Консультация для педагогов ДОУ "Беседа по картине"
консультация

Гордеева Анна Генадьевна

Материалы консультации позволяют подготовиться и провести ознакомление воспитанников ДОУ с произведением изобразительного искусства. В консультации представлены основные этапы рассматривания картины и беседы по ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_beseda_po_kartine.docx417.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Беседа по картине»

Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовёт красивый летний луг, блеск речной или морской глади, цветущий сад, молодую красивую маму, добрую бабушку, весёлого и сильного папу…Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека меняется даже голос и лицо. Как важно, чтобы восприятие красоты родной природы, красоты семейных отношений сохранялись на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное - в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках, взглядах, суждениях. Через восприятие и видение красоты стараться воспитывать и чувства восхищения, гордости за родную семью, родную природу, свой город, Родину.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство. Оно говорит образным языком, пробуждает философское отношение к жизни. Так, более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только развивать интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

При ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, которые создаёт народ, художественному творчеству.

Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображённых художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале.

Ознакомление с произведением искусства начинается с внимательного рассмотрения детьми картины.

Затем воспитанникам предлагается искусствоведческой рассказ педагога по следующей структуре.

Структура искусствоведческого рассказа педагога:

  • Сообщение названия картины и фамилии художника.
  • О чём написана картина.
  • Что самое главное в картине (выделить композиционный центр).
  • Как оно изображено (цвет, построение, расположение).
  • Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.
  • Что красивого показал своим произведением художник.
  • О чём думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Затем после рассказа, предлагаются конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание ее, чтобы подвести к пониманию содержания произведения.

  • Что изображено на картине?
  • Где распложены изображённые на картине люди и предметы?
  • Что самое главное в картине?
  • Как это изобразил художник?
  • Что в картине самое яркое, сразу бросается в глаза?
  • Что этим хотел сказать художник?
  • Какое настроение передал художник?
  • Как догадались, что именно такое настроение отражено?
  • Как это удалось художнику сделать?
  • О чём вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Восприятие живописи, её познание невозможно без эмоций, потому не следует ограничиваться только искусствоведческим рассказом, или анализом содержания и выразительных средств. Картины должны вызывать определённые чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому оправдывает себя приёмы «вхождения» в картину и воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Такое «вхождение» целесообразно, т. к. очень связано с игрой, творческой фантазией.

При рассматривании картины Е.А.Галунова «Новый район Ленинграда» приём вхождения можно использовать таким образом:

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

«Вы все внимательно рассмотрели картину, что на ней изображено, о чём она». Теперь мысленно перенесёмся на это место и вслушаемся в трудовой шумна строительной площадке. Что вам слышится? С чем можно сравнить шум на этой площадке? (скрежет металла, шум моторов, громкие голоса строителей, жужжание при сварке. Сравнить с жужжанием пчёл, с шумом большого завода)

А теперь закройте глаза и представьте, что было на этом месте до прихода строителей. Откройте глаза и расскажите, что было на этом месте.

Старшие дети уже могут выбрать понравившуюся картину, но объяснить свой выбор могут лишь фразой «Понравилась, потому что красивая» или «Понравилась, потому что краски яркие».

Чтобы сформировать эмоционально-личностное отношение к картине необходимо применять приём рассказ-образец личностного отношения педагога к картине. (Эмоционально окрашен, богат интонациями) Он также используется на первом этапе ознакомления с живописью.

Структура рассказа-образца личностного отношения педагога к картине

  • Кто написал картину и как называется.
  • О чем произведение
  • Какими красками написано
  • Какое передано настроение
  • Что особенно понравилось
  • Какие возникают чувства, мысли

Важно синтезировать разные виды искусства во время занятий приобщения к изобразительному искусству.

Итак, подведём итог. На первоначальном этапе стоит задача создания интереса к живописи, формирование умения внимательно её рассматривать, эмоционально откликаться на её содержание. Это обуславливает применения следующих приёмов:

  • Искусствоведческий рассказ
  • Постановка конкретных и подробных вопросов
  • «Вхождение» в картину
  • Воссоздание событий, предшествующих и последующих произведению
  • Определение личностного отношения к картине

Давайте попробуем провести беседу по картине Ю.П.Кугача «Семья»

Изображение выглядит как человек, спорт, группа, танцор  Автоматически созданное описание

Искусствоведческий рассказ педагога.

Перед вами картина художника Юрия Петровича Кугача «Семья». Она рассказывает о том, как в воскресный день собралась вся семья дома. Полюбуйтесь этой дружной семьёй. Посмотрите, как художник изобразил всех членов семьи вместе, рядом, очень близко друг к другу, на одной линии. В этой семье живёт радость, доброта, уважение, мир, забота друг о друге. Это видно п движению рук мамы и дочки, по глазам бабушки, папы и маленького мальчика. Поэтому картину художник написал красным цветом, полыхающим в одежде мамы, дочки и маленького сынишки. Он тёплым светом освещает добрые, улыбающиеся лица бабушки, папы, мамы, мальчика. Яркий свет переходит в оранжевый, на стенах деревянного дома, в золотистый цвет на руках, волосах изображённых людей. Как угольки мерцает красный цвет на тёмном фартуке бабушки. Красиво выделяется фигура папы в синей рубашке рядом с красным платьем дочки. Когда смотришь на эту картину, кажется, что всё в ней сейчас оживёт и заговорит: девочка позовёт брата играть в мяч. Посмотрите, какой ясный, тёплый день летний день за окном! Зелень так и манит погулять, и бабушка, наверное, ласковым голосом пригласит пить чай с вкусными пирожками, а кот тихонько замяукает и потрётся о ноги...

Красиво рассказал художник о дружной, любящей друг друга семье.

Беседа по вопросам

Что изображено на картине?

Как разместил художник членов семьи?

Какими изобразил художник маму, бабушку, папу, детей?

Какое настроение исходит от этой картины?

Что в картине самое яркое, красивое, что сразу бросается в глаза?

О чём писал художник свою картину?

Как вы догадались, что именно это художник хотел сказать?

О чём вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

«Вхождение» в картину

Давайте на минутку закроем глаза и представим, что приглашены в гости в эту дружную семью. Если бы мы вошли, что бы мы увидели и услышали?

Личностное отношение педагога к содержанию картины

Хочу поделиться с вами своими чувствами. Картина Ю.П.Кугача «семья» мне понравилась тем, что в ней художник рассказал о том, какой может быть дружная семья. Написал он эту картину с особыми чувством любви: вся картина пронизана ярким красным цветом, который создаёт радостное настроение. Особенно мне понравились дети и мама. Они написаны ярко и сочно. От этих людей исходит любовь друг к другу. Смотришь на них и радуешься, хочется дарить людям тепло, заботу и внимание.

Дома попробуйте рассказать о замечательной картине «Семья», которую написал Ю.П. Кугач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей.

Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей....

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Консультация для педагогов "Формирование целостной картины мира и кругозора детей через экспериментирование и практическую деятельность"

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деят...

Консультация для педагогов "Пластилиновая картина - 3D"

Консультация для педагогов, вовлечение родителей в образовательный процесс по теме "Пластилиновая картина 3D"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»...

Консультация для педагогов: "Составление рассказа по картине"

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ»

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы&raq...