Особенности организации событийного волонтерства с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Сорокина Наталья Васильевна

Публикация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Молодой ученый

Международный научный журнал

№ 13 (303) / 2020

Издается с декабря 2008 г. Выходит еженедельно

Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук

Редакционная коллегия:

Ахметова Мария Николаевна, доктор педагогических наук

Иванова Юлия Валентиновна, доктор философских наук

Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук

Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук

Лактионов Константин Станиславович, доктор биологических наук

Сараева Надежда Михайловна, доктор психологических наук

Абдрасилов Турганбай Курманбаевич, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)

Авдеюк Оксана Алексеевна, кандидат технических наук

Айдаров Оразхан Турсункожаевич, кандидат географических наук (Казахстан)

Алиева Тарана Ибрагим кызы, кандидат химических наук (Азербайджан)

Ахметова Валерия Валерьевна, кандидат медицинских наук

Брезгин Вячеслав Сергеевич, кандидат экономических наук

Данилов Олег Евгеньевич, кандидат педагогических наук

Дёмин Александр Викторович, кандидат биологических наук

Дядюн Кристина Владимировна, кандидат юридических наук

Желнова Кристина Владимировна, кандидат экономических наук

Жуйкова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук

Жураев Хусниддин Олтинбоевич, кандидат педагогических наук (Узбекистан)

Игнатова Мария Александровна, кандидат искусствоведения

Искаков Руслан Маратбекович, кандидат технических наук (Казахстан)

Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)

Калдыбай Кайнар Калдыбайулы, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)

Кенесов Асхат Алмасович, кандидат политических наук

Коварда Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук

Комогорцев Максим Геннадьевич, кандидат технических наук

Котляров Алексей Васильевич, кандидат геолого-минералогических наук

Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)

Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук

Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)

Кучерявенко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук

Лескова Екатерина Викторовна, кандидат физико-математических наук

Макеева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук

Матвиенко Евгений Владимирович, кандидат биологических наук

Матроскина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук

Матусевич Марина Степановна, кандидат педагогических наук

Мусаева Ума Алиевна, кандидат технических наук

Насимов Мурат Орленбаевич, кандидат политических наук (Казахстан)

Паридинова Ботагоз Жаппаровна, магистр философии (Казахстан)

Прончев Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук

Семахин Андрей Михайлович, кандидат технических наук

Сенцов Аркадий Эдуардович, кандидат политических наук

Сенюшкин Николай Сергеевич, кандидат технических наук

Титова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук

Ткаченко Ирина Георгиевна, кандидат филологических наук

Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры

Фозилов Садриддин Файзуллаевич, кандидат химических наук (Узбекистан)

Яхина Асия Сергеевна, кандидат технических наук

Ячинова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук

© ООО «Издательство «Молодой ученый», 2020

Международный редакционный совет:

Айрян Заруи Геворковна, кандидат филологических наук, доцент (Армения)

Арошидзе Паата Леонидович, доктор экономических наук, ассоциированный профессор (Грузия)

Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор (Россия)

Ахмеденов Кажмурат Максутович, кандидат географических наук, ассоциированный профессор (Казахстан)

Бидова Бэла Бертовна, доктор юридических наук, доцент (Россия)

Борисов Вячеслав Викторович, доктор педагогических наук, профессор (Украина)

Велковска Гена Цветкова, доктор экономических наук, доцент (Болгария)

Гайич Тамара, доктор экономических наук (Сербия)

Данатаров Агахан, кандидат технических наук (Туркменистан)

Данилов Александр Максимович, доктор технических наук, профессор (Россия)

Демидов Алексей Александрович, доктор медицинских наук, профессор (Россия)

Досманбетова Зейнегуль Рамазановна, доктор философии (PhD) по филологическим наукам (Казахстан)

Ешиев Абдыракман Молдоалиевич, доктор медицинских наук, доцент, зав. отделением (Кыргызстан)

Жолдошев Сапарбай Тезекбаевич, доктор медицинских наук, профессор (Кыргызстан)

Игисинов Нурбек Сагинбекович, доктор медицинских наук, профессор (Казахстан)

Кадыров Кутлуг-Бек Бекмурадович, кандидат педагогических наук, декан (Узбекистан)

Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)

Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)

Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия)

Колпак Евгений Петрович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)

Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)

Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)

Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)

Кыят Эмине Лейла, доктор экономических наук (Турция)

Лю Цзюань, доктор филологических наук, профессор (Китай)

Малес Людмила Владимировна, доктор социологических наук, доцент (Украина)

Нагервадзе Марина Алиевна, доктор биологических наук, профессор (Грузия)

Нурмамедли Фазиль Алигусейн оглы, кандидат геолого-минералогических наук (Азербайджан)

Прокопьев Николай Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)

Прокофьева Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Казахстан)

Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор (Россия)

Ребезов Максим Борисович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (Россия)

Сорока Юлия Георгиевна, доктор социологических наук, доцент (Украина)

Узаков Гулом Норбоевич, доктор технических наук, доцент (Узбекистан)

Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры (Россия)

Хоналиев Назарали Хоналиевич, доктор экономических наук, старший научный сотрудник (Таджикистан)

Хоссейни Амир, доктор филологических наук (Иран)

Шарипов Аскар Калиевич, доктор экономических наук, доцент (Казахстан)

Шуклина Зинаида Николаевна, доктор экономических наук (Россия)

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИКА

Абидова М.И. Преподавание иностранного языка в медицинских вузах на основе программ международного обучения ..........................203

Азанова А. Е. Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения...........................205

 Баева И.В. Адаптивно-интегративный подход в высшем иноязычном образовании ...........................207

Ельмеева С.М. Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)......................................210

Жумабеков А. С., Жусипназарова Г.М., Каскарбаев Е.О., Кошкин С.П., Кусбекова Э.К., Овчинникова Л.П., Хамитова Л.Б. Лабораторные работы по физике как способ достижения метапредметных результатов .....212

Конюшкина Е. Г. Создание интерактивного образовательного пространства как одно из условий развития личности ребенка ......................................217

Коротаева П.В. Организация самостоятельной учебной деятельности при обучении второму иностранному языку...................................219

Коршикова Н.М., Шкарубо Т.А. Обучение искусству эбру — рисованию на воде.....................................................221

Лобанова Е. С. Роль игры в развитии речи детей .................224

Петрова Д.В. Возможности развития эмоциональной компетентности у творчески одаренных подростков ...............................................225

Плотников Л.Д., Паличева К.И. Коммуникативные универсальные учебные действия как способ реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.......................................................227

Рогачевских Л. Е. Конструкт проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в старшей группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи ...........229

 Саидмурадова С.Н. Компетентностный подход к коррекции отклоняющегося поведения подростков........232

Сорокина Н.В., Карачарова Л. Е. Особенности организации событийного волонтерства с детьми старшего дошкольного возраста ...................................................234

Особенности организации событийного волонтерства с детьми старшего дошкольного возраста Сорокина Наталья Васильевна, воспитатель; Карачарова Лилия Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 8» п. Пролетарского (Белгородская обл.)

        Событийное волонтерство—один из видов добровольного волонтерского движения. Его использование в детском саду—явление новое и малоизученное в дошкольной науке и практике.

     Ключевые слова: волонтерская деятельность, виды волонтерства, событийное волонтерство, направления деятельности событийного волонтерства.

       Волонтерская деятельность в России получила широкое распространение во всех сферах деятельности государства и общества. Согласно данным Росстата в настоящее время более 7 миллионов человек вовлечено в волонтерское движение в нашей стране. В ряды добровольцев входят люди разного возраста, не только молодые активисты, но и «серебряные волонтеры»—люди зрелого возраста [5].

     Основными целями развития добровольчества выступают расширение возможностей для самореализации граждан; повышение роли добровольчества в общественном развитии и решении социальных проблем; формирование и распространение добровольческих инновационных практик социальной деятельности.

        Выделяются несколько видов волонтерской деятельности: социальное волонтёрство, экологическое, донорство, медиа-волонтерство, волонтёры общественной безопасности и волонтёры-медики, событийное волонтерство и др. [2].

      В педагогической и методической литературе широко представлен опыт организации волонтерской деятельности в школах и других учебных заведениях (В.Н. Козель, А.Б. Бархаев, О.Л. Высоцкая, И.Б. Куличкова, И.И. Залашкова и др.) [3].

       Об использовании волонтерского движения в дошкольном образовании указывается в исследованиях старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Н.П. Гришаевой. Ею разработана технология «Дети-волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. За это время накоплен значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.

     В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями Н.П. Гришаевой создан волонтерский отряд, оформлена его атрибутика, разработан и успешно реализуется план деятельности с включением мероприятий различных видов волонтерства.

       В зависимости от степени вовлеченности в добровольчество в учреждении существуют долгосрочная, краткосрочная и регулярная формы волонтерской деятельности. Долгосрочная форма предполагает добровольную работу совместно с другими добровольческими организациями на постоянной основе в течение длительного периода. Краткосрочная — это разовое участие в акциях и мероприятиях. Регулярная носит систематический характер. Здесь каждый волонтер задействован в той или иной деятельности с определенной периодичностью.

       Одним из видов краткосрочного волонтерства является событийное волонтерство. Событийное волонтёрство (Eventволонтёрство) — это помощь добровольцев в организации какого-либо крупного события в разных масштабах, приобретение ими уникального опыта общения и совершенствование социальных навыков [1].

      Любое мероприятие—это несколько этапов работы хорошо слаженной команды. В работу такой команды входит: разработка идеи, концепции, целостного представления о мероприятии, его целей и задач; планирование и детализация всех аспектов его подготовки; обеспечение безопасности, а также подведение итогов и способы «ликвидации последствий». Работа длительная, сложная и требует привлечение большого количества людей. Поэтому организацию крупномасштабных мероприятий различного уровня в настоящее время трудно представить без участия волонтёров.

      Событийное волонтерство включает в себя несколько направлений добровольческой деятельности: культурное волонтерство, спортивное, патриотическое или победное и т.д. [1]. В таблице представлены направления событийного волонтер.

Таблица 1. Мероприятия событийного волонтерства детей старшего дошкольного возраста

Направления событийного волонтерства

Мероприятия разного уровня

Формы организации образовательной деятельности с детьми

Культурное волонтерство

Шествие Деда Мороза и Снегурочки (муниципальный уровень)

Подготовка костюмов для театрализованного представления; Подготовка «ролевых действий» с детьми; Заучивание песен и подготовка танцевальных композиций; Участие в раздаче новогодних подарков для детей с ОВЗ и детей-инвалидов пос. Пролетарский Ракитянского района.

Празднование «Дня семьи, любви и верности» (поселковый уровень)

Подготовка и показ театрализованного представления «Великое чудо — семья» (с участием родителей)

Праздник «День поселка» (август) (поселковый уровень)

Участие в подготовке и проведении фотовыставки «Счастливое детство» и выставки цветочных композиций «Сказочное лето».

Спортивное волонтерство

День физкультурника (муниципальный уровень)

Участие в велопробеге в соответствии со сценарием праздника. Флешмоб «Мы выбираем спорт»

День единства и согласия (муниципальный уровень)

Участие в соревнованиях среди детских садов района по футболу и велоспорту. Участие в подготовке районной выставки поделок к празднику.

Патриотическое или победное волонтерство

Открытие выставки в Ракитянском краеведческом музее «Бессмертный полк» (муниципальный уровень)

Участие в краеведческих играх и викторине для детей дошкольников и младших школьников (1 половина дня). Участие в подготовке пригласительных билетов на выставку.

Празднование Дня Победы (поселковый уровень)

Участие в шествии «Бессмертный полк» (с родителями). Вручение цветов и подарков ветеранам войны

ства и формы образовательной деятельности, используемые в работе со старшими дошкольниками.

       Опыт работы в данном направлении показал, что при построении образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках волонтерского движения необходимо опираться на содержание работы по взаимодействию с семьями воспитанников и планирование работы по сотрудничеству с социальными партнерами, которая строится на договорной основе.

        В договорах о сотрудничестве с социальными партнерами (Дома культуры, музеи, библиотеки, спортивная школа, музыкальные школы и др.) прописывается возможность осуществления волонтерской деятельности. Одним из обязательных требований указывается: ответственность организаторов мероприятий за жизнь и здоровье детей, родителей и педагогов. Она заключается в следующем:

– предоставление безопасного оборудования, атрибутов и помещений;

– организация противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности;

– организация первой медицинской помощи;

 – при необходимости организация подвоза детей с соблюдением правил дорожного движения и правил подвоза детей;

– указание в плане проведения мероприятия точного времени пребывания детей — дошкольников, с целью предотвращения их переутомления и перевозбуждения;

– указание на проведение перед началом мероприятия обязательного инструктажа по правилам поведения для детей, педагогов и родителей.

      Соблюдение этих условий позволяет сделать мероприятия событийного волонтёрства ступенью к привлечению детей старшего дошкольного возраста к долгосрочным и регулярным формам волонтёрской деятельности.

        В настоящее время среди перспектив расширения волонтерского движения в детском саду — разработка и апробация программы «Летние игры и забавы». Цель которой — привлечения детей-волонтеров к работе по организации летней досуговой деятельности на поселковых летних площадках. Здесь планируются мероприятия различной событийной направленности: культурные («День защиты детей», «День флага» и др.), спортивные («День физкультурника», флешмобы по теме «Всё, что тебя касается») и др.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своей деятельности детский сад разрабатывает интересные формы и методы работы по организации различных видов волонтерской деятельности, в том числе событийного волонтерства.

Литература:

1. Козель, В.Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность.— М.: ГБУ г. Москвы «Мосволонтёр», 2018.— 98 с.

 2. Лукьянова, Р. Виды волонтерства.— [Электронный ресурс].— Режим доступа: https://goodsurfing.org/blog/article?id=88 (дата обращения 15.03.2020)

 3. Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо —2018» [Электронный ресурс] / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой.—Красноярск, 2018.— 124 с.

4. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики.— Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016.— 431 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...

Доклад+презентация "Особенности организации подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке: из опыта работы"

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество ...

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.Формирование познавательных интересов и познавательных ...