Консультация для педагогов: "Составление рассказа по картине"
консультация по развитию речи

Супруненко Ольга Михайловна

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx60.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению детей №43 «Журавушка» города Лесосибирска»

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Составитель:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Супруненко О.М.

Лесосибирск, 2019

«Дайте ребенку картину и он заговорит»

К.Д. Ушинский

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком.

        Во-первых, в связной речи реализуется основная функция речи – коммуникативная (общение).

        Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка.

        В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны.

        Проблема развития речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

        Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин, по картине.

        Отмечается нарушение связности и последовательности рассказа, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте.

        Все эти особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними.

        Известны два основных вида речи:

- диалогическая;

- монологическая.

        Диалог – беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Для диалога важны умения формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог – характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования.

Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи.

Детям 3-х лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы.

Детей 4-х лет можно начинать обучать составлению небольших рассказов по картине, их словарный запас растет.

У детей 5 – 6 лет монолог достигает достаточно высокого уровня, но и в этом возрасте дети нуждаются в образце педагога, так как у них, в большинстве, отсутствует умение в монологе выразить свое эмоциональное отношение к составлению рассказа.

Одним из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства является картина.

Общие требования к организации работы с картиной: 

  1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-ой младшей группы детского сада.
  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина остается в группе (на все время занятий) и находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Рассказ может быть:

- повествовательным (отображение событий в динамике; ребенку требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события);

- описательным (характеристика предмета, явления);

- объяснительным (какой предмет? Что с ним делать, почему?).

        Во 2 младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказывания по картине. Дети еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

        В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и мало окружающих предметов. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия – начинает описание одного предмета, а ребенок заканчивает двумя – тремя предложениями.

        В старших группах при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Детям старшего возраста предлагают внимательно всматриваться в изображение, рассказывать подробнее.

        В подготовительной группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины.

        В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

        

Какие цели, задачи и приемы мы используем при обучении составления рассказа по картине:

        Цели и задачи взяты в соответствии с методикой развития речи детей А.Б. Бородич:

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины;
  2. Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
  3. Учить составлять связный рассказ.
  4. Активизировать и расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи.
  5. Развивать внимание, память, инициативность, мышление.

Приемы обучения:

  1. Образец рассказа воспитателя.
  2. Частичный образец.
  3. Разбор образца рассказа.
  4. План рассказа
  5. Воспроизведение плана рассказа
  6. Коллективный разбор плана
  7. Составление рассказа по частям (картина)
  8. Окончание рассказа, начатого воспитателем.

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей: научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».

консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....

Мастер - класс для педагогов "Составление образных рассказов с использованием натюрморта"

Мастер - класс для педагогов "Составление образных рассказов с использованием натюрморта"...

Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»

Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»...

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Рекомендации для родителей и педагогов "Составление описательных рассказов об игрушках при помощи мнемотаблицы"

Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов-схем способствует развитию связной речи и помогает обучению де...

Консультация на тему" Составление рассказов по картине"

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмо...