Развитие чувства ритма при помощи дидактических игр
материал (старшая группа)

Егорова Ольга Александровна

Развитие чувства ритма при помощи дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuvstvo_ritma.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр

Важную роль в развитии ритмического слуха имеют музыкально-дидактические игры. Такие игры формируют  умения слушать музыку, определять длительности звуков, ритмические рисунки, музыкальные размеры. Музыкально-дидактические игры можно использовать как самостоятельный вид деятельности,   или можно включать их в другие виды музыкальной деятельности с целью вспомогательного средства для усвоения определенного ритмического рисунка. Например, для освоения ритма разучиваемой песни, или для игры на музыкальных инструментах.

Важно, чтобы музыкально-дидактические игры соответствовали возрасту детей, их музыкальному развитию. Они должны быть доступными, красочно оформленными, чтобы возбуждать интерес детей и стимулировать их желание осваивать более сложные ритмические рисунки

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Координационно – подвижные игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга; - игры команды; - пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

Игра «Сильные и слабые»

Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Игры польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.

Помогаем детям в роли дирижёра, кивком головы показываем начало произведения и помогаем сохранению правильного шага, т. е. равномерного ритма и темпа.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”

Каждый ребё нок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Мною проведен мониторинг развития муз. -ритмических движений детей старшего дошкольного возраста и мониторинговые задания на определение развития музыкально- ритмического чувства. Данный метод диагностики проходил в виде наблюдения за детьми в процессе движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма с помощью музыкально-ритмических упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ

В данной публикации обосновывается важность развития у ребёнка чувства ритма, как возможности развивать когнитивные функции головного мозга и как важной составляющей его общего развития...

Развитие чувства ритма с помощью шумовых инструментов

Консультация для родителей на тему "Развитие чувства ритма с помощью шумовых инструментов"ссылка на видео https://youtu.be/-zhdhFnMHW4...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Развитие чувства ритма с помощью игры на музыкальных инструментах у детей 6-7лет.

В данной презентации описываются как заинтересовать детей подготовительных групп музицировать на детских шумовых инструментах, что способствует развитию чувства ритма....

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ» Для детей 5 – 7 лет

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ»Цель игры: Развитие у детей чувства ритма и памяти.Правила игры : игрокам показывают карточки с изображением символов зи...