Картотека игр - фонопедические игры
материал

Захарова Галина Владимировна

Фонопедические игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonopedicheskie_igry.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Ночной лес»

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

«Весна»

Тики-таки! Чок-чок, чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!  Это март или апрель?

 Дети  проговаривают  словосочетания «Динь- Динь!»  и  «Кап – кап!»  по  нисходящей  звуковой линии  и  показывают  движение  рукой  сверху  вниз.

Тики-таки! Чол-чол, кто там по снегу прошел?

Тики-таки снег осел, грач веселый прилетел.

Произносят  «Чап – чап!» в  низком  регистре Поочередно  ударяя  ладонями  по  коленям

Тики-таки чоли-чек налился водою снег

Лучезарная весна птичьим щебетом полна

Подражают  щебету  птиц, сами  выбирая, голосом  какой  птицы  они  будут  петь.

Тики-таки, Чиви-чок! Голубеет ручеек

Вдаль уносит, чир-лили

Самоделки корабли

Произносят  «бл –л –л…», быстро  работая  кончи- ком  языка

«Страшная сказка» упражнение

Главное - глаза. История рассказывается тихо, с помощью глаз и интонации.       Задача: найти звук из   груди без атаки.

Название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику упражнения.  

                                                                                                                                                                                                                                                                        Здесь осваивается последовательность гласных в низком  нефальцетном  режиме (начинаем  с  p и доводим до f )

- угрожающая интонация - У, УО, УОА,

УОАЭ, УОАЭЫ.

- обратный порядок - Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Челюсти во время этого упражнения раздвинуты максимально.

Пальцы рук контролируют щеки, ненапряженную, губную комиссуру.

Эту сказку важно «прожить», прочувствовать.

«Вопросы-Ответы»  упражнение

На этом упражнении осознается наличие в голосе двух режимов гортани: грудного и фальцетного. Соответствие нефальцетного и фальцетного.

И.п.: Рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щек. На этом упражнении мы проверяем  регистровый порог. Основной элемент - скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой.

«Произнесение согласных» упражнение

 Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал  исходное положение, которое напоминает прямоугольник     Задача: сильно и активно произносить согласные звуки в следующей последовательности

  Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,3,Ж.

Каждый звук произносится 4 раза. Перед и после каждого звука делается бесшумный вдох ( ртом и носом ).  

Особенности  произношения: согласные «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкой губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ» и «БУХ»; согласные «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка; согласные «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания  рта, без движения челюсти. При произнесении остальных звуков важно прекращать четырехзначное повторение звука вдохом, т.е. осознать момент перехода выдоха во вдох. Все упражнения выглядят следующим образом: Ш,Ш,Ш,Ш; С,С,С,С; Ф,Ф,Ф,Ф; и т. д.

Произнесение слоговых сочетаний согласного и гласного.

Слоги необходимо повторять  неоднократно, добиваясь чистоты произношения.

па пэ по пу пы    пи пе пя пё пю

жи же жа жо жу

ба  бэ  бо  бу бы         би  бе  бя  бё  бю

ши ше ша шо шу

га гэ го гу гы              ги ге гя ге гю

ци  це  ца  цо  цу

ка кэ ко ку кы             ки ке кя кё кю

чи че ча чё чу

да  дэ до ду ды                    ди де дя дё дю

щи ще  ща щё щу

та тэ то ту ты                        ти те тя тё тю

ва вэ во ву вы                  ви ве вя вё вю

рэ ра ро ру ры    ри ре ря рё рю

фа фэ фо фу фы                    фи фе фя фё фю

нэ на но ну ны   ни не ня нё ню

за  зэ  зо  зу  зы                            зи зе зя зё зю

лэ ла ло лу лы  ли ле ля лё лю

са  сэ со су сы                       си се ся сё сю

мэ ма мо му мы    ми ме мя мё мю

«Осенние листья»

Тишина в лесу стоит

Еле слышно лист шуршит –

Ш-ш-ш. дети поднимают руки вверх и произносят тихо звук «ш»,

Ветер дунет сильней,

Листик зашуршит смелей

Ш-ш-ш – произносят звук «ш» громко на продолжительном и ровном выдохе

Снова ветер налетит,

Листик с веточки слетит.

П-п-п -  мягкими и точными движениями опускают руки и коротко и энергично произносят звук «п»

Потанцует, попоет

И на землю упадет

А-а-а – вращают кистями рук, поднимают руки и опускают их, произнося звук «а» от самого верхнего до самого нижнего звука

«Согрей ладошки»

Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.

«Волна» и «Крик – вой»

Упражнение представляет собою соединение в одном движении упражнение «Волна» и «Крик – вой». После «воя» на гласной «У»  интонация резко идет на штро-бас и гласный «А» с расслабленным языком на нижней губе.

«Крик – вой – визг»

 При переходе с «воя на визг» возможно срабатывание еще одного регистрового порога, переводящего гортань из фальцетного в свистковый регистр.

        Эти упражнения могут исполняться в одной тональности или со сменой тональностей по полутонам с учетом первого ограничения. Менее четырех раз исполнять нецелесообразно, так как не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки.

«Что случилось?»

Что такое? Что случилось?

Где-то что-то провалилось? «Бух!»- в низком регистре

Где-то что-то взорвалось? «Ба – бах!» - первый слог низко, второй – как можно выше.

Расплескалось? «Буль-буль..» - на одном дыхании.

Растряслось? «Тр-р-р..» - подъем и опускание звука по показу рукой.

Зашипело, «Ш-ш-ш…».

Заскрипело, Скрипучий звук (а…) на связках.

Забурлило, «Бл-л-л..»

Заскулило, «У-у-у..» - глиссандо сверху вниз

Зарычало, «Р-р-р..»

А потом опять сначала.

«Динозаврики»

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков: «У-О-А-И-скрип!

Четыре динозаврика, ура! Ура! Ура!        - Шагают на месте, на «ура» выбрасывают руки вверх

Мы любим петь и танцевать  тарам-па-ра-па-ра! – Руки на поясе, выполняют «пружинку»

Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить!  - Делают пальчиками «нос Буратино»

И мы всё время заняты, нам некогда грустить!    _  Разводят руки перед собой, затем указательным пальцем выполняют                                                                                                  

отрицательное движение.                                                                                      

«Злая кошка»

И. п: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой [А] – «злая кошка». В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе - одновременно ртом и носом). Одновременно руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта.

Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков

Каждый звук произносится четыре раза. Звуки «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка.

Гласные буквы произносятся а последовательности: А, А-О, А-О-У, А-О-У-Э, А-О-У-Э-Ы, А-О-У-Э-Ы-И.

Вибрант гортани (штро-бас-регистр)

х х х           крокодилий голосок –

х х х           он не низок, не высок…

х х х           рокот, шорох, скрип и

скрежет…

х х х           пасть разинет - уши режет

«Бегемот».

 На этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого нёба. Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп).

Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.

Сладко спит в своей постели бегемот -        [ХР]-[ХР]

Видит он во сне морковку и компот -        [ХР]-[ХР]

Спит он широко разинув рот -                 [ХР]-[ХР]

И во сне он громким голосом поёт: -        [ХР]-[ХР]

«Губной вибрант».

(Р) – на машине едем к маме -        (Р)

(Р) – мы не ели, мы не спали -        (Р)

(Р) – целый день мы за рулем -       (Р)

(Р) – всё нам было нипочем -           (Р)

(р) – ты, моя машина, не рычи -      (р)

(р) – ты, моя машина, не урчи -       (р)

(р) –ты, моя машина, не фырчи -    (р)

(р) – ты, моя машина, не ворчи -     (р)

«Волна» упражнение

Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» с все возрастающей силой тона, увеличением объема ротоглоточной полости (все большим открыванием рта). На штро-басе - язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих все большую высоту вздымающейся волны.

«От шепота до крика»

Скажите «раз, два» шепотом,

«три, четыре» тихим голосом,

«пять, шесть» средним голосом,

«семь, восемь» громко,

«девять!» очень громко,

«десять!!!» — крикните!

Повторите предыдущее упражнение с целью запомнить характер звука и энергетические затраты на крике «десять!!!», сразу же после этого крика поставьте рот в известное исходное положение, сделайте короткий бесшумный вдох и крикните три раза «А!!!» с все возрастающей энергией, стараясь сымитировать характер звука крика «десять!».

«Крик – вой»

Исходное положение: сильно открытый рот. После бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог на гласную «У» с широким открытым ртом (почти «О»). Звук на «У» должен иметь характер громкого воя.

«Песенка про смех»

 «толстый» голос: Это песенка про смех

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

Мы поем ее для всех

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

Так смеются медвежата,

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

И тигрята, и слонята.

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

Они басом все хохочут –

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

Все вокруг гремит, грохочет!

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

 «тонкий» голос: это песенка про смех.

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

мы поем ее для всех.

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

так смеются лягушата,

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

и цыплята, и мышата,

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

они тоненько хохочут –

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

всё вокруг свистит, стрекочет!

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

«Мы рекорд с тобой побили»

Мы рекорд с тобой побили

   По езде в автомобиле

(«тпр» - вибрация губ на одном уровне):

  Выше в горку поднялись, («тпр»- вибрация  губ на  глиссандо вверх.)

  А потом спустились вниз («тпр» - вибрация  губ на глиссандо вниз)

  Тут препятствие объедем («тпр»- вибрация губ на  небольшом глиссандо)

  И до садика доедем («тпр» - вибрация губ на одном уровне).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр: дидактические игры, игры-забавы, эмоционально-дидактические

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584306","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"334","width":"480"}}]]...

Фонопедические игры на развитие артикуляционного аппарата

Фонопедические игры на развитие артикуляционного аппарата...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Игра "Уникуб" (картотека заданий к игре )

Уникуб - это игра для детей с кубиками. Кубики из этой игры предназначены для создании у ребенка представлении о трехмерном пространстве. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы

Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....