СЕМИНАР НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
статья (подготовительная группа)

Локтионова Светлана Евгеньевна

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача развития детской инициативы, детского творчества.  

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_na_temu.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                                                     Подготовила: воспитатель : Локтионова С.Е.

 

Цель семинара: систематизировать знания педагогов об организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, её возможностях в речевом, творческом развитии дошкольников.

 Ход семинара:


Уважаемые коллеги, сегодня наш семинар будет посвящён  театру, вернее  виду  деятельности любимого детьми - театрализации.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача развития детской инициативы, детского творчества.  

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

- Что такое, на ваш взгляд, творчество?

Ответы педагогов.

Творчество – это:

  • искать;
  • изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

А что такое «Творческая деятельность»?

Ответы педагогов.

Творческая деятельность -это:

  • деятельность, рождающая нечто новое;
  • свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них деятельности.

Для развития детского творчества  необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Огромную помощь в развитии творчества дошкольников оказывает приобщение детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой.

Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Дети дошкольного возраста любят участвовать в инсценировках, сценках, в театрализованных постановках. Они с увлечением поют, танцуют, сочиняют сказки и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

 К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Работу  по театрализованной деятельности  надо проводить каждый день: это игра,

и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Сегодня я хочу вам напомнить, о роли театрализованной игры,

её своеобразии и педагогической ценности для дошкольников.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Своеобразие театрализованных игр заключается в следующем:

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:

художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

 Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

 Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства.

При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера.

Игры строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения.

 От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни.

Передача образов требует от детей использования различных средств выразительности  (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

Театрализованные игры содержат в себе огромную педагогическую ценность: формируют у детей чувство партнерства развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания; интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание: способствуют умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление; тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

В работе с дошкольниками используют множество различных видов театров и театрализованных игр. Вспомним некоторые из них.

К настольно театрализованным играм относятся настольный театр игрушек, настольный театр рисунков, театр кружек, театр губок. Само название «настольный» говорит о том, что эти виды театров воспроизводятся на столе.

К стендовым театрализованным  играм можно отнести театр на фланелеграфе, стенд-книжку, теневой театр.

К играм –драматизациям относятся пальчиковый театр, театр би-ба-бо, кукольный театр, игра-драматизация с использованием элементов театральных костюмов, импровизация (игры без предварительной п од готовки), платковый театр.

Подготовка к театрализованной деятельности заключается в трёх основных этапах.

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

II - реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы

(дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.);

III  - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

При организации театрализованной деятельности необходимо продумать используемое оборудование

Условно театральное оборудование можно поделить на:

- театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

- дополнительный реквизит: плоскости, стол, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

- декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

- элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты, юбочки и др.);

л)информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

- возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Оборудование должно соответствовать отдельным требованиям.

- оно должно соответствовать возрастным возможностям детей;

- быть прочным, безопасным, гигиеничным;

- быть доступным, простым по конструкции, нести условный характер, многофункциональным  при использовании; г) долно выглядеть привлекательно,  иметь эстетический вид, материал должен соответствовать форме и конструкции.

 «Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир».

Спасибо за внимание!

На нашей планете

Есть доброе солнце.

Есть солнце,

Которое звонко смеется,

Которое дружит

С тропическим ливнем,

С полярною ночью

И ветром пустыни.

Есть солнце,

Которое с песней проснется,

И песней веселой

По свету несется.

У солнца — веснушки,

У солнца — игрушки,

Ему не нужны

Автоматы и пушки.

Мечтает о счастье оно

И танцует,

Улыбки цветов

На асфальте рисует,

Оно не зайдет,

Это доброе солнце,

Которое детством

Планеты зовется.


И сейчас я приглашаю вас окунуться в мир детского театра. Для того чтобы правильно, весело организовать театрализованную деятельность воспитатель должен сам обладать азами театрального искусства, иметь представление об этом виде деятельности.

 

«Театральная викторина»

1.Перечислите виды театра, используемого в детском саду при организации театрализованной деятельности в ДОУ? (пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, плоскостной, би-ба-бо, на фланелеграфе, ростовые куклы и т.д.);

2. В чём различия между сюжетно-ролевой игрой и театрализованной игрой?

(в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной игре -берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной -  может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка);

3. Какие средства двигательной активности используют в театрализованной деятельности для передачи художественного образа?

(мимика, жесты, пластические и ритмические этюды, имитация движений и т.д)

4. Какие виды искусств включает в себя театр?

(театр включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства)

5. Что такое театр?

(Это место зрелищ, однако театр — это само зрелище, которое включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства);

Жить со сказкой интересно и весело потому, что с ней нас ждут необыкновенные приключения. Сказка учит нас быть добрыми, смелыми, ловкими, умелыми. 

 «Сказочные предметы»

1.   С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жену, которая была заколдована?

(Стрела из сказки «Царевна-Лягушка»);

2.   С помощью какого предмета, можно смастерить самые разные вещи и можно убить страшного злодея - персонажа русских сказок? (Игла);

3.  Какую вещь из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» съел Крокодил? (Мочалку);

4.  Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества.

(Яйцо из сказки «Курочка Ряба»);

5.  Какой предмет Лиса обменяла на Курочку? (Скалочку);

6.  Гуси-лебеди летели,

     Унести детей хотели.

     Что за дерево стояло

     И ребят от них скрывало? (Яблоня)

 

  

-Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?

- Как это возможно?

- Можно при помощи голоса можно передать настроение?

- Правильно, нужно изменить интонацию.

Что же такое интонация?

Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон. Режиссёр Станиславский умел говорить слово, используя  120  интонаций.

И мы сейчас попытаемся  повторить его рекорд. Но предварительно проведём разминку.

Разминка.

Упражнения на три вида выдыхания :

1.     Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…

2.     Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

3.     Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Упражнение 1: Сказать слово «ТЕАТР» с разной интонацией.

(Воспитатели по очереди проговаривают слово с разной интонацией, побеждает тот, кто последним произнесёт слово.)

   Упражнение 2: Задание  из шапки. Каждый из воспитателей достаёт записку с заданием из шапки. Задания могут быть следующими:

 

Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

  • как будто  сильно мёрзнешь,
  • как будто  тебе наступили на ногу,
  • как будто тебе очень смешно,        
  • как робот,
  • как клоун-скоморох,
  • как беззубая древняя бабуся,
  • как президент страны,
  • как военный рапортует,
  • как колдунья колдует,
  • как иностранец с акцентом.

 

 

Вы знаете, что с помощью жестов можно показать предметы, действия, передать эмоции. Приглашаю актёров на сцену.

Перед вами лежат смайлики с заданиями, не показывая и не озвучивая задание изобразить то, что указано в задании, а остальные попробуют отгадать.

 

Упражнение «Пантомима»

 Воспитатели берут смайлик, на обратной стороне которого записано задание

        

1.     Изобразить тряпичную куклу.

2.     Изобразить цветочек

3.     Изобразить деревянных солдатиков

4.     Изобразить роботов

5.     Изобразить бабочек

6.     Изобразить курочку Рябу, несущую золотое яйцо

7.     Изобразить, как Вы пьёте горячий чай. И т.д.

 

Уважаемые коллеги! На этом наш семинар подошёл к концу. Надеюсь, наша встреча принесла вам пользу и хорошее настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 6 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

СЕМИНАР НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                                                     

                                                                     Подготовила: воспитатель : Локтионова С.Е.

                                                                   Апрель 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества в театрализованной деятельности.

сообщение на тему Развитие детского творчества в театрализованной деятельности....

Эссе на тему "Развитие детского творчества посредством лепки"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Создается интерес к занятиям лепкой, развивается творческое мышление, чувство красоты, художественный вкус и фантазия...

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"

Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Данная консультация раскрывает методы работы по активизации детского творчества, повышению интереса к театрализованной деятельности....

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ».

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для повышение компетентности педагогов в применении те...