Консультации для педагогов
консультация

Сыроежко Светлана Анатольевна

«Познавательно - исследовательская деятельность в работе с детьми. Актуальные подходы в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Познавательно - исследовательская деятельность в работе с детьми. Актуальные подходы в соответствии с ФГОС ДО»

Система дошкольного образования перешла на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. В настоящее время в проекте ФГОС заданы ориентиры развития системы дошкольного образования и вносится ряд изменений в организацию воспитательно – образовательного процесса в ДОО.

Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребёнка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, что возможно только при включении ребёнка в активную деятельность. Активность ребёнка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять в жизни.

Научив дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания, сравнивать и анализировать.

Отталкиваясь от программы «От рождения до школы» педагог во второй группе раннего возраста помогает детям, различать красоту природы в разное время года. Воспитывает бережное отношение к животным, учит основам взаимодействия с природой.

В младшей группе даёт представления о свойствах воды, песка, снега. Учит отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формирует умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Знакомит с правилами поведения в природе

В средней группе в процессе опытнической деятельности расширяет представления детей о свойствах песка, глины и камня. Закрепляет

представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений. Учит замечать изменения в природе. Рассказывает об охране растений и животных.

В старшей группе формирует представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Учит устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

В подготовительной к школе группе закрепляет умение правильно вести себя в природе.

Как же организовать познавательно - исследовательскую деятельность?

Необходимо: * Выбрать проект исследования; * Провести предварительную работу по изучению теории вопроса; * Определить тип, вид и тематику занятия – экспериментирования; * Выбрать цель, задачу работы с детьми; * Провести игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления; * Предварительно исследовать работу с использованием оборудования, учебных пособий; * Выбрать и подготовить пособия и оборудование с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы; * Обобщить результаты наблюдений в различных формах с целью проведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования; * Уточнить, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным; * Прогнозировать результат; * Закрепить последовательность действий; * Закрепить правила безопасности.

Рассмотрим оборудование центра экспериментирования, которое пополняется в соответствии с возрастом детей, например: В подготовительной группе оборудован:

Центр «Песок – вода»: ёмкости разного размера, мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблик, лопатки, совочки, ведёрки, куски резиновых шлангов, предметы из разных материалов и т.д

Центр «Воздух»: верёвочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашюты.

Центр «Науки и природы»: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы, пробки коробочки со звуком, оборудование для ухода за растениями и животными и т.д.

Центр «Литература»: книги, журналы, лингвистические игры, книжки самоделки и оборудование для их изготовления и т.д.

Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка под кисточки, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки и т.д.

Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, доски, тёрки, вилки и ложки, ножи, розетки, миски, фартуки, колпаки, нарукавники, подносы и т.д.

Манипулятивный центр: мелкие предметы для счёта и группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, счёты, шнуровка, логико – математические игры, верёвочки, бусинки и т.д.

Далее остановимся на тематическом плане по организации поисково- исследовательской деятельности. Например, в первой младшей группе направлен на: экспериментирование с песком, глиной, камешками, водой, воздухом, наблюдение за жизнью растений и насекомых, экспериментирование с предметами, наблюдение за погодой.

Во второй младшей группе включается: наблюдение за жизнью животных, изучение органов чувств человека, экспериментирование с солнечным светом. В средней группе: Человек.

В подготовительной группе: Экспериментирование со звуком и электричеством.

Необходимо остановится на особенностях организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах.

В первой младшей группе развивается наглядно- действенное мышление. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

Во второй младшей группе способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

В средней группе действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

В старшей группе Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности.

В подготовительной группе проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу, могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; - активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; -развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; -формируются трудовые навыки;

Обратимся к методу проектов. Основной целью проектно- исследовательской деятельности является повышение уровня экологических знаний детей, развитие их познавательного интереса и любознательности.

Эта цель реализуется через следующие задачи.

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.

2. Выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Развивать экологическое сознание.

5. Последовательно и точно строить рассказ на материале проведённого опыта-эксперимента.

6. Учить детей выражать свои мысли, чувства, желания. Проектно-исследовательская деятельность строится на принципах системности, соответствия возрастным возможностям, интеграции, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОО и семьи, с учётом индивидуальных особенностей.

Перейдём к формам работы с детьми по экологическому воспитанию: Экологические занятия, Экологические экскурсии, Уроки доброты, Уроки мышления в природе, КВН, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, языковые логические задачи, экологические выставки, экспозиции, неделя экологического творчества, экологические праздники, выставки, дидактические игры экологического содержания, экологические сказки, экологическая тропа, наблюдения, поисково-исследовательская работа.

В заключение сравним экспериментирования с водой в разных возрастных группах.

В первой младшей группе Педагог ставит перед собой цель: познакомить детей со свойствами воды – текучестью, прозрачностью; воспитывать бережное отношение к воде, подводит детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, горячая холодная; даёт представление о том, что вода не имеет формы; раскрывает понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет, показывает, как можно сделать воду цветной.

Перейдём ко второй младшей группе. Воспитатель знакомит детей с процессом конденсации, с различными жидкостями, помогает выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей, с одним из состояний воды – паром; помогает понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

В средней группе. Необходимо познакомить детей с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается; помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику; познакомить с составом воды;

Цель эксперимента старшей группы. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха; помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

В подготовительной группе педагог знакомит детей с процессами очистки воды разными способами; показывает способ очистки воды с помощью фильтра; учит беречь воду; помогает определить, сколько воды зря проливается из крана; показать зависимость живых объектов природы от воздуха;

Всё сказанное позволяет сделать вывод: надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления о увиденном.



Предварительный просмотр:

Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура»

А. П. Чехов утверждал, что тот, кто не придаёт питанию должного внимания, не может считаться интеллигентом и достоин, всяческого осуждения в «приличном обществе».

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Конечно того, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическими, социально-экономическими и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, в том числе и валеологической культуры.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от здорового образа жизни и правильного питания.

Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. В связи с этим актуально формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

В основе правильного питания лежат 5 принципов:

Регулярность – то есть режим питания.

У ребёнка должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это завтрак, обед, полдник и ужин. Следует следить за тем, чтобы ребёнок не ел в эти промежутки сладости, хлеб, печенье – всё это приводит к нарушению режима, а, следовательно, и к нарушению аппетита.

Разнообразие – задача педагогов и родителей сформировать разнообразный кругозор, чтобы ребёнку нравились разные продукты и блюда. Разнообразное питание – источник всех необходимых для организма питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Адекватность – у детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно. Учить детей понимать, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, излишнее увлечение сладким. Познакомить с тем, что рацион и режим дня ребёнка активно занимающегося спортом, должен отличатся от рациона и режима питания его, менее подвижных сверстников. Питание во время болезни должно отличатся от питания в обычное время; летнее питание должно отличатся от зимнего.

Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и не свежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Пищевые продукты должны быть качественными и правильно храниться, а приготовленная пища сразу съедаться.

Удовольствие – на выполнения этого правила должны работать вид, вкус пищи, посуда, сервировка стола, обстановка и атмосфера. Во время приёма пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, обсудить достоинства блюд. Только при этих условиях, ребёнок может понять, какой вкус называют «кисло- сладким»«острым» и т. д. Формируем умение у детей испытывать чувство радости.

Формировать у детей представление, что обеденный стол - это место, где всегда уютно, тепло и вкусно.

Наладить правильное питание не всегда просто, так как мало только приготовить и во время подать пищу, надо ещё и воспитать в ребёнке привычку съедать то, что ему дают.

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточное трудное. Последнее время в детский сад поступают дети, у которых не воспитано правильное отношение к еде. У одних детей выражена привычка есть однообразную пищу (например, сосиски, макароны), у других –  только любимые блюда.

Многие родители в силу своей занятости, отдают предпочтения продуктам быстрого приготовления: полноценные обеды и ужины заменяют бутербродами и пиццей.

Когда-то все вставали приблизительно в одно время, завтракали всей семьей, а вечером – ужинали вместе. В современном мире детям труднее привыкнуть к режиму, потому что они мало видят примеров перед глазами. Очень сложно приучить ребенка к правильной еде, если он не видит, как его любимые родители – пример для подражания – едят вместе, едят из тарелок за столом, а не перед компьютером или телевизором. В семье, где все завтракают и ужинают непонятно как, странно ожидать, что ребенок проникнется важностью культуры питания.

При поступлении ребёнка в детский сад необходимо побеседовать с его родителями о питании ребёнка дома:

Выяснить какой у него аппетит.

Ест ли он разнообразную пищу или у него избирательное отношение к ней.

Выяснить, есть ли аллергия, и на какие пищевые продукты.

Приучен ли питаться самостоятельно или надо его кормить.

Если у ребёнка проблемы с едой, то важно выяснить причины возникновения плохого аппетита. Причинами плохого аппетита могут быть и наличие разных заболеваний, повышенная возбудимость. В процессе беседы с родителями можно предложить памятку при организации питания детей.

Период адаптации является наиболее благоприятным в воспитании у ребёнка положительного отношения к еде. Важно в это время создать условия для приёма пищи; продумать сервировку стола, подачу блюд, определиться в поведении воспитателя и его помощника.

Во время приёма пищи следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам. При этом не следует одёргивать детей, делать им замечания. Иногда возникают ситуации, когда ребёнок внезапно отказывается от еды. В этом случае необходимо разобраться в причине отказа. Заставлять есть ребёнка без аппетита не желательно.

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания.

Обучение детей культуре питания должно начинаться с соблюдения правил гигиены:

Мыть руки перед едой (после туалета, контактов с животными)

Нельзя есть грязные овощи и фрукты немытыми руками, в перчатках – это некультурно.

Нельзя есть поднятую с пола еду.

Принимать пищу только за столом.

Нельзя есть на улице, в транспорте, на ходу, в магазине – это некрасиво и негигиенично.

Несмотря на свою простоту, эти правила могут сохранить здоровье ребёнку избежать опасных заболеваний.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п.

Умение вести себя за столом – одна из составляющих культуры питания и культуры поведения в целом.

Это обучение происходит как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время приёма пищи.

Формировать навыки культурного приёма пищи необходимо последовательно и постепенно с учётом возрастных особенностей детей. Чем раньше у ребёнка сформированы навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

 Методы и формы организации работы с детьми по формированию культуры питания:

1.Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

 2.Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

3.Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

 Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

1. Формирование представлений о:

- значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов;

- роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма;

- полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований.

Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из-за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.

Чего не следует допускать во время еды

  • Громких разговоров и звучания музыки.
  • Понуканий, поторапливания ребенка.
  • Носильного кормления.
  • Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.
  • Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды нужно научить детей полоскать рот.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание «Приятного аппетита» – обязательно!

Содержание учебной программы дошкольного образования, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 №138.

Образовательная область «Ребенок и общество», подраздел «Культура здоровья»

 ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ВОСПИТАННИКИ ОТ 1 ДО 2 ЛЕТ

Культура здоровья

 Формировать:

представления о предметах личной гигиены;

умения:

 пользоваться горшком, умываться, мыть руки (закатать рукава, намылить руки, подставить руки под струю, тщательно смыть мыло водой), умывать лицо, рассматривать себя в зеркале (какой чистый), вытирать лицо, руки);

есть, не спеша, тщательно пережевывая пищу, проявлять самостоятельность при приеме пищи; различать предметы личной гигиены (мыло, полотенце для рук, горшок), свойства пищи (суп горячий, каша сладкая);

пользоваться столовой посудой (чашка, тарелка), приборами (ложка): пить, держа чашку в руке; есть ложкой густую пищу (от 1 года до 1 года 6 месяцев), жидкую пищу (от 1 года 6 месяцев до 2 лет);

 благодарить после еды.

 ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

ВОСПИТАННИКИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Культура здоровья

 Формировать умения:

соблюдать правила личной гигиены: мыть руки по мере загрязнения, перед едой, после посещения туалета (закатывать рукава, самостоятельно намыливать руки до образования пены, тщательно их смывать под небольшой струей воды, насухо вытирать личным полотенцем, вешать его на место), умывать лицо, чистить нос, чистить зубы увлажненной щеткой без пасты, полоскать рот после еды;

правильно применять предметы личной гигиены (мыло, полотенце для рук, расческа, носовой платок);

по мере необходимости сообщать взрослому о своих физиологических потребностях, пользоваться горшком;

замечать результаты выполнения гигиенических процедур (Я чистый; Я красивый);

соблюдать правила пользования столовой посудой и столовыми приборами: (столовая и чайная ложка, вилка с 2 лет 6 месяцев), приема пищи и поведения за столом (держать чашку за ручку, набирать небольшое количество пищи в ложку, на вилку, аккуратно подносить ко рту, не стучать столовыми приборами по тарелке, столу; есть самостоятельно, тщательно пережевывая пищу, благодарить после еды).

 ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

ВОСПИТАННИКИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Культура здоровья

Формировать представления:

о простейших правилах здоровьесберегающего поведения: соблюдать распорядок дня (ложиться спать в одно и то же время, делать по утрам зарядку, не пропускать дневной сон, совершать прогулки на свежем воздухе при любой погоде), принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях;

функциях предметов личной гигиены (мыло – для очищения рук, полотенце – для вытирания рук/ног, расческа – для причесывания волос, носовой платок – для чистки носа, зубная щетка, зубная паста – для чистки зубов, стакан – для полоскания рта и горла).

Формировать (развивать) умения:

самообслуживания: выполнять культурно-гигиенические процедуры (умывание рук, лица); пользоваться предметами личной гигиены (мыло, полотенце для рук/ног, личная расческа, зубная щетка, зубная паста, стакан для полоскания рта, носовой платок); соблюдать алгоритм действий при совершении процессов одевания и раздевания.

Воспитывать элементарную культуру поведения за столом во время еды: принимать пищу аккуратно, брать понемногу, захватывать губами, хорошо пережевывать с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой), есть и пить только из чистой посуды, перед приемом пищи желать сверстникам приятного аппетита, после еды благодарить.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

ВОСПИТАННИКИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

 Культура здоровья

Формировать (обогащать) представления о значении навыков самообслуживания для здоровья человека (нужно быть здоровым, опрятным, чтобы другим было приятно находиться рядом). Формировать (развивать) умения: соотносить знания о культуре тела с реальными действиями по уходу за ним: самостоятельно выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, лицо, шею, пользоваться полотенцем, зубной щеткой, расческой, носовым платком, полоскать рот после еды); пользоваться навыками самообслуживания (одеваться и раздеваться в определенном порядке, складывать одежду, правильно надевать, зашнуровывать и расшнуровывать ботинки), навыками культурного поведения за столом (хорошо пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой);

самостоятельно использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья: защищаться от микробов (не есть и не пить на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды); принимать участие в оздоровительно-закаливающих мероприятиях, подвижных играх и физических упражнениях на прогулке;

рассказывать о своем здоровье: здоровье нужно всем – детям, взрослым, животным; о здоровье надо заботиться (умываться, чтобы кожа была здоровой; делать зарядку, чтобы быть сильным; есть продукты, полезные для здоровья);

привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.

 СТАРШАЯ ГРУППА.

ВОСПИТАННИКИ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

Культура здоровья

 Формировать: представления о признаках здоровья (правильная осанка, хорошее настроение, хороший аппетит, здоровый сон) и признаках заболевания (высокая температура, озноб, боль в горле, зубная и головная боль, насморк, отсутствие аппетита, слезоточивость глаз);

представления о настроении и чувствах, их влиянии на состояние здоровья человека (обучает умению объяснять свое настроение, понимать эмоциональное состояние окружающих);

культуру поведения за столом.

Формировать (развивать) умения:

самостоятельно выполнять простейшие правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать распорядок дня (своевременно ложиться спать, вовремя принимать пищу, чередовать время занятий и отдыха); употреблять продукты, полезные для здоровья (содержащие белки и помогающие расти организму – мясо, яйца, молочные и рыбные продукты; дающие энергию – хлебобулочные изделия, фрукты и овощи); самостоятельно полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей; оберегать себя от попадания микробов и инфекции; при насморке и чихании прикрывать рот платком или салфеткой; выполнять закаливающие процедуры: гулять на свежем воздухе, одеваться соответственно погоде.

Развивать способность оценивать собственные действия и действия других с точки зрения их пользы для здоровья.

Воспитывать:

интерес к дидактическим играм, литературным произведениям, иллюстрациям, беседам с детьми и взрослыми по проблеме здорового образа жизни людей;

внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылку здорового образа жизни;

уважение и интерес к физической стороне своей жизни, уважение к физическим различиям между людьми.

Профессиональная обязанность воспитателя – сформировать умение выполнять правила поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность

действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Успешное формирование представлений о правильном питании во многом зависит от целенаправленной работы учреждения дошкольного образования и семьи.

Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания. Поэтому задачи педагогов состоит в том, чтобы сформировать у законных представителей воспитанников понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребёнка и их собственного здоровья, расширять их осведомлённость в этой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....