Самообразование на тему:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Хайрова Татьяна Васильевна

развитие профессионального мастерства и компетентности по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»

        Подготовила

                           Воспитатель

Хайрова Т.В.

Тема самообразования:«Дидактическая игра как средство математического развития детей дошкольного возраста»

 Начало изучения темы-16.09.2019 г. 

 Окончание изучение темы -25.05.2021г.

Актуальность темы:

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Цель самообразования: развитие профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

 Задачи:

- Повышать  собственный уровень путем изучения  необходимой литературы, посещение НОД, самообразования;

-Разработать перспективный план работы с детьми;

-Оформить в группе центр занимательной математики;

- Развивать у детей математические способности через дидактические игры;

-Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);

- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Ожидаемый результат:

В обучении детей основам математики использовать дидактическую игру. Это позволит обеспечить более успешную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Увлекаясь игрой, ребенок многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. И конечно же будет развиваться и совершенствоваться его любознательность.

Дидактические игры  включены в план работы по самообразованию «Дидактическая игра как средствоматематического развитиядетейдошкольного возраста».

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Форма работы с педагогами

Сентябрь

Подбор  и изучение литературы по проблеме, создания плана работы

Консультация:«Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет»

Октябрь

Подбор материала по темам Дидактическая игра:«Математический планшет»

Консультация: «Игрушки развивалки»

Ноябрь

Дидактическая игра:«Разложи по баночкам» Оформление занимательного математического центра группы

Консультация: «Учим ребёнка математике»

Декабрь

Беседа:«Как люди научились считать»

Консультация:«Математика-это интересно»

Январь

ЛЭПБУК«Занимательная математика»

Дидактические игры: «Учимся считать»

«Выбери число» «Посчитай пальчики»

«Собери пазлы по номеру»

«Продолжи ряд»

«Весёлый счёт»

«Какой цифры не хватает»

«Режим дня»

«Дни недели» «Времена года» «Цифры в стихах»

Консультация: «Занимательная математика дома»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие математического мышления у детей дошкольного возраста с помощью ЛЭПБУКа»

Февраль

Дидактическая игра: «Счетные палочки, или составь из палочек»

Рекомендации по созданию игр математического содержания

Март

Дидактическая игра: «Сложи из треугольников»

Геометрические фигуры в загадках

Предложить математические загадки для детей

Апрель

Дидактическая игра: «Считай - не ошибись!»

Конструирование из кубиков

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке

«Семья из геометрических фигур»

Май

Развлечение: «Страна Считалия»

Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми»

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Форма работы с педагогами

Сентябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК

«Юный финансист»

Дидактические игры «За покупками»

«Кто где работает» «Прорекламируй товар»

«Путаница»

«Учимся экономить» «Что дешевле?»

«Что можно и что нельзя купить?»

«Паровозик Неделька»

Консультация:«Что должен

знать и уметь ребёнок 5-6 лет»

Октябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК«Математика детям»

Дидактические игры «Геометрические пирамидки»

«День- ночь» «Запасливые ежи» «Изучаем цифры» «Координаты» «Математические соты»

«Наверху -внизу» «Направления влево – вправо»

 «Один – много» «Посчитай и сравни» «Проездной билет» «Сосчитай» «Сосчитай котят»

Консультация: «Математика дома»

Ноябрь

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК «Осень»: «Один-много», «лото», «Продолжи ряд», «Разрезанные картинки»

Дидактическая игра:

«Что где находится» «Из каких фигур состоит предмет» «Наш день»

 «Чего больше – меньше» Оформление занимательного математического центра группы

Консультация: «Ориентировка в пространстве»

Беседа на тему: «Использование

дидактических игр», с целью развитие количественных представлений у

детей в условиях семьи.

Декабрь

Беседа:«Путешествие в мир математики»

Консультация:«Как научить

ребёнка считать»

Январь

Разработка картотек игр по ФЭМП

Дидактическая игра:

«Математическая путаница»

«Какой цифры не стало»

Консультация: «Играем вместе с детьми»

Февраль

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК «Юный эколог»

Рекомендации по созданию игр математического содержания

Март

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Предложить математические загадки для детей

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП

Апрель

Разработка картотек игр по ФЭМП

Дидактическая игра: «Разложи цифры в числовой ряд». Конструирование из кубиков по цифрам.

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке.

«Семья из геометрических фигур»

Май

Разработка картотек игр по ФЭМП

ЛЭПБУК «Сортировка предметов»: «Найди отличия», «Математические пазлы», «Собери светофор»

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год Развлечение: «Путешествие в страну математики»

Консультация для родителей: «Поиграйте в цифры с детьми»

Вывод: изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий (изготовление ЛЭПБУКа). Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Приложение 1

Список источников и литературы к изучению:

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

4. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

5. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» , 2006г.

6. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

7. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

8. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.

9. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

10. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.

11. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,– М.: 2006.

12. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

Статья на тему:Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений различного материала, при этом сохраняя положительное отношение выполнению задания ....

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....

Папка-передвижка для взаимодействия с родителями на тему "Дидактические игры, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Целью данной разработки является взаимодействие с родителями по проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста....

План самообразования «Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Развивается сообрази...