Образовательная область "Физическое развитие" Развитие игровых и двигательных способностей, у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные фитнес технологии (степ-аэробики и фитбол-гимнастики).
материал

Митрофанова Анна Викторовна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Митрофанова Анна Викторовна,          

                     воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ №27 д/с «Росинка»

комбинированного вида

г.Искитима, Новосибирской области

Развитие игровых и двигательных способностей, у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные фитнес технологии (степ-аэробики и фитбол-гимнастики).

Именно в дошкольном возрасте интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей, которые проводят свой досуг, сидя за компьютерами или телевизором.Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым присуще естественная потребность в движении, которое обязательно надо удовлетворить. В дошкольном возрасте с помощью движений и игры ребёнок познаёт окружающую его жизнь. Самостоятельная двигательная активность служит показателем жизненных сил и здоровья. Она возникает по инициативе ребёнка исходя из собственных потребностей и желаний.Специфика условий двигательной деятельности порождает огромное количество сиюминутных двигательных задач. Уникальность ситуации состоит в том, что овладение различными движениями и есть цель играющего, развивающая задача не ставится непосредственно – она находится внутри действия. Таким образом, одна из самых современных концепций саморазвития человека, рождаемой его собственной активностью, может быть реализована Современные подходы к организации работы по реализации задач образовательной области «Физическая культура» предусматривают использование разнообразных организационных форм образовательного процесса, одной из которых является игра. В условиях введения ФГОС  в систему  дошкольного образования игра продолжает рассматриваться как основной вид деятельности в образовательном процессе ДОУ.  Поэтому в дошкольном учреждении уделяется большое внимание игровым технологиям в образовательном процессе по физическому развитию  и оздоровлению детей дошкольного возраста, так как они  направлены на решение задач сохранение, укрепление здоровья детей и их физическое развитие. Существует множество различных двигательных игр традиционных и нетрадиционных.  Подробней я бы хотела  остановиться на двух нетрадиционных  двигательных технологиях,  которые в данный момент я апробирую в своей работе.

Вот уже на протяжении 2 лет у нас в группе регулярно проводятся занятия                    по степ-аэробике и фитбол- гимнастике как с девочками так и с мальчиками старшего дошкольного возраста.Этот вид деятельности я взяла для себя, как основной, в своей ежедневной работы на утренних  и бодрящих гимнастиках, в совместной деятельности диномический час с детьми, занятия проводятся 1 раз в неделю и только по подгруппа(7-10 человек), продолжительность 25-30 мин в зависимости от общего состояния и утомляемости детей. Мною был разработан и опробирован перспективный план. Один комплекс степ-аэробики ифитбол-гимнастики, как полное занятие, выполняется детьми в течение, четырёх недель, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение. Я уверенна, что ни одна, даже самая лучшая работа, не сможет дать положительных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей работе я использую как групповые так и индивидуальные формы работы (консультации, беседы, родительские собрания, тематические досуги,  презентации, праздники, мастер- класс, родители с большим удовольствием подключались к выполнению комплексов на степ-платформах ифитболах). Кроме этого, было проведено анкетирование родителей, которое выявило потребность родителей в развитии двежения у детей через степ – аэробику ифитбол-гимнастику (60% опрошенных родителей). С помощью родителей, мы изготовили скамейки шириной- 35см, длиной- 50см и высотой 8см.
Сначала кратко расскажу вам о фитбол-гимнастики. Что же такое фитбол-гимнастика?- Гимнастика на мячах способствует развитию  у детей двигательной координации и выносливости, улучшению осанки и профилактике её нарушений. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи разной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Занятия с фитболами начинала со средней группы. З
накомила детей сфитболом, давала представление о физических свойствах мяча, используя игровые упражнения.  Начинаем разминку с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале использовали мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в дозированную нагрузку. Обязательным условием является наличие игрового сюжета. Например: фитбол это - «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения.   Основные формы работы – использование на занятиях элементы могут включаться в утреннюю и бодрящую гимнастику.

 Ещё одной из форм работы по развитию двигательной активности, благотворно влияющей на организм дошкольников, является  степ - аэробика. Степ-аэробика– танцевальная аэробика с применением специальных платформ – степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательные системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклическогохарактера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.Степ-аэробика проводится под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку. Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.В детском саду мы используем следующие варианты степ-аэробики ифитбол-гимнастики:

• в форме полных занятий в совместной деятельности диномический час характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;

• как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.) в виде ОРУ с предметами и без;

• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;

• в показательных выступлениях детей на праздниках;

• как степ и фитбол-развлечение;

Степ-платформа  и фитболы используется разнообразно:

• в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;

• для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста,

• для проведения эстафет,

• для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики;

• для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Традиционные и всем знакомые подвижные игры так же можно разнообразить, используя степы и фитболы.

Занимаясь с такой интенсивностью, довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается физическая подготовленность, развивается у ребенка уверенность, ориентировка в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений. Движения детей отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, смену темпа и ритма, появляются слаженные движения под музыку. Заметно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляется творчество в двигательной деятельности: самостоятельно составляют простые варианты из освоенных упражнений, стремятся к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. И в заключении хочется сказать, что за короткое время ( всего 2 год), степ-аэробика и фитбол-гимнастика стала одним из любимых занятий для детей. 
Повысился интерес и родителей к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни. 
Занятия на степах и фитболах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям, им казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространтстве, но психологическая привлекательность мини фитболов и степов и общий энтузиазм, характреный для занятий, таковы, что через 2-3 зянятия они адаптировались к требуемым условиям. И степ с фитболом становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни. 

Список литературы.

1. Брюханова Н.А. Оздоровительная аэробика: Метод, указания / Сост. Брюханова Н.А. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 35с.

2. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий/ Учебно-метод.пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия -Пресс, 2001. 64с.

3. Кудра Т.А. 2001 Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.- Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.

4. Ким Н. Энциклопедия современного фитнеса.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 280с.: ил.

5. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.// 2-е изд.,испр.и доп. - М.:Издательский центр "Академия", 2001.-480 с.

7.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002.

8.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2т. Т.2. Частные методики.-М.: Федерация аэробики России, 2002.-216с.

9.Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5

10.Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6

11.Белова Т.А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7

12.Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007.

13.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Нетрадиционные техники позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. На занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а такж...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Проект по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального рисунка, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — с...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...