Доклад по теме: «Устное народное творчество, как фактор духовно-нравственного развития дошкольника».
материал (средняя группа)

Затуливетер Мария Александровна

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА» г. СЕВЕРО-КУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБДОУ - ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА»)

Тел.(42453) 2-12-28, 2-19-86, факс (42453) 2-12-28, severanka1979@mail.ru; http://severanka.shl.prosadiki.ru/

     

           

Доклад по теме:

«Устное народное творчество,

как фактор духовно-нравственного

развития дошкольника».        

Подготовила воспитатель группы 04

Затуливетер М.А.

                                                                         

                                     

2021-2022 уч. г.

Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народа, народного чувства, народной жизни, в области народного духа.  

 К. Д. Ушинский

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

        Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные направления воспитания духовно нравственных качеств личности.

 Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с этими произведениями всегда обогащают и облагораживают.

Ребенок становится нравственно богатым человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых, и вся окружающая действительность учит этому.

А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник, побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

        Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.

        Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или Идёт коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). при этом они зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно? Потешки мы используем во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.), и во всех возрастных группах. Правильно подобранная потешка, помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными. Пример старший возраст

Вода-водица

Ты вода-водица,                                                    Совушка-сова
Всех морей царица,                                             Ах ты совушка-сова,
Пузыри пускай,                                                   Ты большая голова!
Мой и полоскай!                                                 Ты на дереве сидела,
Моем глазки, моем щечки,                                Головою ты вертела —
Моем сына, моем дочку,                                    Во траву свалилася,
Моем кошку, моем мышку,                               В яму покатилася!
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!

         Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используем при проведении игр, выбирая ведущего.

Большое внимание мы уделяем народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, волк), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают

Помогите, педагоги определить урок, который заложен в сказках: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка». Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.

         В возрасте 4-5 лет, мы используем пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы. Пример: В нашей группе мы часто используем следующие пословицы и поговорки: «Делу время, потехе час», «Доброе дело- делай смело», «Честь труду». (А в ваших группах, какие вы используете пословицы и поговорки?)

        Народные игры являются неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.  Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Примеры народных игр на экране презентации.

          Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей. Что повлияет на формирование основ моральных качеств, начинающихся ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.

         Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Устное народное творчество, как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника.» Подготовила воспитатель: Затуливетер Мария Александровна

Слайд 2

Литература , с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народа, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. К . Д. Ушинский

Слайд 3

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на окружающий мир, общество, природу , показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Слайд 4

Победа добра над злом , как важный воспитательный момент Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью , красотой, трудолюбием, честностью, любовь к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребёнок узнаёт, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказанным. Благодаря сказке, ребёнок узнаёт, что добро всегда сильней зла и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогой добра и мыслить позитивно.

Слайд 5

Русская народная сказка способствует: -Нравственному воспитанию ребёнка - Становлению социальных и коммуникативных навыков - Формированию эмоциональной сферы и этического восприятия -Развитию логического и образного мышления - Познанию окружающего мира

Слайд 6

Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки- своеобразный моральный кодеск , свод правил поведения. В них всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говориться о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым и надо любить своих мать и отца.

Слайд 7

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение . Имеются потешки , которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). при этом они зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки .

Слайд 8

Народные игры, хороводы , прививают детям такие нравственные понятия, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками , считалочками , в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.

Слайд 9

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей. Что повлияет на формирование основ моральных качеств, начинающихся ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....

Доклад на педагогический совет на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающем...

Отчет по самообразованию (из опыта работы) на тему: «Устное народное творчество – как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражани...

Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника».

Доклад для педагогов дошкольного образования на тему: « Устное народное творчество в развитии речи дошкольника»....

Устное народное творчество как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматривается значение устного народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников...