Знакомство с русскими традициями
план-конспект занятия (средняя группа)

Занятие направлено на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщению к обычаям и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

Проведено: 28.03.2022 воспитателем средней группы 1 «Сказка» Чумаковой Юлией Андреевной.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое.

Тема занятия: «Знакомство с русскими традициями»

Возрастная группа: средняя группа

Цель занятия: приобщение детей к истокам русской культуры

Задачи занятия:

Образовательные: познакомить с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщить к народным традициям и обычаям; уточнить представления о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); расширить представления детей о семейных традициях на Руси.

Развивающие: Развивать психологические процессы: внимание, память, мышление; обогащать словарный запас существительными.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать.

Словарная работа: ухват, кочерга, изба.

Планируемые результаты занятия: 

- Дети познакомились с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщились к народным традициям и обычаям; уточнили представления о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); расширили представления о семейных традициях на Руси.

- У детей развиваются психологические процессы.

- Дети учатся слушать.

Подготовительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».

Материалы и оборудование: презентация, сарафан, заготовки девчушек и украшений для сарафанов, камень с надписью, музыка.

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Собрать внимание детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени (звучит русская народная музыка).

Вместе с детьми идём по залу. На пути встречаем лежащий «камень». Читаю надпись на нём:

Направо пойдёшь – заблудишься,

Налево пойдёшь – ничего не найдёшь,

Прямо пойдёшь – много интересного узнаешь.

- Куда же мы с вами отправимся? (прямо).

Наглядный: камень
Словесный: художественное слово

Смотрят на камень, слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Внимание детей собрано.

2.

Основной этап.

Замотивировать на предстоящую деятельность; рассмотреть с детьми костюм, его части; организовать и провести подвижную игру; выполнить практическую работу по украшению сарафанов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?

Демонстрация старинной русской одежды на слайде.

Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами покроем ими свои головы.

(На девочек надеваю платки, на мальчиков – картузы).

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Русь деревянная — края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите. Но сегодня не только мы с вами путешествуем в прошлое. К нам сегодня пришли гости. А русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать.

Исполнение песни «К нам гости пришли…», подношение угощений.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Что ж, хватит гостевать, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает 
(печь)

Демонстрация слайда «Русская печь
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация слайда из сказки 
«По щучьему велению»
В
оспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? 
(чугунок)

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт 
(ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами прокатимся на карусели.

Подвижная игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар
Древний чайник… 
(самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

Воспитатель: А какие пословицы мы знаем о ложке? (Дети рассказывают.)

Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая.
Дорога ложка к обеду.
Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
Руки не протянешь, так сама не придёт.
Пустая ложка рот царапает.
Воспитатель. Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег 
(амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» 
(ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Чёрный конь
Скачет в огонь. 
(Кочерга.)
Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. 
(Коромысло.)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. 
(Люлька.)
Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Воспитатель: Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам пришли сегодня в гости Девчушки- веселушки (демонстрирую нарисованных куколок в одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших девчушек, и настроение у них улучшится. Какие элементы народной росписи вам уже известны? (Прямые и волнистые линии, крестики, точки, кружки).

Словесный: беседа, художественное слово: загадки

Наглядный: рассматривание костюма, презентации

Практический: подвижная игра, украшение сарафанов

Дети слушают, рассматривают, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выполняют практическую работу.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность; рассмотрели сарафан и его части; выполнили практическую работу по украшению сарафана.

3.

Заключительный этап.

-Провести рефлексию по итогам занятия

Показ воспитателя у мольберта, выполнение работ детьми.
Воспитатель: Теперь наши Девчушки-веселушки нарядные, красивые и весёлые. А что бы было видно их хорошее настроение, давайте нарисуем им улыбки.
Воспитатель: Ну вот, теперь видно, что у всех Девчушек-веселушек хорошее настроение. А какое настроение у вас? Понравилось вам путешествие в прошлое?

Словесный: беседа

Отвечают на вопросы.

Проведена рефлексия по итогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в подготовительной группе " Знакомство с русскими традициями, обычаями"

Проводился в подготовительной группе с 28.10.2018- 10.11.2018г.Фото,планирование....

Конспект занятия в средней группе на тему: «Знакомство с русскими традициями»

Приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления дете...

Знакомство с русскими традициями "Кукла-обережка"

Приобщение к традициям русской культуры. Изготовление талисманов-оберегов....

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...

Знакомство с русскими традициями в игре: картотека подвижных игр

В копилку воспитателя: картотека русских народных подвижных игр...

Конспект ОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «Знакомство с русскими традициями» ...