«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»
статья

Чумарина Наталья Евгеньевна

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренные дети в ДОУ115.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы: 

«Система выявления и развития одаренных детей в ДОУ»

C:\Users\Нурания Раиловна\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\b3fe779f035cb31a3f59b5e3f1b9468e.jpeg

                                                           Выполнила: Чумарина Наталья Евгеньевна

                                  музыкальный руководитель

                                                           МБДОУ№40 «Гуси-лебеди» г.Альметьевск

Система выявления и развития одарённых детей в ДОУ

Одарённость человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он

вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у них самых разных талантов, и не только музыкальных.

Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одарённые, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимания и поддержки одарённых детей.                                                                                                           И первая, самая важная ступень этой системы – дошкольное образование.

 Я работаю музыкальным руководителем в ДОУ. По роду своей профессиональной деятельности меня интересуют вопросы одаренности дошкольников в музыкальной деятельности. Что же такое одаренность? Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

В нашем образовательном учреждении активно ведётся выявление и развитие способностей одарённых детей. Уже на раннем этапе пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, педагоги используя индивидуальный подход проводят данную работу.

Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы обозначили для себя проблему поиска оптимальных путей выявления и развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними.

Процедуры выявления музыкально одарённых детей

Зная своих воспитанников,  без специально организованных процедур диагностики могу различить группу детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у таких детей это лучше получается).

Но музыкально одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики всё-таки нельзя обойтись.

На первых этапах  выявляю  уровень музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи.

Затем выявляю уровень развития динамического слуха. Определяю уровень музыкального мышления.

На заключительном этапе диагностирую музыкальную память.

Музыкально одарённые дети легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями. Поэтому в групповой  образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. В групповой образовательной деятельности музыкально одарённые дети реализуют свои способности в различных формах совместной деятельности:

* в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям;

* в пении – солируют запев песни;

* в игре-драматизации – играют главного персонажа и т. д.

Также их творческий потенциал и развитые способности необходимы при подготовке сольных номеров или номеров с участием солистов. И хотя на групповом игровом занятии музыкально одарённым детям я уделяю особое внимание, нередко они испытывают определённого рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещё, за рамками программного содержания.  Для этого в нашем ДОУ организованны дополнительные кружки по интересам, где каждый ребенок может развить свои способности.

Музыкальная одарённость

- Ребёнок проявляет большой интерес к занятиям;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- в исполнении музыкальных произведений (песня или танец) вкладывает много энергии и чувств;

- любит слушать музыку;

- стремится посещать концерты и выступления;

- сочиняет собственные, оригинальные мелодии;

- стремится выразить своё настроение в исполнении.

Условия выявления и развития музыкально одарённых детей

• создание предметно-развивающей среды;

• накопление опыта художественно-творческой деятельности в различных её видах;

• развитие творческого воображения.

Музыкальные  кружки для одарённых детей

В нашем детском саду для музыкально одарённых детей организован  хореографический кружок «Мы танцуем». Целью курса музыкального образования является развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении.

Данный курс решает задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности.

В основу системы работы легли такие принципы:

1. Единство эмоционального и сознательного.

2. Импровизационность.

3. Гуманность.

4. Систематизация знаний.

5. Целостность.

6. Интеграция искусств.

7. Учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).

Формы работы с одарёнными детьми

Музыкальная образовательная деятельность – основная форма работы с детьми проводиться 2 раза в неделю длительностью 30 мин. По методике проведения она приближена к традиционной, используются типовые, сюжетные и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые определённой теме):

• «Музыкальные жанры»;

• «Какие чувства передаёт музыка?»;

• «О чём рассказывает музыка?»;

• «Как рассказывает музыка?»;

• «Юные музыканты»;

• «Что узнал – всем расскажи, что умеешь – покажи».

Вся музыкально-игровая деятельность объединяется игровым сюжетом, который предполагает знакомство с музыкой через путешествия. Некоторые из них предполагают выполнение домашнего задания, что способствует взаимодействию и сотрудничеству с семьёй.

Методы развития  и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми

При проведении музыкально-игровой деятельности педагогический процесс выстраиваю на вариативной основе, использую методы и приёмы конструктивной основы взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности.

Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарённым детям, не обязательно может быть сложным, он разнообразный и вариативный, подбирая репертуар, учитываю возможности и предпочтения детей. Содержание работы музыкального кружка не сводится к простому заучиванию и репетициям. Работая с музыкально одарёнными детьми, всегда оставляю место импровизации и творчеству.

Критериями оценки музыкальных способностей и начал музыкальной культуры в нашей работе с одарёнными детьми служат показатели диагностики, разработанные Тепловым.

Диагностику провожу как индивидуально, так и в музыкальной  образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей в 2020 – 2021гг. показали, что дети стали более активны и раскрепощены. Они всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что ребята с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт.

Таким образом, анализируя эффективность проведённой  работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости,  пришла к выводу, что необходимо развивать и совершенствовать систему занятий в музыкальном кружке, индивидуальных занятиях, в концертах и конкурсах. Это позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих возможностях.

Реализацию поставленных целей добивалась через решение ряда задач:

- сформировать у детей навыки творческой деятельности;

- развивать музыкальную восприимчивость и эмоциональную отзывчивость;

- развивать навыки исполнительского мастерства;

- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

- развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства;

- развивать навыки концертной деятельности.

Полноценная работа по организации образовательной работы с одарёнными детьми невозможна без взаимодействия, как с самими воспитанниками, так и с педагогами и родителями. В связи с этим  были подобраны разнообразные формы работы в этом направлении:

1. Проведение консультаций для воспитателей и родителей по темам: «Польза пения для детей»; «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка»; «Формирование танцевального творчества детей»; «Способности ребенка, где и как их развивать»; «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности ребёнка»; «Развитие детей в театрализованной деятельности»; «Интеграция музыкального развития с разделами основной общеобразовательной программы ДОУ»;

2. Организация условий деятельности:

      - хореографической;

      - музыкально-театрализованной:

специальное помещение это музыкальный зал, со сценой и зрительным залом, костюмы и декорации, различные атрибуты для занятий, набор детских музыкальных инструментов, куклы для театра и ширма, наглядный материал, аппаратура (синтезатор, магнитофон, фортепиано, микрофон).

3. Создание учебно-методического обеспечения:

- дыхательные упражнения по методу Б.С.Толкачева

- методические материалы по музыкально- театрализованной     деятельности;

- картотека стихов, потешек, загадок, сказок;

- сценарии досугов и праздников;

- картотеки дидактических музыкальных игр;

- фонотека, медиатека по данному направлению;

- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром театра и изоискусства.

4. Организация кружка

   «Мы танцуем» - хореографический;

5. Участие в общегородских мероприятиях, праздниках, концертах,   фестивалях.

6. Участие в муниципальных, городских, республиканских, всероссийских     музыкальных и театральных конкурсах и выступлениях.

Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести педагогический замысел таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нём. Любое творчество начинается с проблемы:          чего-то нет, значит, нужно придумать и сделать!

Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка

Взаимодействие с семьёй выстраиваю по следующим направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- уровень их осведомлённости в вопросах музыкального образования и воспитания детей;

- семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.

3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок-передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. Используются такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развлекательной среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.

Родители одарённого ребёнка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого мы организуем на собраниях, музыкальных гостиных, мастер-классах показ видео-информации для родителей о том, как в ДОУ поставлена работа по развитию музыкальных способностей детей. Подготовили и провели консультации по теме «Способности ребёнка – в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивируем их на помощь детям, на поощрение их стараний и достижений, а также на содействие дальнейшему обучению детей. Дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, они нуждаются в этом, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Таким образом, анализируя эффективность проведённой работы с дошкольниками, имеющими предпосылки к музыкальной одарённости, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий в творческих кружках, индивидуальных занятиях, участие в концертах и конкурсах позволит значительно поднять уровень музыкального развития детей, сформирует у них творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепит их уверенность в своих способностях.    

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск эффективных подходов к выявлению и развитию одаренных детей

Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...

Выявление и развитие одаренных детей.

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы о...

Система выявления и сопровождения одаренных детей

Из опыта работы педагогов МАДОУ д/с "Жемчужинка"...