Детское экспериментирование
проект (старшая группа)

Рекк Галина Сергеевна
Опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_detskoe_eksperimentirovanie.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад N 123

Проект

В старшей группе «Детское экспериментирование»

Составитель: Рекк. Г. С

Воспитатель  

г. Калининград 2020год

Паспорт проекта

Название проекта: «Детское экспериментирование»

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: поисково-исследовательский.

По числу участников проекта: групповой (23 ребёнка, педагог группы).

По времени проведения: среднесрочный (1месяц).

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Состав проектной группы: руководитель проекта, воспитатель –Рекк Галина Сергеевна, дети старшего дошкольного возраста.

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

2. Побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

Развивающие:

1.Развивать наблюдательность;

2.Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

3. Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

2.Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

3. Воспитание интереса к экспериментированию.

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

•Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы.

• Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: МАДОУ д/с 123

Сроки проведения: январь.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут.

Оборудование: воздушный шарик, вода, краски, прозрачные стаканчики, трубочки, микроскоп, снег, лёд.

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательному развитию (опытно – экспериментальная деятельность).

Программное содержание:

•Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

•Совместная деятельность родителей и детей.

«Невидимка воздух»: Формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

«Воздух легче воды»: Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме; развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

«Какая бывает вода?»: Уточнить представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки развивать умение действовать по алгоритм.

«Волшебные стеклышки»: Познакомить с лупой микроскопом, объяснить для чего они нужны человеку.

«Почему не тонут корабли?»: Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы, веса.

«Твердая вода. Почему тают айсберги?»: Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду;

«Изменение объема жидкости»: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

продуктивная деятельность;

игровая деятельность.

Итоговое мероприятие проекта: квест-игра «Слет лаборантов»

Квест-игра в старшей группе «Слет лаборантов»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Воспитатель: Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал)

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать выводы)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались? (Ответы детей – опыты, эксперименты.)

Воспитатель: Будем проводить опыты. А вот с чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал...

Ответы детей: Песок

Воспитатель: Вы отгадали. И наш первый опыт называется «Песчаный конус».

Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать из чего состоит песок? Для этого нам с вами понадобится микроскоп, который спрятан где-то в саду! И чтобы его найти нам с вами придется потрудиться и выполнить задания! Первая подсказка спрятана под одним из ваших столов. (Дети заглядывают под столы и находят первую подсказку- картинку с нотами).

Воспитатель: Что бы это могло значить? Куда нам следует направиться в первую очередь? (Дети: в музыкальный зал)

В музыкальном зале нас встречает фея Музыки.

Фея Музыки: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы ищите, чтобы это найти вам надо пройти через пещеру горного короля. Когда музыка громкая и тяжелая вы изображаете больших троллей, когда лёгкая и тихая изобразите гномов и посмотрите на свои тени, они должны то большими, то маленькими. Готовы?

(На проекторе изображена пещера, надо пройти так, чтобы тени падали на пещеру)

Фея Музыки: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием! И за это я укажу куда вам дальше направляться. Подсказка:

Там пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник там стоит,

Раковина с краном.

Ответы детей: Кухня.

Отправляемся на кухню, где нас встречает Повар.

Повар: Здравствуйте ребята, что привело вас?

Дети объясняет свою проблему и просят помочь.

Повар обещает помочь, если ребята назовут десять предметов посуды. (Дети называют).

Повар: Молодцы! Вот вам следующая подсказка:

Кто поможет язычок правильно поставить

И воздушную струю по нему направить

Звук от буквы отличать?

Без запинок отвечать?

Ответы детей: Логопед.

Отправляемся в кабинет логопеда, где нас встречает профессор Головоломка.

Профессор Головоломка: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы ищите, но вам придется поломать голову, чтобы узнать следующую подсказку. Я приготовила для вас очень сложное задание. На ноутбуке появляется флеш-игра «Сказочный герой - добрый или злой?». Среди изображенных на экране сказочных героев требуется осуществить выбор доброго героя с помощью мыши. (Дети благополучно справляются с заданием).

Профессор Головоломка: Молодцы, справились с заданием! Заслужили подсказку:

Поцарапал руку очень?

Разболелась голова?

Быстро бинт зеленкой смочит,

Даст таблетку...

Ответ детей: Медсестра.

Отправляемся в медицинский кабинет, где встречает нас Доктор Пилюлькин.

Доктор Пилюлькин: Здравствуйте ребята, что привело вас? Дети объясняет свою проблему и просят помочь. Доктор обещает помочь, если ребята отгадают его загадки:

Я под мышкой посижу

И, что делать, укажу:

Или разрешу гулять.

Или уложу в кровать.

Жидкость из аптечной банки

Нам немножко щиплет ранки.

Маме, папе и ребенку

Лечит ссадины…

Ты царапину скорей

Мною, беленьким, заклей.

Надёжно и прочно прикрою порез.

Бери меня всюду — и в поле, и в лес.

(Дети отгадывают загадки. Ответы: Термометр, зеленка, лейкопластырь).

Доктор Пилюлькин: Молодцы! А теперь отправляйтесь за следующей подсказкой в спортивный зал, там вы и покажите какие вы здоровые, сильные и умелые!

Оправляемся в спортивный зал, встречаем там Силача.

Силач: Сейчас я испытаю вас, какие вы сильные да ловкие. Последнее ваше испытание называется «Меткий стрелок» (участвует вся команда). На стене приклеены воздушные шары, внутри которых пронумерованные карточки с буквами(1-«К»,2-«Н»,3-«И»,4-«Г»,5-«А»). Дети по очереди бросают дротики, стараясь лопнуть шар. Когда все шары будут лопнуты, из карточек с буквами составляют слово «КНИГА».

Воспитатель: Где можно найти много книг?

Выяснив, где можно найти много книг (в книжном магазине или в библиотеке, дети отправляются в библиотеку (методический кабинет.), где и находят микроскоп. Молодцы! Мы справились с заданием. Возвращаемся в группу, где проводим опыт №2.

Опыт №2 - рассматривание песка через микроскоп.

Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?

Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами все задания выполнили, микроскоп нашли, провели интересные опыты. Какой вывод мы можем сделать? Какое вещество мы сегодня рассмотрели, вспомнили? (рассмотрели песок, он сыпучий, состоит из маленьких песчинок и крупинок).

Вывод. В ходе работы над проектом по теме «Детское экспериментирование» у детей повысился уровень познавательной активности и уровень знаний об окружающем мире, возросла заинтересованность к опытно-экспериментальной деятельности. Дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.

3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.

5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...