Система выявления и сопровождения одаренных детей
материал

Ощепкова Надежда Алексеевна

 Из опыта работы педагогов МАДОУ д/с "Жемчужинка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Баунтовский эвенкийский район»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад « Жемчужинка».

Доклад на тему:

 «Система выявления и сопровождения одаренных детей.

 Из опыта работы  д/с «Жемчужинка»

                                                                                     

       

     

Подготовила:  педагог                                                                                                           высшей категории

Ощепкова Н.А.              

                                                                   

с. Багдарин.

 2017 г.

        Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми  вызывает большой интерес уже на протяжении довольно     продолжительного периода времени. 
       В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с повышением количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве и усилением внимания к таким детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Многое  зависит и от образовательного учреждения, задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Детская одаренность -  одно из самых загадочных явлений природы.

Одаренность – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одаренности.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Предъявляются следующие требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно, креативность;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения и изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.

Система выявления одарённости предполагает комплексное обследование детей и проходит при помощи следующих методов, которые используют педагоги нашего детского сада:

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:    

 1. Выявление одарённых и талантливых детей

  2.Психолого–педагогическое сопровождение  одарённых дошкольников, которое  предполагает:  

- составление  индивидуального  маршрута развития;

- создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми;

-  помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности:  индивидуальные творческие задания;

- организация проектной деятельности;

 - участие в интеллектуальных играх,   конкурсах .

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей

4. Поощрение одарённых детей

5. Работа с родителями одарённых детей:

6. Работа с педагогическим коллективом:    

7. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Мы вовлекаем детей в участие в различных районных, межрегиональных, всероссийских конкурсах: «Золотая нотка», конкурсы чтецов, «Радуга талантов», «Литературная Россия» и др.

В работе с одаренными и талантливыми детьми используем следующие формы:

1.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- групповые занятия;

- работа по индивидуальным планам.

2.Организация работы с одаренными и талантливыми детьми  вне ООД:

- индивидуальные занятия;

- проектная деятельность;

- организация выставок;

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

 - организация кружков.

В прошлом учебном году педагоги предложили воспитанникам кружковые занятия по развитию вокальных способностей у детей – вокально-инструментальный  кружок «Колокольчик»;  по развитию художественных способностей у детей  – кружок «Цветные ладошки», «В мире красок», «Волшебные кисточки»,  для развития артистических способностей у детей -    кружок «Я - артист», театральная студия «Кукляндия».

Проводится работа с педагогами:

- педагогические советы;

- взаимопросмотры;

- выступления из опыта работы;

- презентации;

- семинары – практикумы;

- консультации, рекомендации.

В детском саду ведется работа с родителями:

- анкетирование;

- родительское собрание;

- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации;

- совместные детско – родительские проекты;

- презентации;

- совместные праздники, соревнования, конкурсы;

- получаем помощь в создании развивающей среды.

Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок,  благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

.

Карта одаренного ребенка

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (последний  медосмотр).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты педагогической диагностики
  8. Результаты социометрического исследования
  9. Область одаренности
  10. Признаки одаренности
  11. Диагностика одаренности
  12. Выводы и рекомендации
  13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"

Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"...

Методическая разработка на тему: Условия эффективной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей.

Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этог...

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста...

«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...

Консультация для педагогов на тему: "Выявление и сопровождение одаренных детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей)"

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личн...