ОРКЕСТР ДЛЯ ДЕТЕЙ. Развитие чувства ритма у детей с помощью музыкальных инструментов и дидактических игр.
консультация по музыке на тему

Лебедева Наталья Васильевна

Консультация для педегогов и родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРКЕСТР ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Развитие чувства ритма у детей с помощью музыкальных инструментов и дидактических игр.

https://img3.stockfresh.com/files/l/lenm/m/27/459294_stock-photo-music.jpg

С помощью музыкально-дидактических игр развивается чувство ритма, дети учатся правильно передавать ритмический рисунок знакомых песен и работать над новыми. Для этого используются такие дидактические пособия, как: ложки, погремушки, кубики, колокольчики, палочки, колотушки, молоточки, треугольники..Дети очень любят играть вместе с родителями. Рекомендуем вам  приобрести несколько простейших музыкальных инструментов и организовать небольшой семейный оркестр. Можно взять любую детскую песню или просто приятную мелодию и вместе с ребенком простучать сильные доли или несложный ритмический рисунок. Такой необычный музыкальный «подарок» будет приятно получить любому члену Вашей семьи на торжество. Также дети любят изготавливать инструменты своими руками вместе с родителями, например, погремушки: любую баночку или сосуд заполняем горохом, рисом или пшеном (горох издает более жесткий звук), можно приделать к баночке ручку- получается маракас.

Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы (2–3 года). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки, органчики помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности. 
С музыкальными инструментами знакомим постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. 
В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через несколько занятий они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух. 
Используя фортепиано и металлофон в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, учим различать малышей высокие и низкие звуки. 

На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. 

На занятия приходят куклы и проводят игры с детьми. Кукла ходит по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот кукла побежала, и ребята слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание детей на разные удары бубна.Малыши учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.  Немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении пляски малыши становятся более активными. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличеевой учит различать изменение динамики. Ребята самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Особая роль отводится дифференцированному подходу. Сначала несколько детей выполняют упражнение одновременно, затем исполнение тех же движений происходит индивидуально. При затруднении взрослые помогают. Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, знакомим с новыми – барабаном и металлофоном. Предлагаем творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Взрослый подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Ве-ра – два удара, На-та-ша – три удара и т. д.) При затруднении воспитатель или родитель помогает. Дети без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Из пяти видов колокольчиков с детьми младшего дошкольного возраста используем самые маленькие с высоким звучанием. Дети с удовольствием выполняют различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте реагируют на тихое и громкое звучание. Самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка). Начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном в игровой форме. Малышам показываем иллюстрацию, на которой изображена Мальвина с зонтиком (идет дождь). Воспитатель рассказывает: «Мальвина пошла погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку капнуло несколько капель (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (музыкальный руководитель изображает это на металлофоне редкими ударами), потом все чаще и чаще. Дождь усиливался (музыкальный руководитель ударяет часто). Мальвина раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился». Воспитатель уточняет у детей, какой был дождь. Дети отвечают: «маленький, слабый, сильный, большой», музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент: «капли дождя я передала на музыкальном инструменте, который называется металлофон». Закрепляем название инструмента, предлагаем детям рассмотреть его и прослушать звучание еще раз. На следующих занятиях используем музыкальные загадки. Музыкальный руководитель ударяет молоточком по пластинке металлофона, изображая разный ритмический рисунок, а малыши определяют, какой идет дождь – сильный или слабый. Еще раз закрепляем название инструмента. В дальнейшем с металлофоном можно проводить музыкально-дидактические игры. В игровой форме проводим знакомство с барабаном. 
Взрослый берет в руки барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем двумя). Развивая музыкальный слух ребенка, проводим музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами.. В игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой дети вначале различают звуки разные по высоте . Когда все смогут угадывать звучание большой и маленькой птицы, переходим к знакомству с подвижной музыкально-дидактической игрой, где дети двигаются соответственно контрасту звучания (летают птицы или птенчики). Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры усложняются. В игре «Чей колокольчик?» М. Раухвергера и Г. Левкодимова дети не только различают звуки по высоте, но и воспроизводят их. В игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой предлагается изобразить, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук). Различать звуки разной высоты помогает музыкально-дидактическая игра «Два петушка». Используем металлофон. Во второй младшей группе на музыкальных занятиях используем различные ударные инструменты для развития чувства ритма, умения передавать детьми несложный ритмический рисунок. Исполняя попевку «Петушок», предлагаем ребятам сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. После усвоения ритма можно дать несколько бубнов, погремушек, деревянных ложек и предложить детям вместе с воспитателем сыграть оркестром. Для развития ритма дети могут выполнять упражнения с кубиками. Все ребята получают по два кубика и занимают места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель убыстряет темп, дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики. У малышей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.   Музыкально-дидактические игры начинаем использовать во второй младшей группе. В музыкально-дидактической игре «Медвежата» каждый ребенок получает колокольчик. Воспитатель объясняет, что все дети – медвежата, которые спят в своих домиках, а воспитатель – мама-медведица и тоже спит. Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, глаза закрыты. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком – будит медвежат. Они просыпаются и звенят в ответ своими маленькими колокольчиками. С детьми младшего дошкольного возраста проводят игру «Определи». Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика – быстрым постукиванием указательным пальцем, птички – легким потряхиванием бубна над головой. На музыкальном занятии с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать музыкально-дидактическую игру «Бубен» Г. Фрида. Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он звучит при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. После этого воспитатель берет бубен, подняв его, на первую часть музыки вместе с детьми бежит по комнате, на вторую часть останавливается и стучит по бубну, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения дети выполняют упражнение по одному. Ребята получают задание – сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударить по бубну ладошкой. 

Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Нам игрушки принесли» способствует закреплению знаний о музыкальных игрушках. В качестве игрового материала используются колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек, коробка, мягкая игрушка (кошка). Воспитатель берет перевязанную лентой коробку, оттуда достает кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию. За ширмой музыкальный руководитель играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку ребенку и он звенит колокольчиком, играет на дудке, постукивает молоточком. Потом кошка передает игрушку другому ребенку. Желательно приготовить по несколько одинаковых игрушек, чтобы одна и та же не передавалась. Эта игра учит детей самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами. 
Можно в музыкально-дидактические игры включить простые музыкальные фразы из знакомых песен и попевок. Ребята прохлопывают их ритмический рисунок, а потом передают его на бубне, металлофоне (на одной пластинке) или музыкальным молоточком. В старшей группе проводится разнообразная работа по развитию ритмического восприятия. Используются различные музыкальные инструменты. Начинаем с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняются. Используются металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек. Предлагаем детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на музыкальном инструменте.    

Очень любят дети заниматься с колокольчиками – это отдельное направление в творчестве. Из личного опыта: я изготовила карточки, на которых нарисовала четверти и восьмушки.

Четверть- это взрослый (хлопок и проговариваем «ТА», а восьмушка – это ребенок (девочка с косичкой- хлопок и проговариваем – «ТИ»). Например: ТА   -ТИ-ТИ-   ТА.    

H:\ДЕТСКИЙ САД\Методическая работа\Консультации\Картинки\20180607_104647.jpg

Второй вариант знакомства с длительностями:  четверть – это большой мячик, восьмушка – маленький мячик.   Прошу детей выложить свое имя.    Это любят все!  Например, ВА-неч-ка (четверть и 2 восьмушки). Ребенок выкладывает большой и рядом 2 маленьких мячика, прохлопывает и проговаривает ритм (ТА – ти – ти). Через месяц все дети справлялись  даже с очень длинными и сложными заданиями.

Следующее задание для колокольчиков. Сейчас в интернете есть много видеозаданий для развития ритмических навыков (любая песенка с использованием больших и маленьких предметов, например, морковок или цветочков). Берем любой и «читаем с листа» ритм, простукивая колокольчиками. Это самое любимое упражнение.

H:\ДЕТСКИЙ САД\Методическая работа\Консультации\Картинки\20180607_094448.jpg 

Весь указанный музыкальный материал есть в интернете, но вы можете использовать свой и  любые инструменты.  Желаем вам радостного совместного творчества!

           Подготовила: Музыкальный руководитель МБОУ СОШ 32  Лебедева Н.В. город Озерск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".

Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...

Презентация-Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах,с использованием нетрадиционных материалов".

Как использовать музыкальные инструменты и инструменты изготовленные из подручного материала в развитии чувства ритма....

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Развитие чувства ритма с помощью игры на музыкальных инструментах у детей 6-7лет.

В данной презентации описываются как заинтересовать детей подготовительных групп музицировать на детских шумовых инструментах, что способствует развитию чувства ритма....