Мастер - класс: - «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности», 2021г
методическая разработка

Билебрух Любовь Дмитриевна

Тема мастер - класса: - «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»

Цель мастер – класса – Повышение мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Задачи:

  • Углубить знания воспитателей о методе проектов, алгоритме создания проекта.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Чебурашка»

МАСТЕР - КЛАСС

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Воспитатель первой квалификационной категории

Билебрух Л.Д.

D:\Мамино 1\001.ГРУППА ЛЮБОЗНАЙКИ\план самообразования 2020 - 2021\КАРТИНКИ К ПРОЕКТУ\s1200.jpg

г.п. Междуреченский, 2021г.

Тема моего самообразования: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»

       

                                  Проект создать - не поле перейти,

                         И мы не ищем легкого пути,

                                             Мы можем всё, хоть мы совсем не боги,

                                                      В дошкольном деле мы - простые педагоги…

Слайд 1

Тема мастер - класса: - «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности»

Цель мастер – класса – Повышение мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Задачи:

  • Углубить знания воспитателей о методе проектов, алгоритме создания проекта.
  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход мастер - класса.

        Я хочу пригласить всех Вас  встать в круг, поиграем в простую, но интересную игру «Комплименты».

Правило простое:

Сказать комплимент своему соседу стоящему слева, и взять его за руку и подарить улыбку.

        У нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

        А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Слайд 2

        Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете что такое проект? (Ответы.)

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

        Метод проектов всецело соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Метод проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательные и творческие способности, умения и коммуникативные навыки.

        Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

  • ЧТО ЖЕ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОЕКТ?

Чтобы вы запомнили структуру проекта поиграем в игру «Ромашка»

Слайд 3

Игра «Ромашка»

  • На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П.
  • Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проект.
  • Ветерок сдул с нее лепестки.
  • Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки?

Слайд 4

Проект включает в себя шесть П:

  • Проблема (выбор темы).
  • Проблема Проектирования (планирования)
  • Поиск информации
  • Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
  • Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
  • Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Слайд 5

Существуют следующие типы проектов:

 По доминирующему методу

исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные

По характеру содержания

включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

По характеру участия ребенка в проекте

заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов

осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников

индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности

краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

        

        Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, значит при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

        По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы можем использовать два способа разработки проектов:

Слайд 6

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

        Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Слайд 7

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как узнаем об этом?

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнать об этом?

1. Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

3. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

Можно использовать с детьми символы - сбора информации в картинках.

Слайд 7  ПО ЩЕЛЧКУ

https://www.maam.ru/upload/blogs/19ef1133395ad33f993910cd5d22eed5.jpg.jpg

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Снежинки». 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнать об этом?

Снежинка - это когда падает снег с неба на землю, на деревья.  

Снежинка - похожа на звездочку.

Снежинка - в тепле тает

Снежинка - холодная                Снежинка - кристаллик льда в виде шестиугольной пластинки или шестилучевой звездочки.  

  • снежинки летят с неба,
  • снег падает на землю с тучки, потому что зима,
  • снежинки это снег,
  • снежинки кружатся, потому что они падают.
  • откуда они берутся
  • какими они узорами
  • куда они улетают, когда ветер
  • какого они цвета
  • откуда они берутся в небе
  • В компьютере посмотреть
  • Прочитать в книгах
  • Спросить у родителей
  • Посмотреть по телевизору

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов

  • можно сделать мини-книгу «Снежинки - это интересно»;
  • сделать коллаж «Такие разные снежинки»;
  • провести игру, физминутку «Снежинки».

Слайд 9

        Второй способ - метод «Мыслительная карта», (Майндмэппинг mindmapping, ментальные карты)  это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

        

        

Например, тема ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

        В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка (Снеговик).

        Ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок может добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

        Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово коньки ассоциируется у нас со льдом, фигурное катание, хоккей. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, может ассоциироваться со здоровьем, и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

        Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди.

Слайд 10

Вывод: ДЛЯ  ЧЕГО НАМ НУЖЕН ПРОЕКТ?

1.Предоставляет возможность саморазвития и самореализации

в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и

взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников.

2. Предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, т.к. ориентирована на практические методы приобретения знаний.

3. Позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.

Практическая часть. 

        Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на команды и разработать проект разными способами:

  • «Модель трех вопросов» 
  • «Метод мыслительная карта», и представить свой проект.

Тему проекта команда определяет сама.

Представление проектов.

Рефлексия. 

        Упражнение «Мишень. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы желаете работать в проектном режиме – прикрепите зеленую фишку. Если вы понимаете материал – прикрепите желтую фишку. А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам.  

Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Мастер-класс:  «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка"  г. Ох...

Мастер класс "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей"

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Мастер – класс для педагогов ДОУТема: «Экспериментал...