Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения
статья

Сорокина Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Молодой ученый

Международный научный журнал

№ 5 (295) / 2020

Издается с декабря 2008 г. Выходит еженедельно

Главный редактор: Ахметов Ильдар Геннадьевич, кандидат технических наук

Редакционная коллегия:

Ахметова Мария Николаевна, доктор педагогических наук

Иванова Юлия Валентиновна, доктор философских наук

Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук

Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук

Лактионов Константин Станиславович, доктор биологических наук

Сараева Надежда Михайловна, доктор психологических наук

Абдрасилов Турганбай Курманбаевич, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)

Авдеюк Оксана Алексеевна, кандидат технических наук

Айдаров Оразхан Турсункожаевич, кандидат географических наук (Казахстан)

Алиева Тарана Ибрагим кызы, кандидат химических наук (Азербайджан)

Ахметова Валерия Валерьевна, кандидат медицинских наук

Брезгин Вячеслав Сергеевич, кандидат экономических наук

Данилов Олег Евгеньевич, кандидат педагогических наук

Дёмин Александр Викторович, кандидат биологических наук

Дядюн Кристина Владимировна, кандидат юридических наук

Желнова Кристина Владимировна, кандидат экономических наук

Жуйкова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук

Жураев Хусниддин Олтинбоевич, кандидат педагогических наук (Узбекистан)

Игнатова Мария Александровна, кандидат искусствоведения

Искаков Руслан Маратбекович, кандидат технических наук (Казахстан)

Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)

Калдыбай Кайнар Калдыбайулы, доктор философии (PhD) по философским наукам (Казахстан)

Кенесов Асхат Алмасович, кандидат политических наук

Коварда Владимир Васильевич, кандидат физико-математических наук

Комогорцев Максим Геннадьевич, кандидат технических наук

Котляров Алексей Васильевич, кандидат геолого-минералогических наук

Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)

Кузьмина Виолетта Михайловна, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук

Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)

Кучерявенко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук

Лескова Екатерина Викторовна, кандидат физико-математических наук

Макеева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук

Матвиенко Евгений Владимирович, кандидат биологических наук

Матроскина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук

Матусевич Марина Степановна, кандидат педагогических наук

Мусаева Ума Алиевна, кандидат технических наук

Насимов Мурат Орленбаевич, кандидат политических наук (Казахстан)

Паридинова Ботагоз Жаппаровна, магистр философии (Казахстан)

Прончев Геннадий Борисович, кандидат физико-математических наук

Семахин Андрей Михайлович, кандидат технических наук

Сенцов Аркадий Эдуардович, кандидат политических наук

Сенюшкин Николай Сергеевич, кандидат технических наук

Титова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук

Ткаченко Ирина Георгиевна, кандидат филологических наук

Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры

Фозилов Садриддин Файзуллаевич, кандидат химических наук (Узбекистан)

Яхина Асия Сергеевна, кандидат технических наук

Ячинова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук

© ООО «Издательство «Молодой ученый», 2020

Международный редакционный совет:

Айрян Заруи Геворковна, кандидат филологических наук, доцент (Армения)

Арошидзе Паата Леонидович, доктор экономических наук, ассоциированный профессор (Грузия)

Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор (Россия)

Ахмеденов Кажмурат Максутович, кандидат географических наук, ассоциированный профессор (Казахстан)

Бидова Бэла Бертовна, доктор юридических наук, доцент (Россия)

Борисов Вячеслав Викторович, доктор педагогических наук, профессор (Украина)

Велковска Гена Цветкова, доктор экономических наук, доцент (Болгария)

Гайич Тамара, доктор экономических наук (Сербия)

Данатаров Агахан, кандидат технических наук (Туркменистан)

Данилов Александр Максимович, доктор технических наук, профессор (Россия)

Демидов Алексей Александрович, доктор медицинских наук, профессор (Россия)

Досманбетова Зейнегуль Рамазановна, доктор философии (PhD) по филологическим наукам (Казахстан)

Ешиев Абдыракман Молдоалиевич, доктор медицинских наук, доцент, зав. отделением (Кыргызстан)

Жолдошев Сапарбай Тезекбаевич, доктор медицинских наук, профессор (Кыргызстан)

Игисинов Нурбек Сагинбекович, доктор медицинских наук, профессор (Казахстан)

Кадыров Кутлуг-Бек Бекмурадович, кандидат педагогических наук, декан (Узбекистан)

Кайгородов Иван Борисович, кандидат физико-математических наук (Бразилия)

Каленский Александр Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)

Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия)

Колпак Евгений Петрович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия)

Кошербаева Айгерим Нуралиевна, доктор педагогических наук, профессор (Казахстан)

Курпаяниди Константин Иванович, доктор философии (PhD) по экономическим наукам (Узбекистан)

Куташов Вячеслав Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)

Кыят Эмине Лейла, доктор экономических наук (Турция)

Лю Цзюань, доктор филологических наук, профессор (Китай)

Малес Людмила Владимировна, доктор социологических наук, доцент (Украина)

Нагервадзе Марина Алиевна, доктор биологических наук, профессор (Грузия)

Нурмамедли Фазиль Алигусейн оглы, кандидат геолого-минералогических наук (Азербайджан)

Прокопьев Николай Яковлевич, доктор медицинских наук, профессор (Россия)

Прокофьева Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Казахстан)

Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор философских наук, профессор (Россия)

Ребезов Максим Борисович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор (Россия)

Сорока Юлия Георгиевна, доктор социологических наук, доцент (Украина)

Узаков Гулом Норбоевич, доктор технических наук, доцент (Узбекистан)

Федорова Мария Сергеевна, кандидат архитектуры (Россия)

Хоналиев Назарали Хоналиевич, доктор экономических наук, старший научный сотрудник (Таджикистан)

Хоссейни Амир, доктор филологических наук (Иран)

Шарипов Аскар Калиевич, доктор экономических наук, доцент (Казахстан)

Шуклина Зинаида Николаевна, доктор экономических наук (Россия)

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕДАГОГИКА

Ананьева М.А.Патриотическое воспитание посредством музыки.....................................................301

Аникеева Е.П., Ермоленко Н.Я.Формирование духовно-нравственного

воспитания у детей дошкольного возраста. Проект «Казаком быть —

Родину любить!»........................................303

Воронина К.В.Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка.......................305

Гончарова Н.В.Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста ................................306

Денников Е.И., Боровицкий А.М. Формирование организационнопрогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности

воинского коллектива.................................308

Дерепаскина Т.В., Корякина Е.А.Современный взгляд на проблему экологического образования детей дошкольного возраста ...................................................310

Жмурова И.Ю., Баринова С.В. Изучение комплексных чисел

в общеобразовательной школе ....................312

Крутицкая Л.В. Патриотическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Конспект урока «Великая Отечественная война. Сороковые, роковые» ..................................................314

Мережко Е. Г., Томаровская И.Н.,Ефанова Е.А., Прудко Т.В., Нехаева Н.П.

Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного

образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ ...............................................316

Никитина Т.Н.Влияние пальчиковых и жестовых игр на всестороннее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью......................................318

Осипова К.А.Развитие наглядно-образного мышления детей с нарушениями речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром............320

Рунова О.А.Развитие у младших школьников навыка геометрического построения на занятиях математического кружка .............................321

Сабирова Э.И. «Умные» технологии запоминания слов на уроках

английского языка .....................................323

Сардалова И.М., Агаркова С. Г.Билингвистический опыт как фактор развития воображения у детей дошкольного возраста ...................................................325

Сорокина Н.В., Карачарова Л. Е. Технология «утренний сбор» как способ

внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного

учреждения...............................................327

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения Сорокина Наталья Васильевна, воспитатель; Карачарова Лилия Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 8» п. Пролетарского (Белгородская обл.)

         В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения утреннего сбора [3, с. 5].

        Сегодня мы поделимся опытом организации образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе на утреннем сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми. Технологию «утренний сбор» в своем детском саду мы начали использовать в 2015 году.

        Мы видели, что дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в планировании дневных дел в группе, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам, действиям, действиям других.

         Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты [1, с. 12].

         Основная цель утреннего сбора: создать эмоциональный настрой на весь день—«задать тон». Структура группового (утреннего) сбора:

 1. Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). 1–3 минуты 2. Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). 2–5 минут

3. Обмен новостями. 2–10 минут

4. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). 5–12 минут [3, c.10].

     Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

     Для начала мы выбрали для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора— звон колокольчика. Сбор проходил в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидели на коврике на подушечках. Для приветствия мы использовали различные предметы (любимую игрушку, мяч, флажок, волшебную палочку, микрофон), которые передавали по кругу тому, кому предназначалось приветствие.

      Также использовали стихотворные, песенные приветствия; здоровались ладошками, плечиками, дарили разнообразные пожелания, комплименты. Затем мы проводили игры: – пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»); – словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»); – игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»); – игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело [2, с. 28].

      Далее мы предоставили возможность детям рассказать другим то, «что еще никто, кроме них не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

       Данному разделу группового сбора мы уделили наибольшее внимание. Дети рассказывали, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Мы предложили ребятам самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях, пояснив, чтобы они не останавливались на новостях, связанных с покупкой вещей.

      Также на данном этапе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/ праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/ мальчиков/девочек, кто отсутствует, / сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, /что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Дети не просто отмечали время года, но и называли предыдущее и следующее; перечисляли признаки текущего времени года.

     Динамическую паузу мы проводили также в соответствии с тематическим проектом.

       Планирование дня строилось на модели трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что надо сделать, чтобы узнать?».

       Реклама деятельности в уголках—важная часть группового сбора. Дети не просто выбирали уголки, в которые хотят пойти, но и сами решали, в каком уголке можно решить ту или иную задачу [3, с. 47].

       В ходе этого этапа сообщалась информация: о плане деятельности на текущий день проводилась презентация уголков, сообщалось детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагалось подумать и решить, в какой центр они пойдут).

        Уголки открыты ежедневно, интегративны по своей сути. Они наполнены разнообразными развивающими играми и дидактическими материалами. В непопулярном для детей уголке мы сами организовывали работу. Если в уголке предлагались значимые для развития материалы, но дети их игнорировали, мы на 1 день закрывали уголок, который отвлекал детей.

      После деятельности детей в уголках проводился итоговый сбор, задачей которого было организовать процесс рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в уголках, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить последующие шаги [2, с. 56]. На итоговый сбор детей собирал все тот же условный сигнал (колокольчик), дети приносили из уголков все, что они успели сделать: рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остались только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т.д.). Это вовсе не означает. Что они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.

       Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас [4, с. 34].

        Результаты работы по данной технологии: уровень социально-коммуникативного развития воспитанников 4–5 лет (средняя подгруппа) по итогам работы в 2016– 17уч. году — 57%; воспитанников 5–6 лет(старшая подгруппа) по итогам работы в 2017–18уч. году — 79,5%; воспитанников 6–7 лет(подготовительная подгруппа) по итогам работы в 2018–19уч. году — 91% (обследовано 12 воспитанников старшей разновозрастной группы).

    Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом [4, с. 37].

      Утренний сбор объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество [1, с. 40].

Литература: 

1. Грацкая А.А Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 февраль 2012 г.с. 9

2. Иваницкая Г.В. Утренний сбор — начало интересного дня // Вопросы дошкольной педагогики.— 2017.— № 2.1.—С. 13–15.

3. Свирская Л.В. Утро радостных встреч.—М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.

 4. Бондаренко Т.Н. Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей // электронный журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Внедрение инновационной технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения

Создание  современной  системы  дошкольного  образования,  ориентированного  на  полноценное  развитие  личности  каждого  ребенка, выдвигает...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

Конспект родительского собрания «Доброжелательные технологии как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательную деятельность ДОО»

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах по внедрению и  способах реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения «доброжелательных технологий&raq...

«Технологии «Рефлексивный круг» как способ внедрения доброжелательных отношений в успешную социализацию детей дошкольного возраста»»

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность моей работы: научить ребёнка обращаться к ра...