План поддержки детской инициативы посредством технологии «Скрапбукинг»
методическая разработка (младшая группа)

Карапетян Нарине Грачиковна

Термин «Скрапбукинг» состоит из двух английских слов: scrap (вырезка) + book (книга), в дословном переводе — «книга из вырезок». Появился он в XIX веке, когда люди делали альбомы со стихами и газетными вырезками, оформляли дневники памятными предметами. Например, вклеивали локоны друзей, засушенные цветы, лоскуты своей одежды. После того как распространилась фотография, в основу скрап-работ легли снимки и появилось множество специального декора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 86  Красносельского района

г. Санкт – Петербурга

План поддержки детской инициативы посредством технологии

«Скрапбукинг»

                                                                                   

                                                                                    Подготовила  воспитатель

                                                                                    группы №10 «Сказка»

Карапетян Нарине Грачиковна

Санкт-Петербург

2022

 Актуальность проблемы: В младшем дошкольном возрасте, актуальной становится проблема развития самостоятельности и инициативы у детей. Это связано с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования и наблюдения, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойствен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства и вредной привычки, постоянно надеяться на помощь взрослого.

Своевременное развитие самостоятельности и инициативы у младших дошкольников является необходимой предпосылкой для проявления ими активной взаимопомощи, заботы об окружающих, бережное отношение к вещам. Для решения этой задачи, каждый педагог подбирает наиболее оптимальные методы и приемы в своей работе.

Что означает понятие инициативность и самостоятельность?

Самостоятельность - работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.

Инициатива – первичный признак самостоятельности, показывающий независимость от посторонних влияний самого источника возникновения конкретного действия.

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.

Проанализировав работы детей, выполненные в свободное время, я увидела, что они носят репродуктивный характер: дети в своих работах применяют только те навыки и умения, которые приобрели на занятиях, не проявляя творчества и фантазии. Работы по тематике и способу изображения сходны с темами занятий.

Учитывая это, я поставила перед собой  цель: развитие инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности. 

Я решила поддерживать детскую инициативу с помощью такой технологии ,который называется «Скрапбукинг»

Термин «Скрапбукинг» состоит из двух английских слов: scrap (вырезка) + book (книга), в дословном переводе — «книга из вырезок». Появился он в XIX веке, когда люди делали альбомы со стихами и газетными вырезками, оформляли дневники памятными предметами. Например, вклеивали локоны друзей, засушенные цветы, лоскуты своей одежды. После того как распространилась фотография, в основу скрап-работ легли снимки и появилось множество специального декора.

В работе Скрапбукинг планирую  использовать  различные методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого); репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей; эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

• совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами;

• содействовать развитию умений у детей самостоятельно поставить цель (отобрать для этого необходимый материал и инструменты в Центре творчества, определить последовательность, способы и приемы выполнения работы, адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его)

 Родителей активно включить  в курс дело, чтобы знали  что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Для развития инициативы и самостоятельности у детей в изобразительной деятельности служит созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

В Центре творчества, я собрала различные средства художественной деятельности и материалы такие как традиционные, так и нетрадиционные: краски с блестками, мелки, карандаши, палитры, пробки, печатки, ватные палочки, трубочки для раздувания, разнообразная бумага (газетная, обёрточная, картон, цветная, тонированная, трафареты для рисования, поролон, губка и другие средства для художественной деятельности)

Чтобы вызвать интерес к изобразительной деятельности, расширила представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, познакомила с использованием нетрадиционных материалов при изготовлении работ.

Например: рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, пластилином, трубочками и песком т. д.

Использование нетрадиционных методик очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка творчески мыслить.

Такая работа развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, побуждает к проявлению инициативы и созданию новых творческих работ.

План работы

Планируемый результат: Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии планирую  активизировать  внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу

Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.

Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для кото¬рых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результа¬тами продуктивной деятельности.

Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, досто¬инств и недостатков.

Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в рав¬ной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая разработка "Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды"

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и св...

Поддержка детской инициативы и творческих способностей дошкольников посредством объёмной аппликации.

Влияние объёмной аппликации на инициативу и творческие способности детей....

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды...

План поддержки детской инициативы посредством социоигровой технологии, «Сказки-Шумелки».

План поддержки детской инициативыпосредством социоигровой технологии,«Сказки-Шумелки».           Социоигровая технология – это разви...

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....

Поддержка детской инициативы посредством игровой деятельности.

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать кон...