"Откуда свет в дом пришел?"
материал (подготовительная группа)

Абрамова Наталья Александровна

беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Откуда свет в дом пришел?»

Цели:

- показать значимость света в жизни человека на различных этапах его развития;

- учить соблюдать правила безопасного поведения в обращении с огнем и электроприборами;

- развивать речь, мышление, внимание, связную речь, память;

- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

факел, поставец с лучиной, парафин, свечка, канделябр, зажигалка, колбочки с нефтью и керосином, керосиновая лампа, лампочка, настольная лампа, коптилка времен Вов, вольфрамовая нить, парафиновый светильник; диафильм «Об истории электричества» (портрет Лодынина, лампа накаливания с угольным стержнем), фотокопия «Пригласительный билет на опыты», выставка рисунков, диапроектор, магнитофон; ведро с водой и короб с песком.

Организационный момент

Сегодня у нас  занятие по истории возникновения света в доме.

Вы должны быть очень внимательными. Надо хорошо слушать и стараться правильно и хорошо говорить, соблюдая ударения.

При работе с открытым огнем помните, пожалуйста, о технике безопасности.

Проверка работы аппаратов.

- Ты меня слышишь? (За экраном)

-  Я вас слышу

-  Я слышу хорошо

- Ты готов(а) к занятию?

- Я готов

- Я готова к занятию

Речевая зарядка

Поставь ударение в словах.

Факел, поставец, парафин, канделябр, керосиновая лампа, вольфрамовая нить, светильник, электричество.

Поставь логическое ударение.

Уходя гасите свет.

Уходя гасите свет.

Уходя гасите свет.

Береги электроэнергию!

Береги электроэнергию!

Как хорошо, светло и уютно в классе с электрическим светом. Электрический свет стал естественным и постоянным спутником нашей жизни.

Но так было не всегда.

Огонь был миллионы лет назад до нашей эры, когда человека еще не было на земле. Ударит в лес молния, загорятся деревья и разбегаются во все стороны косматые медведи, свирепые волки, клыкастые кабаны. Когда появились люди, первым их жилищем стала холодная и темная пещера. Долгие минули времена, пока самый смелый человек выхватил горящую ветку и зажег в пещере кучу сухих веток.

- Вова, как ты думаешь, чем обогревалась и освещалась пещера?

= Первым был костер.

- Верно. Леня, что такое факел?

= Факел, это палка с намотанным пучком сухой травы.

(Показать факел и зажечь его)

Огонь берегли. Мужчины уходили на охоту, а женщины оставались в пещерах, следили за костром, поддерживали в нем огонь. Наверное, еще с тех времен закрепилось понятие, а потом появилось выражение «Женщина – хранительница очага».

Шли века. Люди научились строить дома, костер спрятали в печь из камня и кирпича, чтобы было светлее, зажигали лучины.

- Наташа, расскажи о лучине, а ты, Лиза, зажги лучину.

- Лучина – просто щепочка, от полена отщепленная, длинная и тонкая. От лучины света мало, но люди были рады и такому свету.

(Зажигает лучину на поставце)

- Лиза, почему ты зажгла лучину зажигалкой?

- Зажигалка устроена по принципу старинного огнива, когда два камушка кремния ударяют друг о друга и высекают искру.

(Демонстрирует работу зажигалки)

- Можно спросить Сашу?

- Спроси.

- Саша, помнишь, ты в четвертом классе зажег бумагу от солнца?

- Да. Я поймал в солнечный зайчик и поднес лист бумаги. Бумага сначала задымилась, потом почти загорелась, но Вы не разрешили продолжать.

- Был такой случай в истории нашего класса.

Со временем в домах появились свечи. Сначала свечи делали из воска пчел и сала барана. Когда люди научились добывать нефть, появились другие свечи.

(Показать колбочку с нефтью)

-Леня, какие стали делать свечи?

- Из нефти получали стеарин и парафин. Из них делали свечи. В домах появилось много свечей в подсвечниках и люстрах.

- Чтобы светлее было в комнатах, использовали сразу несколько свечей. Их вставляли в канделябр – это подсвечник с тремя и более свечами.

(Показать канделябр и зажечь свечи)

- Из нефти получили керосин, и лампы особые придумали

(Показать колбочку с керосином и керосиновую лампу)

- Наташа, расскажи о лампе, Оля, зажги лампу.

- Это керосиновая лампа. Сюда наливают керосин, там фитиль льняной. Огонек прикрыт стеклом.

Горит такая лампа ярко и долго. У нас на даче есть такая лампа.

(Зажигает лампу)

- Ученые работали и искали способ лучшего освещения помещений. И вот одному из них это удалось.

Сейчас вы посмотрите портрет Александра Николаевича Лодыгина и его первую лампу с угольным стержнем.

- Выключите, пожалуйста, свет. Спасибо.

(Д/ф, кадр с портретом А.Н.Лодыгина)

(Рассказ о А.Н.Лодыгине)

- Александр Николаевич Лодыгин родился в 1847 году. Он был дворянином, но поступил на Тульский оружейный завод простым рабочим-слесарем. Потом учился в университете.

Он изобрел электрическую лампу.

(Показать копию Пригласительного билета)

Летом1873года ученые и инженеры получили вот такое приглашение на вечер, где показывали разные фонари для освящения.

- Я хочу загадать загадку.

-Мы слушаем, Маша.

- Огонек в стекло запаян.

Как зажег его хозяин?

-Кто отгадает?

- Это лампочка.

- Верно Саша.

- Оля, расскажи о дальнейших поисках Лодыгина.

- Лодыгин продолжает совершенствовать свою лампу, он ищет металл для нити накаливания. И нашел. Это вольфрам – самый тугоплавкий металл.

(Показать вольфрамовую нить)

- Чем еще замечательна вольфрамовая нить?

- Она дает яркий белый свет и может служить тысячи часов. Этим изобретением нашего соотечественника мы гордимся и очень ему благодарны.

Но в истории нашей Родины был период, когда нас снова хотели вернуть в каменный век и оставить без электричества.

(Предъявить табличку )

«1941 -1945»

Что это за цифры?

- Это годы Великой Отечественной войны.

- Это годы войны с фашистами.

-Города и села снова погрузились в темноту. В домах загорелись свечки и керосинки. У солдат в землянках, в лесу у партизан тоже не стало света. Они придумали использовать для освещения гильзы от снарядов.

(Показать и зажечь коптилку)

Этому светильнику придумали название – «коптилка», потому что она сильно коптила, когда горела.

Сейчас мы с вами не представляем себе жизнь без электричества. Оно наш верный спутник и помощник.

Вспомните, какие электроприборы есть у вас дома? Слушайте друг друга внимательно и старайтесь не повторяться.

(Ребята называют по 1-2 предмета)

Представьте , что было бы, если бы везде вдруг погас свет!

Плохо!

(Погасить свет)

- Поэтому –

(Все хором) = Да будет свет!

(Свет включить)

Нужно бережно относиться к электричеству, не включать одновременно люстру в 5 или 6 лампочек, настольную лампу, торшер, и еще телевизор с пылесосом. 

Не зря говорят и во многих учреждениях пишут:

«Уходя гасите свет!»

Так всегда поступают многие наши ребята после дежурства в классе, девочки в спальне – уходят и выключают свет.

Вы сегодня много и хорошо говорили, пополнили свои знания об истории освещения. Молодцы! Всем спасибо!

В качестве эмоциональной разгрузки предлагаю полюбоваться на светильник с парафином.

(Звучит легкая музыка и работает парафиновый светильник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свет, да будет свет!

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста....

« Светит, светит солнышко»

Цель: познакомить детей с признаками весны. Задачи: -вводить в активный словарь имена существительные ( весна, ручей, льдина, подснежник, кочка, почка, верба, поляна); глаголы( таять, журчат...

Откуда пришел Новый год: история праздника и традиции со всего света

Уважаемые родители! Данный материал можете использовать при общении со своими  детьми, подготовке домашнего концерта....

Откуда пришел свет

Откуда пришел свет...

Занятие по познавательно-эксперементальной деятельности,, Откуда пришел к нам свет "

Конспект можно ипользовать при совместно-эксперементальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:продолжать знакомить детей со свойствами электричества. ...

"Откуда взялся свет?"

Конспект занятия в подготовительной группе....