"Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.
консультация

Кадырова Назия Гайсовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-ya_pedagogam_opyty.docx62.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

http://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/images/5e4dcabc8bc0edab372e814452bf948c.jpg

Консультация для педагогов

Методические рекомендации:

 «Детское экспериментирование. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                     Кадырова Назия Гайсовна

                                                                           воспитатель высшей

  квалификационной категории

                                                                            МАДОУ «Д/с № 22»

Бугуруслан – 2021

         Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.  Подобно путешествию первооткрывателя, ребенок шаг за шагом узнает все новое и новое в своем окружении. Детские глаза полны любознательности, они вопрошают, ожидают чего-то необычного, чудесного, быть может, волшебного.

        И очень важно создать на протяжении всего этого «путешествия» обстановку свободы, созидания, радости познания нового, единодушия, открытости, доверия, позволяющую раскрыть индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование.

        Детское экспериментирование  – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность  быть самим собой.

        Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

        Основная цель экспериментирования    способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.

        Задачи экспериментирования:

поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;

развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

-по характеру объектов, используемых  в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;

- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

- по способу применения  в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Алгоритм организации детского экспериментирования:

∙ постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

∙  целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

∙  выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

 ∙  проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

∙  анализ полученного результата;

∙  формулирование выводов.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

Метод наблюдения  относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

∙ распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

∙ за изменением и преобразованием объектов.

Игровой метод  предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Словесные методы:

∙ рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

∙ рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;

∙ беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

∙ внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

∙ тайна, сюрприз;

∙ мотив помощи;

∙ познавательный момент (почему так?);

∙ ситуация выбора;

         Содержание экспериментальной работы реализуется в следующих трёх блоках педагогического процесса:

∙ специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (ОД);

∙ совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками;

∙ свободная самостоятельная деятельность детей.

В целях систематизации развивающей работы с детьми использую парциальную программу развития познавательной активности старших дошкольников «Клуб почемучек».  Содержание тематического планирования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в разделе «Познавательное развитие».  В группе создана картотека опытов, схемы, модели последовательности деятельности, которые  помогают детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Работу  по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: лаборатория природы; в мире предметов, предметы – помощники. 

          Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно – пространственной среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудована мини - лаборатория, где  созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

- подходите к проведению этой работы творчески;

- не сдерживайте инициативы детей;

- поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций,  учите детей действовать независимо;

- помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно;

- не спешите с вынесением оценочных суждений;

- старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.

Эта работа потребует от взрослого педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации.

Рекомендации педагогам  по развитию познавательной активности, интереса старших дошкольников к исследовательской деятельности.

  1. Предоставьте ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.
  2. Необходима позитивная мотивация к той или иной деятельности. Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получится. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.
  3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.
  4. Предлагаемый материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен,  удобен для зрительного восприятия.
  5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).
  6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.
  7. Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

Наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которой встречается ребенок в своей повседневной жизни.

ПАМЯТКА «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Младший дошкольный возраст.

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

- сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

- сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

-  учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

-  активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

- о материалах (песок, бумага, ткань, дерево);

- о  природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

- о  мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов);

- о  способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп);

- о  предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

- активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

-  группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

-  классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

- о  материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

- о  природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);

- о  мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);

- о  предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

- о геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

- о человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

-  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

-  классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

- о  материалах (ткань, бумага, стекло, пластик, металл, керамика, поролон);

- о  природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год);

- об  агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);

- о  мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);

- о  предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);

- о  геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.

Опыты и эксперименты с детьми

 «Круги на воде» (с 1,5 лет)

Потребуется: большая посуда, наполненная водой. Это непросто развлечение, а настоящий физический опыт.

        Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины (или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги (также можно показать ребенку небольшие волны, как плавает дельфин, как ползет краб по дну или попросить выполнить ребенка).

«Тонет – не тонет» (с 1,5 лет)

Потребуется:  игрушки: утка,  рыбки, кубик , мячик;  камешки, тряпка, бумага, бусы, прозрачная миска с водой.

Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим предметы. Он наблюдает – тонет предмет или нет. Перед опытом «погадайте» с малышом, что утонет, а что нет. Проверенные предметы можно откладывать в две кучки по принципу «тонет» или «не тонет». В конце игры картина будет полной. Нужно будет обратить внимание, из каких материалов вещи утонули, а из каких нет.

 «Шарики в воде» 9 с 1,5 лет0

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Потребуется: две глубокие тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка. Поставьте на стол две глубокие тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в нее шарики. Ребенок с помощью ситечка достает шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается через дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

 «Переливание из чайника в чашку» (с 2 лет)

Потребуется: небольшой чайник (можно использовать заварочный); маленькая чашка, губка.

Малыш переливает воду из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3 летних детей. Как вы догадались, губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.

 «Прятки» (с 2 лет)

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, развивать наблюдательность, смекалку.

Потребуется: две баночки с водой (прозрачной и подкрашенной), камешки.

Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним, (он тяжелый, опустился на дно.) Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)

Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная).

«Рисовальнички» (с 3 лет)

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют четкие, границы, получаются новые цвета. Вам потребуется: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеенка, краски и кисти.

Солнце желтое на небе.

Красные цветут цветы.

В синем море плещет рыбка.

Нарисуй все это ты.

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе.

Для этого на стол постелите клеенку, намочите плотный лист бумаги для акварели.

Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Спросите у детей, что получится, если используем другие цвета. Дайте возможность поиграть с красками. Можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

 «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить» (с 3 лет)

Потребуется: краски, стаканы или 7 бутылок с прозрачной водой.

Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. 

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

 «Подводная лодка из винограда»  (старший возраст)

Потребуется: стакан со свежей газированной водой или лимонадом и виноград.

 Взять стакан воды с газированной водой и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, рыба всплывает.

    «Плавающее яйцо»  (старший возраст)

Потребуется: два стакана с водой, два яйца, соль.

Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Другое яйцо опустить в емкость с соленой водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются. Поэтому в морской воде легко плавать.

 «Шипящая вода»  (старший возраст)

Потребуется: стакан с водой, ложка чайной соды и ложка уксуса. В стакан с водой всыпать чайную ложку пищевой соды и размешать, потом влить ложку уксуса.

Вода мгновенно зашипит. Пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, и выделился углекислый газ.

 «Как вытолкнуть воду?»  (старший возраст)

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Потребуется: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя,  разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.)

 «Можно ли склеить бумагу водой?» (старший возраст)

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните детям, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же , эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

 «Вода смачивает и очищает предметы» (старший возраст)

Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает её.

«Чем пахнет вода?» (старший возраст)

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана. Предложите понюхать. Затем капните в один из них, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит?

Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например, яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

 «Вода принимает форму» (старший возраст)

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.

Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Пусть ребенок нальет воду во все сосуды. Рассмотрите, какой формы вода в разных сосудах.

 «Способность воды отражать окружающие предметы» (старший возраст)

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Полезные советы педагогам.

Меньше учите, больше делитесь. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют.

Поощряйте поисковую активность детей. В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую систему активность детей.

Активизируете внимание ребенка. С самого начала занятия, (прогулки) займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в лаборатории и в природе. Прогулки и экскурсии, занятия в лаборатории показали, что дети на природе стараются найти что-нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило – «Не шуми».

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным. Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребенка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций дает толчок к творчеству.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), "Ткани".

Компонент оборудования:

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- «бросовый материал»: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- семена бобов, фасоли, гороха.

Компонент стимулирующий:

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага». «Пуговицы».

- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла").

Компонент оборудования:

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители;

- пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки.

Компонент стимулирующий:

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

Компонент оборудования:

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

- сито, воронки;

- половинки мыльниц, формы для льда;

приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

Компонент стимулирующий:

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Какой может быть исследовательская практика детей?

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. Даже дошкольники, как показали наши исследования, способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности.

Основные этапы исследования:

- выдвижение гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных знаний;

- подготовка проекта (доклад, сообщение, макет и др.).

Мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа.

Как выбрать тему исследования.

Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

- эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

Правила выбора темы:

Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Исследовательская работа – дело основательное и не любит спешки, суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные необычные идеи и учиться их разрабатывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Консультации для воспитателей " Организация и проведение экспериментов с дошкольниками."

Методическая помощь для организации и проведения экспериментов с дошкольниками...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"...

Консультации для воспитателей по организации и проведению экспериментов с дошкольниками.

Структура детского экспериментирования. Последовательность детского экспериментирования. Примерная структура занятия  - экспериментирования...

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...