Мастер- класс на тему «Использование сказки в экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Рахматулина Наталья Геннадьевна

Как использовать сказку в экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование сказки в экспериментальной деятельности»

Цель: расширение знаний и практических умений педагогов по использованию исследовательского метода через сказку в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить педагогов с этапами и  структурой  исследовательской деятельности через сказку;

Повысить уровень мастерства педагогов;

Сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе исследовательской деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности». Думаю, что педагоги, использующие  исследовательскую деятельность в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

 Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности   к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.

В образовательной практике педагогами детского сада недооценивается значение самостоятельной исследовательской, познавательной  деятельности ребенка. Педагоги торопятся научить ребенка тому, что сами считают важным, при этом прерывая его исследовательские порывы. Пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считают наиболее важным.

 Именно исследовательская деятельность создает условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

 К 3-5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5-7 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать и обнаруживают противоречия. Так познавательная потребность начинает осознаваться ребенком.

 Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

 Задачи исследовательской деятельности:

  • развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Методы исследования:

Наблюдение;

Поисковая работа (из различных источников информации);

Экспериментирование.

  Используя данные методы, задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи.  Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка. Ведь для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные   умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

     Но главное, на мой взгляд, это развить у детей интерес к исследовательской деятельности, чтобы сложные явления ребенок познавал с удовольствием. Одним из таких средств является сказка.   Сказка вызывает интерес к изучаемому объекту и помогает уточнить уже имеющиеся знания. Практическая деятельность во время рассказывания сказки улучшает осознание воспринятого.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы

 

Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку

На одном птичьем дворе у мамы утки появились утята. Все братья и сёстры был послушными ходили за мамой уткой но был один самый любопытный везде совал свой нос. Однажды он решил узнать, что же находиться за пределами птичьего двора за большим забором. Выйдя за забор, он увидел небольшое озеро (у вас на столах озеро мы с вами утята)  на этом озере, он увидел красивые цветы, и качалась на волнах лодочка. Он догадался, что добраться до цветов можно на лодке, но побоялся, вдруг она утонет. Он не знал о том, что она не утонет. По какой причине. По какой? (ответы)

  У вас пластилин лепим из пластилина лодочку и опускаем в воду (она плавает) Почему? Она наполнилась воздухом и стала легче воды и поэтому держится.

Утёнок сел и доплыл до прекрасных цветов. Как называются эти цветы?  (кувшинки)

И утёнок пока плыл, наблюдал, как они распускаются.

Опыт № 1При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в какую-либо ёмкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Пока он наблюдал за цветами, увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее пластилиновую рыбку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что пластилин всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит, рыбка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Но вдруг подул сильный ветер и на воду упали сломанные ветки. Утёнок заметил, что ветки стали распрямляться.

Опыт № 3  Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утёнок решил плыть  дальше. Тут он увидела радугу.

Опыт №3 : «Радуга в стакане»

Оборудование: 5 стаканов, ложка, сахар, красители, вода, шприц.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Вывод В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Возвращаясь домой утёнок увидел возле своего двора девочку с мальчиком как они играли с воздушным шариком. Но вдруг шарик лопнул. Мальчик решил угостить девочку апельсином.

 Опыт № 4Вам понадобится: воздушный шарик, апельсиновая цедра. Надуйте воздушный шар. Затем возьмите кусочек цедры апельсина, брызните капельки сока прямо на шарик. Что произошло? (Шарик лопнул).

Вывод: В апельсине есть кислотное вещество- лимонен, которое растворяет резину и шарик лопается.)

 Утёнку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир.  

Вывод: главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Экспериментирование подталкивает детей выдвигать гипотезы, задавать проблемные вопросы, учит увидеть проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Мастер-класс для воспитателей по теме: "Познавательно - экспериментальная деятельность в средней группе"

2 слайд Дошкольное детство – отрезок в жизни человека, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: " Использование нетрадиционных методик в здоровьесберегающей деятельности".

В своей здоровьесберегающей деятельности , наряду с традиционными формами работы,  я использую нетрадиционные (Кинезиологические упражнения, упражнения с шариками и кольцами Су-Джок, упражнения и...

Мастер – класс по теме: «Использование логоритмики в непосредственной образовательной деятельности художественно – эстетического развития. Музыка.»

Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях....

Мастер класс на тему: Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной ...

Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности старших дошкольников»

Цель - познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста...

Мастер - класс на тему: "Использование сказки в экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Цель мастера-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.1.Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развити...