Современные технологии развития речи детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Пацинская Татьяна Александровна

                                          Обучение детей  рассказыванию по картине является  одним из направлений работы по формированию развития связной  речи детй раннего возраста.

В этой статье  указаны виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине. Также перечислены  требования  к картине, требования к рассказам детей. Раскрыта структура занятий  для детей 3-4 лет.

Рекомендоваы дидактические игры, которые должны проводиться на занятиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пацинская Татьяна Александровна,

 воспитатель

 ГБДОУ детский сад №6

Адмиралтейского  района Санкт-Петербурга

Современные технологии развития речи детей раннего возраста.                                                                   

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию развития  связной речи детей раннего возраста.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, позволяет говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения  рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А.А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С.Л. Рубинштейн, Г.Г.Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М.М.Конина считала, что разные типы картин должны по разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Требование к картине.

-Интересное , понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

-Реалистичное изображение.

-Картина должна быть высокохудожественной.

-Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине.

-Составление описательного рассказа по предметной картине.

-Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

-Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

-Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

-Составление описательного рассказа по пейзажной картине и     натюрморту.

-Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требование к рассказам детей: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

Более подробно остановимся на занятиях детей 3-4 лет.

Занятия в младшей группе.

Цели:

1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.

2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим  в связной речи( ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятия.

Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

Основной прием проведения занятия - беседа.

К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками:

-Подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

- Игра "Прятки"(картинки прячут- расставляют по разным доступным местам, дети находят их и приносят, называют).

Возможно чтение воспитателем какого либо авторского рассказа.       Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома вместе с родителями нарисовать.

К концу года становится возможны переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

Характерные особенности занятий.

- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

-Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов.

-Использование литературных и художественных ставок.

Возможные приемы.

- Игра: "Расскажи кукле"

- Выбор объекта описания.

- Инсценировка ( в гости к детям приходит кукла, собачка, и дети разговаривают с ними.

- Предложить ребенку встать на место того, кто "нарисован"(Как будто это мы гуляем", "Как будто это наш котенок).

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В.И..Методика развития и обучения родному языку дошкольников.- М. Академия,  1997

2. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под. ред.Ф.А. Сохина, М.. Просвещение, 1976

3. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - М. Владос, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Современные технологии развития речи детей раннего возраста.

В данной статье дан обзор современных технологий и методик направленных на развитие речи детей раннего возраста....

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...

Современные технологии развития речи детей раннего возраста

          Современные технологии развития речи детей раннего возраста...

Современные технологии развития речи детей раннего возраста.

Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...