Современные технологии развития речи детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию развития связной речи детй раннего возраста.
В этой статье указаны виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине. Также перечислены требования к картине, требования к рассказам детей. Раскрыта структура занятий для детей 3-4 лет.
Рекомендоваы дидактические игры, которые должны проводиться на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пацинская Татьяна Александровна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №6
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Современные технологии развития речи детей раннего возраста.
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию развития связной речи детей раннего возраста.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, позволяет говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А.А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С.Л. Рубинштейн, Г.Г.Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М.М.Конина считала, что разные типы картин должны по разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Требование к картине.
-Интересное , понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
-Реалистичное изображение.
-Картина должна быть высокохудожественной.
-Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине.
-Составление описательного рассказа по предметной картине.
-Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
-Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.
-Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
-Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
-Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требование к рассказам детей: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.
Более подробно остановимся на занятиях детей 3-4 лет.
Занятия в младшей группе.
Цели:
1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи( ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Структура занятия.
Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
Основной прием проведения занятия - беседа.
К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками:
-Подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.
- Игра "Прятки"(картинки прячут- расставляют по разным доступным местам, дети находят их и приносят, называют).
Возможно чтение воспитателем какого либо авторского рассказа. Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома вместе с родителями нарисовать.
К концу года становится возможны переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).
Характерные особенности занятий.
- Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
-Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов.
-Использование литературных и художественных ставок.
Возможные приемы.
- Игра: "Расскажи кукле"
- Выбор объекта описания.
- Инсценировка ( в гости к детям приходит кукла, собачка, и дети разговаривают с ними.
- Предложить ребенку встать на место того, кто "нарисован"(Как будто это мы гуляем", "Как будто это наш котенок).
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В.И..Методика развития и обучения родному языку дошкольников.- М. Академия, 1997
2. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под. ред.Ф.А. Сохина, М.. Просвещение, 1976
3. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - М. Владос, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271549-1600973974.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090204-1544077083.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1307947-1611473936.jpg)
Современные технологии развития речи детей раннего возраста.
В данной статье дан обзор современных технологий и методик направленных на развитие речи детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366654-1637780202.jpg)
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-359841-1386223145.jpg)
Современные технологии развития речи детей раннего возраста
Современные технологии развития речи детей раннего возраста...
Современные технологии развития речи детей раннего возраста.
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...