пути и на привалах)

Количественный состав

- одиночные (индивидуальные)

- массовые (групповые, командные)

Длительная активность

- высокая (активное и одновременное участие всех детей в двигательных действиях; активное и попеременное участие групп в двигательных действиях)

- средняя (активное участие всех детей  в двигательных действиях; активное участие отдельных детей или небольших групп в двигательных действиях)

- малая (в двигательных действиях активно сравнительно продолжительное время попеременно участвует по одному, два ребенка; дети свободно передвигаются или выполняют мелкие спокойные движения)

Содержание

- простые (легкопреодолимые препятствия, элементарные взаимодействия детей)

- сложные (труднопреодолимые препятствия, сложные взаимодействия детей)

Типичные двигательные действия

- творческие

- ролевые

- вольные

- ритмические

Физические качества

- ловкость (быстрый переход от одних действий к другим; сочетание своих действий с действиями других детей; умение сосредоточить внимание на нескольких действиях)

- быстрота (своевременные двигательные ответы на зрительные, тактильные, звуковые сигналы; преодоление небольших расстояний в кратчайший срок, в изменяющихся условиях)

- сила (кратковременные мышечные напряжения динамического и статического характера)

- выносливость (неоднократные повторения активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами отдыха, переходами от одних видов движений к другим)

- гибкость (двигательные действия с большой амплитудой; движения под музыку в сочетании с танцевальными шагами, с использованием предметов, помогающих приобрести чувство ритма, пластичность)

         3.4 Перечень необходимых программ, технологий, методических пособий для осуществления игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе:

  1. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, Мозаика Синтез, Москва 2009
  2. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова, Феникс, Ростов на Дону 2006
  3. «Развитие игровой деятельности дошкольников» А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко, Айрис пресс, Москва 2004
  4. «Игровые технологии» М.Э. Вайнер, Москва 2005
  5. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова, Москва 2007
  6. «Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва 1991
  7. «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губанова, Москва 2009
  8. Журнал «Ребенок в детском саду» - №5, 2003
  9. «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников» И.А. Лыкова, Москва 2010
  10. «Радость творчества» О.А. Соломенникова, Москва 2005
  11. «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова, «Школьная пресса» 2000

ДИАГНОСТИКА

Оценочный лист состояния предметно-развивающей образовательной среды

№ п/п

Показатели

Баллы оценки степени

проявления показателей

Самооценка

Экспертная оценка        

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

Первичная диагностика

Итоговая диагностика

1

2

3

4

5

6

1

Предметно-игровая среда обеспечивает психо-логическую безопасность ребенка

1.1

Не провоцирует на агрессивные действия, насилие, проявление жестокости

1.2

Не порождает отрицательных эмоций, проявление страха, неуверенности, беспокойства

1.3

Не вызывает преждевременный интерес к сексуальным проблемам

1.4

Не провоцирует пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других  людей

2

Предметно-игровая среда безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям Госстандарта и Госсанэпиднадзора России

2.1

Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов

2.2

Имеют возрастную адресованность

2.3

Поддерживаются в чистоте (моются и обрабатываются)

3

Предметно-игровая среда обеспечивает разно-стороннее развитие детей и имеет следующие качества

3.1

Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования в разных игровых ситуациях, в соответствии с игровым сюжетом и замыслом)

3.2

Дидактическая ценность (возможность исполь-зования в качестве средств обучения)

3.3

Эстетическая направленность

3.4

Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребенка

4

Система условий обеспечивает всю полноту развития разных видов игр

4.1

Прогулочные участки имеют игровое оборудование и необходимый выносной материал в достаточном количестве

1

2

3

4

5

6

4.2

В игровой комнате выделены мини-среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия:

4.2.1

Для режиссерских и сюжетно-ролевых игр:

игрушки и поделки для режиссерских игр;

игровые модули;

комплекты образных игрушек и атрибутов для реализации замыслов в сюжетно-ролевых играх;

неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей

4.2.2

Для театрализованных игр:

костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты;

игровые модули;

разные виды театров;

театрально-игровое оборудование;

аудиовизуальные средства;

оформление спектакля, элементы костюмов, сделанные детьми по собственным дизайнерским проектам

4.2.3

Для дидактических игр:

игры с предметами и игрушками;

настольно-печатные и настольные игры;

методические источники и подборка словесных игр;

развивающие игры;

интеллектуальные игры (шашки, шахматы);

игры – экспериментирование с разными материалами

4.2.4

Для подвижных игр:

наличие атрибутов для сюжетных подвижных игр;

наличие спортивного оборудования для подвижных игр и игр соревнований

4.2.5

Расположение, количество игрового оборудования и материалов удобно для детей и организации коллективной деятельности

4.2.6

Существует периодическая сменяемость игрового оборудования, что стимулирует активность детей

Средний балл

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ

______________________________ ГРУППЫ

№ п/п

Показатели развития

Ф.И.О. детей в группе

        Содержание игры

1

Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно.

2

Разнообразие замыслов.

3

Количество игровых задач (указывается цифрами от минимального до максимального, если игровая задача повторяется, то ее считают за одну).

4

Разнообразие игровых задач.

5

Самостоятельность при постановке задач:

а) ставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

в) самостоятельно.

        Способы решения игровых задач

6

Разнообразие игровых действий с игрушками

7

Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развернутые;

б) обобщенные.

8

Игровые действия с предметами-заместителями:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно.

9

Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно.

10

Принимает роль.

11

Разнообразие ролевых действий.

12

Выразительность ролевых высказываний.

13

Наличие ролевых высказываний.

14.

Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка.

15

Ролевая беседа возникает:

а) со взрослыми;

б) со сверстниками.

16

Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка.

17

Содержательность ролевой беседы.

    Взаимодействие детей в игре

18

Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым;

б) со сверстником.

19

Ставит игровые задачи:

а) взрослому;

б) сверстнику.

20

Принимает игровые задачи:

а) от взрослого;

б) от сверстника;

в) отказывается.

21

Длительность взаимодействия:

а) кратковременное;

б) длительное.

Уровень сформированности игровых навыков

Группа _________________   Дата наблюдения ____________

Воспитатели: _________________________________________________________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности « УЧИМСЯ ИГРАЯ»

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...

Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности «УЧИМСЯ ИГРАЯ»

Актуальность:    В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее ре...

Проект по развитию речи детей подготовительной группы в игровой деятельности «Учимся играя»

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Рабочая программа по развитию речи посредством игровой деятельности "Учимся говорить, играя!"

В настоящее время в связи с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития ...

Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы посредством игровой деятельности «Учимся, играя»

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает...

Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (для детей дошкольного возраста 4-7 лет)

Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя»Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»(для детей дошкольного возраста 4-7 лет)...