Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
статья (младшая группа)

Быкова А.А

Данная стаитья отражает важность сенсорного развития как явления и огдно из его основных средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Ранний дошкольный возраст время знакомства и активный период познания окружающего мира. Взаимодействуя с различными предметами, осязая их, рассматривая, прислушиваясь к различным звукам ребёнок узнаёт их качества и свойства.

В раннем детстве важным этапом обучения является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей.

Сенсорное развитие это развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах и качествах предметов, окружающей нас действительности. Сенсорный и чувственный опыт является источником познания мира.  

От того насколько хорошо ребёнок будет развиваться в раннем детстве зависит его нервно-психическое развитие и то, насколько легко ему будет овладевать умениями и навыками в старшем возрасте.

Уровень умственного, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, ото того насколько совершенно ребёнок слышит, осязает и видит окружающую действительность, насколько чёткое сенсорное представление он имеет, а также от того как хорошо он умеет использовать эти представления для анализа и синтеза в разных жизненных ситуациях.

Ведущим и основным видом деятельности в раннем детстве является игра. Через игру ребёнок овладевает сенсорными и пространственными представлениями. Дидактические, обучающие игры являются одним из основных средств сенсорного развития детей.

При выборе дидактической необходимо учитывать доступность материала, соответствие возрасту детей. В процессе образовательной деятельности материал важно вводить постепенно для лучшего усвоения и запоминания.

В начале занятий детям лучше предлагать плоские предметы (либо предметы, изображённые на полкости, во избежание наложения ассоциации одной на другую *шар – мяч, круг, солнце), чтобы у них сформировалось обобщённое представление о том, что при сравнениях предметов можно обнаружить, что они могут быть: длинными, короткими, широкими, узкими, большими и маленькими;

При знакомстве с формами предметов педагог готовит раздаточный материал (шары, кубики, геометрическую мозаику итд) Во время обследования предметов педагог проговаривает какие действия могут совершать предметы и какие манипуляции можем совершать с предметами. *«Шар катится по столу», «Лиза и Рома катают мяч друг другу». Дети повторяют действие и его словесное обозначение за педагогом. После педагог переходит к обозначению цвета.

Для формирования умения, и его последующего развития, обследования формы и накопления соответствующих представлений организуются игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур, квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика), треугольной призмы. Детям показывают и объясняют, что каждая фигура помещается (или проходит) только в вырез (отверстие) своей формы. «Шар круглый, и отверстие такое же круглое». Обводя указательным пальцем контур модели или границы отверстия (выреза), педагог обучает детей приёму осязательно-двигательного обследования формы предметов. 

В дальнейшем можно попросить ребенка сначала показать нужное отверстие, а потом действовать. Дети овладевают умением сравнивать форму предметов не механическим подбором, а на глаз.

В ходе знакомства детей младшего дошкольного возраста с величиной используется дидактическая игра «Назови форму предмета». У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький треугольник. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький треугольник и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе. И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.

Для развития величины можно использовать различный раздаточный материал: полоски бумаги, лоскутки ткани, тесьму и т.д. Дети посредством обследования самостоятельно должны увидеть разницу предлагаемых предметов.

При изучении длины с детьми проводится игра «Угадай». Ребенок ощупывает под платком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. При этом предметы постоянно будут меняться.

Для развития понятия «высота» с детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Построим», в ходе которой дети строят башенки, затем определяют, у кого башня получилась выше.

При изучении материала важно сохранять последовательность и следить за тем как дети воспринимают учебный материал. Дидактическая игра будет считаться усвоенной, когда ребёнок сможет самостоятельно выполнить задание только по словесной инструкции.

Так же включаются дидактические игры, в ходе которых усваиваются такие понятие как: «справа», «слева», «наверху», «внизу», «над», «под», «посередине», «между».

Таким образом мы видим, что сенсорное развитие детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс дидактических игр. В данных играх совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. Дети обучаются осознанному восприятию формы, величины, цвета, качеств и свойств предметов. В процессе обучения важно постепенное и последовательное введение материала, повторение и учёт возрастных особенностей.

Список литературы:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 101 с.
  2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.,1989.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Э. Г. Пилюгина. — М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры в условиях ДОУ

В настоящее время в области дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальны...