Программа кружка оригами «Бумажные фантазии»
методическая разработка (средняя группа)

Феактистова Ирина Александровна

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага«гами» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_origami.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка оригами

«Бумажные фантазии»

средняя группа № 11

на 2020-2021 учебный год

         МБДОУ ДС «Вишенка»

                                                                                                                     

                                                                                                       Воспитатель: Феактистова И.А.

Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии»

Пояснительная записка

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага«ками» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша?В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Программа дополнительного образования кружка оригами «Бумажные фантазии» является программой художественно-эстетической направленности.

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование»«Познание. Математическое развитие».

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Срок реализации программы:1 Год

Цель программы:

Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.

Научить правильно организовать рабочее место.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Развивающие:

Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

Развивать память, внимание, пространственное воображение;

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

Формы работы:

беседы;

чтение худ. литературы;

индивидуальная работа;

     групповая работа:

коллективно-творческая работа;

работа с родителями.

игра;

оформление выставок.

Методы и приемы.

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами

Подготовительный этап. Задачи.

Для воспитателей: познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.

Для детей: усвоить, что такое оригами.

Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.

Основной этап. Задачи.

Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.

Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.

Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.

Заключительный этап. Задачи

Для воспитателей: организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.

Для детей: подготовить творческие работы, представить их.

Для родителей: представить на презентацию альбомы с семейными поделками.

Диагностические задания по результатам освоения программы кружка оригами «Бумажные фантазии»

Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога.

3 - Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно

-Средний уровень – выполняет работу с небольшой помощью педагога

1 -Низкий уровень – выполняет работу только с помощью педагога

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали

3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,

2 - Средний уровень - делает с незначительной помощью педагога

1 -Низкий уровень – может сделать только с помощью педагога

Умение ориентироваться на листе бумаги

3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,

-Средний уровень - делает с помощью педагога.

1 - Низкий уровень – делает только с помощью педагога

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

1 -Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.

-Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

3-Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

Занятия кружка проводятся - 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Календарно - тематическое планирование

 кружка «Бумажные фантазии» в средней группе.

Октябрь

1.«Веселый треугольник»

Цель: Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. (Е. Черенкова, «Оригами для малышей» СТР. 23)

2. «Собачка»

Цель: Закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки. Развивать мелкую моторику. (Т. И Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 43)

Ноябрь

1. «Бабочка»

Цель: Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» стр. 35)

2. «Ждем гостей»

Цель: Познакомить с приемом складывания квадрата пополам по прямой. Вызвать желание оформить свою поделку. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» стр. 18)

Декабрь

1. «Осенний ковер» коллективная работа

Цель: Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

2. «Грибок»

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» стр. 33

Январь

1. «Птичка»

Цель: Учить складывать два круга пополам, проглаживая линию сгиба. Соединить их и дополнить деталями. Развивать творческую фантазию. (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 156)

2. «Елочная игрушка»

Цель: Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» стр. 36)

Февраль

1. «Звоночек для козлика»

Цель:Учить склеивать конус из полукруга. Украсить полоской бумаги с кружочком. (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 72)

2. «Красивая снежинка» 2 занятия

Цель: Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. (С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» стр. 54)

Март

1. «Новогодняя елочка»

Цель: Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 33.)

2. «Аквариумные рыбки»

Цель: Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 37.)

Апрель

1. «Снеговик и елочка» 2 занятия

Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 13)

2. «Кораблик»

Цель: Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 49)

Май

1. «Цыпленок»

Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок. Соединять края полосок и соединять в виде цыпленка, дополняя деталями. Воспитывать усидчивость, творческую фантазию.

2. «Самолет»

Цель: Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 41

Использованная литература:

1. Петрова М. И. «Волшебные полоски» СПб «Детство – пресс» 2005г. Стр. 13,15.

2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

3. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» СПб «Детство – пресс» 2010г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

4. Новикова М. И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009г стр. 18,36.

5. Алексеевская И. «Волшебные ножницы» издательство «Лист» 1998г. Стр. 72,156.

6. Казимера Лубковска «Сделаем это сами» Москва «Просвещение» 1983г. Стр. 101,104.

7. Черенкова Е. «Оригами для малышей» Рипол Классик 2010г. Методические рекомендации, стр. 23,28,30.

Табель посещаемости кружка

 « Бумажные фантазии

на 2020-2021г.г.

Список

детей

октябрь

09.10  23.10

Ноябрь

07.11 21.11

декабрь

05.12 19.12

январь

 

февраль

март

апрель

май

1.Булыгин   Петр

2.Качурина Варвара

3.Коваленко Милана

4.Макеев Иван

5.Туркова Жанна

6.Сайфуллоев Салман

7.Зыбина Алина

Словно в сказке,                                                            чудесами

Новый год пусть удивит,

Самым добрым,

Светлым станет,

Все мечты осуществит!

  Словно в сказке,                                                            чудесами

Новый год пусть удивит,

Самым добрым,

Светлым станет,

Все мечты осуществит!

Словно в сказке,                                                            чудесами

Новый год пусть удивит,

Самым добрым,

Светлым станет,

 Все мечты осуществит!

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование оригами"Бумажные фантазии"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело....

кружок «Оригами – бумажные фантазии»

                                                      ...

Перспективное планирование кружка по технике оригами "Бумажные фантазии"

Перспективное планирование кружка  по технике оригами "Бумажные фантазии" для детей старшего дошкольного возраста...

Кружок оригами "Бумажные фантазии"

Оригами - ("сложенная бумага") - вид декоративно - прикладного искусства; это японское искусство складывание бумажных фигурок без ножниц и клея.Кружок оригами "Бумажные фантазии" р...

Рабочая программа доп.образования по оригами "Бумажные фантазии"

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших...