Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»
методическая разработка (старшая группа)

Решетникова Наталья Юрьевна

Материалы городского методического объединения

музыкальных руководителей г.Волгодонска

 «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

 

МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска

Решетникова Н.Ю., музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Материалы городского методического объединения

музыкальных руководителей г.Волгодонска

 «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска

Решетникова Н.Ю., музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Слайд 1-2

          В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с инвалидностью. В Российской Федерации, 517 тысяч детей дошкольного возраста имеют статус «дети с ограниченными возможностями здоровья» и нуждаются в специальном образовании.

Слайд 3

        При организации образовательного процесса с детьми ОВЗ мы руководствуемся современными нормативно-правовыми требованиями в системе дошкольного образования на уровне федерального законодательства, в том числе  ФГОС ДО, в котором реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду рассматривается как один из важнейших ориентиров деятельности каждого педагогического коллектива.

Слайд 4

В данном контексте, на первый план выступает социальное здоровье как условие успешной интеграции ребёнка с ОВЗ в образовательную среду и  общество.

Что представляет собой социальное здоровье? Структура социального здоровья личности включает компоненты:

Слайд 5

  • социально-психологический (социальная направленность личности, удовлетворительная социальная адаптивность)
  • социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения)
  • духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков),
  • социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт).

Таким образом, мы видим, что социальное здоровье личности — это результат целенаправленного педагогического процесса, являющийся одним из главных факторов обеспечения социального благополучия детского населения, в том числе детей с ОВЗ.

При этом, многолетний опыт работы педагогического коллектива  МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска, осуществляющего образовательную деятельность, направленную на коррекцию, обучение, воспитание и развитие  детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи, показывает, что социально-поведенческий и социально-психологический компоненты часто у детей с ОВЗ формируются тяжело и демонстрируют низкие показатели. Это, в свою очередь, тормозит развитие остальных компонентов.

Нужно констатировать, что детский сад «Тополек» в 2021-2022 учебном году посещает 153 воспитанника в возрасте 4-7 лет с общим недоразвитием речи различного уровня и генеза. При этом важно отметить, что с каждым годом отмечается увеличение детей с сочетанными нарушениями (наблюдаются гипервозбудимость,  признаки аутистического спектра и др.) и другие патологии.

Практика показывает, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, отмечается существенные отклонения в моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферах, что в свою очередь тормозит развитие  музыкальных и творческих способностей.

Слайд 6

Организацию деятельности музыкального руководителя с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  можно условно разделить на три этапа организационно-педагогической работы.

На первом этапе пребывания ребенка в нашем дошкольном учреждении обязательно проводим диагностическое обследование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него отклонения и потенциалы в развитии.

По результатам диагностики, а также наблюдения за детьми, на заседании ППк педагоги решают, кому необходим индивидуальный образовательный маршрут, который составляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

На втором этапе музыкальный руководитель намечает пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки, разрабатывает план индивидуальной работы.

Планирование в детском саду строится на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска, разработанной с учётом Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

Структура и содержание программы определена сроком на 1 год  и корректируется в соответствии с реальными условиями, дополняется календарным планированием работы и комплексно-тематическим планом.

Рабочая программа музыкального руководителя направлена на формирование основ музыкальной культуры и всестороннее развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Это не только программа, но и методика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста по всем основным видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество.

На этом этапе намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру имеющегося нарушения в развитии детей, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса.

На третьем этапе проводится конкретная практическая работа. Коррекционная направленность музыкально - педагогического процесса в  работе с детьми с ТНР реализуется через такие формы музыкальной деятельности, которые, с одной стороны, решают коррекционно - развивающие задачи, учитывая особенности детей данной категории, а с другой обеспечивают социализацию личности ребенка.

Основной формой музыкального воспитания в дошкольном учреждении является музыкальное занятие. Своеобразие музыкальных занятий дошкольников с нарушениями речи проявляется в осуществлении не только развивающих, но и коррекционных задач средствами музыки, в создании атмосферы радости и успеха, поощрении и активизации даже незначительных положительных проявлений в музыкальной деятельности.

Слайд 7

Музыкальные занятия с детьми,  имеющими тяжелые нарушения речи, строятся с учётом следующих требований:

  • специфики нарушения в развитии ребенка;
  • коррекционно-развивающей направленности;
  • дифференцированного подхода к детям;
  • вариативности в структуре и содержании занятия.

Решение коррекционных задач на музыкальных занятиях осуществляется в различных вариантах:

- коррекционная задача реализовывается в одном виде музыкальной деятельности,

- одна большая коррекционная цель пронизывает все части занятия.

Слайд 8

В организации работы музыкального руководителя с детьми с ТНР, мы выделяем несколько направлений развивающей и коррекционной деятельности:

  • психофизиологическое (связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма),
  • психотерапевтическое и психологическое (связанные с воздействием музыки на когнитивную и эмоциональную сферу личности),
  • социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего и музыкального кругозора, активизацию потенциальных возможностей ребенка с проблемами в музыкальной деятельности и творчестве).

В рамках работы психофизиологического направления применяются различные здоровьесберегающие технологии:

  • сохранения и стимулирования здоровья

 Основная цель этих технологий направлена на становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Слайд 9

К ним относятся:

  • разминка и динамические паузы
  • дыхательная гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • подвижные музыкальные игры
  • релаксация

Слайд 10

Разминка, динамические паузы проводятся во время непрерывной образовательной деятельности. Двигательные игры разминки проводиться в начале, середине или конце музыкального занятия. Их основная задача - позволить сменить ребенку позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности и расслабить работавшие мышцы. Длительность -  2-5 мин., по мере утомляемости детей. Интенсивность упражнений не должна быть высокой.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

  • развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  • релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  • воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
  • обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
  • развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  • коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  • профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  • лечебную – способствовать выздоровлению.

Слайд 11

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи, которые способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).

Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения — выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

В процессе музыкальных занятий активно используем дыхательные гимнастики основанные на методике Александры Стрельниковой. В ее основе лежат, так называемые активный вдох и пассивный выдох. Каждый вдох производится одновременно с каким-либо движением. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса: «Игрушки сели на качели», «Кошечка спит», «Футбол», «Снегопад», «Бабочка». Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков: «Гудок паровоза», «Полет самолета», «Царство ветров», «Жук». Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов: «Умный молоток», «Паровоз», «Дрова».

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективным методом развития речи, а также мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Как методическое средство пальчиковые игры, хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени.

Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики.

При разучивании пальчиковых игр развивается речь, детская память, выразительность, расширятся кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство. Многие пальчиковые игры позволяют учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), различать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др).

На музыкальных занятиях детям особенно нравятся музыкальные пальчиковые гимнастики - музыка Л. Гаврищевой, слова Н. Нищевой, такие как - «Осенние листики», «Компот»,«Урожай», «По грибы», «На прогулку», «Кони», «Семья» и др.

Слайд 13

Подвижные музыкальные игры

Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности.  Музыкальные подвижные игры – это возможность реализовать естественную потребность в движении, один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников.

Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, дает чёткий сигнал к началу действия.

Музыкальные игры способствуют снятию напряжённости, раскрепощению дошкольников и объединению детей в коллективе. В своей работе использую музыкальные подвижные игры (программа «Праздник каждый день» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой): «Кто медведя разбудил» музыка Бокач, «Кто скорей ударит  в бубен?» музыка Л. Шварца, «Плетень», рус. нар.мел., «Охотники и зайцы», музыка Е. Тиличеевой, «Кот и мыши» Муз. Т. Ломовой и др.

Слайд 14

Релаксация

Использование релаксационных упражнений на занятиях способствует     положительному эмоциональному настрою, устраняются психологические зажимы, снимается усталость. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.  С их помощью релаксации у детей развивается пластика, координация.

Слайд 15

В психотерапевтическом и психологическом направлении деятельности музыкального руководителя используемкоррекционные технологии. Они используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, также направлены на коррекцию речи ребёнка.

К ним относятся:

  • артикуляционная гимнастика
  • арт-терапия (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия)
  • вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
  • логопедическая ритмика
  • психогимнастика

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Слушание является ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку лежит в основе других видов. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание также способствует развитию чувства ритма и темпа. Восприятие музыки детьми с ТНР становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь.

Пение, как вокалотерапия оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций,  обеспечивая коррекцию психоэмоциональных нарушений. Кроме этого выполняет лечебно-оздоровительную функцию, положительно влияя на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы.

Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с нарушениями речи:

  • формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
  • коррекция посредством певческой деятельности  вторичных отклонений в развитии, проявляющихся в нарушениях функций организма, а также в познавательной деятельности, особенно речи, эмоционально-волевой, личностной сферах.
  • развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слушать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
  • овладение вокально-хоровыми навыками (певческим дыханием, звукообразованием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем);
  • формирование певческих умений детей, исполнение песен с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него на занятиях, в игровой, досуговой деятельности, развитие предпосылок и элементарных творческих проявлений в вокальной деятельности;
  • усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию.

Трудности певческой деятельности дошкольников с нарушением речи связаны, прежде всего, с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи, слабостью праксиса.

Вокально-хоровая работа с такими детьми является очень важной стороной логопедической коррекции, поскольку она и способствует налаживанию работы артикуляционного аппарата детей данной категории, и развивает музыкально-слуховое восприятие, что, в свою очередь, помогает в становлении фоно- фонематической стороны речи.

В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи помогают в овладении выразительным «языком движений», формируют умение с помощью пантомимики, жестов передавать музыкальный образ в играх и танцах, испытывать чувство эмоционального удовлетворения от участия в музыкально-ритмическом движении.

В процессе движений под музыку у детей развивается произвольность психических процессов. Дети учатся выполнять движения в соответствии с характером,  темпом, ритмом, формой, динамикой музыкальных игр, плясок, упражнений.

Для повышения мотивации детей к музыкальной двигательной активности, мы используем предметы и атрибуты: игрушки, шарфики, султанчики, ленточки, платочки и т. д.Это способствует позитивному эмоциональному отклику детей.

В проведении музыкальных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития речедвигательной координации через сочетание слова и музыки.

На основе изученной мной научно-практической литературы и осознания огромной связи между работой мозга, крупной и мелкой моторикой человека, определила, что работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учетом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и музыкально-ритмического развития.

Содержание педагогической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений:

  • от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
  • от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
  • от диффузных движений к дифференцированным;
  • от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющей их дифференциации.

На фронтальных, индивидуальных и подгрупповых музыкальных занятиях используем несколько групп музыкально-речевых упражнений для коррекции и формирования речевого дыхания, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха:

- упражнения с палочками - ритм, темп, автоматизация звуков, связная речь (музыкально-ритмические упражнения логопеда-дефектолога Ю.А.Дерябкиной)

-упражнения со звучащими жестами - ритм, темп, модуляция;

-упражнения с музыкальными инструментами («Элементарное музицирование», посредством «пластических жестов», «звучащих жестов», музицирования с инструментами Т.Э.Тютюнниковой)

- упражнения с пением - плавность, модуляция, автоматизация, темп (игроритмика «Праздник каждый день» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой) 

- ритмические упражнения с заданиями на развитие чувства ритма и ориентировку в пространстве (упражнения с обручами;«Ритмическая гимнастика» пластическая и музыкальная импровизация А.И.Бурениной, «Этот удивидтельный ритм» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой).

        Использование музыкально-ритмических, логоритмических упражнений позволяет более эффективно корректировать имеющиеся у детей нарушения развития, что даёт возможность более легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Элементарное музицирование совершенствует чувство ритма и тембрового слуха. Полезно использовать такие произведения, как русские народные песенки-попевки, например, «Андрей-воробей», «Петушок», «Зайчик, ты зайчик» р.н.п., упражнение «Божьи коровки» и др.

Коррекционные задачи, выполняемые при игре на музыкальных инструментах, ориентированы также на развитие мелкой моторики при использовании таких инструментов, как колокольчики, дудочки, металлофоны, ложки; развитие координации движений — бубен, барабан, металлофон и т. д. Мы видим эффективность в работе с детьми с ТНР использование инструментов со звуками неопределенной высоты.

Положительные результаты в обучении этому виду музыкальной деятельности детей с проблемами особенно наблюдаются при использовании методики Карла Орфа, известного немецкого музыканта, педагога.

Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов. Приемы обучения игре на инструментах дошкольников с различными нарушениями определяются особенностями дефекта.

Слайд 16

Результаты работы в социально-педагогическом направлении, как показатель активизации потенциальных возможностей детей с ТНР в музыкальной деятельности творчестве, выражается в их достижениях. Ежегодно наши воспитанники становятся  участниками и победителями в фестивалях, конкурсах различного уровня.  

Слайд 17

Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В результате, у дошкольников появляется интерес к музыке, создаются эмоциональная отзывчивость и впечатления. Ребёнок успешно учится координации движений, тренирует свой артикуляционный и дыхательный аппараты, развивает память, музыкальный слух, внимание. Музыкальные занятия способствуют сохранению психофизического и социального здоровья детей с ТНР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад «Тополек» г. Волгодонска « Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР» Материалы к городскому методическому объединению музыкальных руководителей г. Волгодонска м узыкального руководителя высшей квалификационной категории Решетниковой Натальи Юрьевны 28 апреля 2022 г.

Слайд 2

Статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации по учёту детей с ОВЗ (517 343 – дети дошкольного возраста)

Слайд 3

г.Волгодонск 2021 « Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ...обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »

Слайд 4

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ – ЭТО УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕБЁНКА ОВЗ В ОБЩЕСТВО

Слайд 5

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Слайд 6

ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕСТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 2 ЭТАП 3 ЭТ АП 1 ЭТАП Этапы организационно-педагогической работы ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Слайд 7

Требования к структуре музыкального занятия с детьми ТНР:

Слайд 8

Направления развивающей и коррекционной деятельности

Слайд 9

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (психофизиологическое направление)

Слайд 10

Разминка и динамические паузы

Слайд 11

Дыхательная гимнастика

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика

Слайд 13

Подвижные музыкальные игры

Слайд 14

Релаксация

Слайд 15

Коррекционные технологии ( психотерапевтическое и психологическое направление)

Слайд 16

Мои достижения

Слайд 17

“Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы . Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”. Д. Шостакович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексных мероприятий, направленных на сохранение и формирование физического здоровья детей раннего возраста

Система комплексных мероприятий,направленных на сохранение и формирование физического здоровья детей раннего возрастаФедотова Е.Л., воспитатель младшей группы...

Консультация для педагогов ДОУ "Физическое воспитание как один из факторов сохранения психофизического и социального здоровья детей"

В презентации дается краткое описание влияния физической активности на развитие личности ребенка...

Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС

Цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектив...

Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС

Испоьзование новых форм развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальных средств  обучения способствуют формированию гармонической личности....