Доклад в целях распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание в детском саду"
материал

Кулакова Ольга Владимировна, воспитатель, г.Новосибирск.    МКДОУ  детский сад № 333 Теремок

Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей.

 

 Задачи интеллектуального воспитания

-Умственное развитие ребенка;

-Развитие познавательной активности;

-Повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, воображения, восприятия..

Интеллектуального воспитания дошкольников должно осуществляться  в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии.

Содержание интеллектуального воспитания состоит из нескольких направлений:

1.Интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;

2. Интеллектуально-творческое воспитание- позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int_vospitanie.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Интеллектуальное воспитание дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей социальной  жизни.      В наше время повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память.

СЛАЙД 2  Интеллектуальное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях регулируется следующими законами и нормами:

•        Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) («В обр учреждениях  должна осуществляться просветительская деятельность - направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, творческого, физического воспитания человека»)

•        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). «Одной из основных задач ФГОС является создание условий, обеспечивающее интеллектуальное воспитание личности ребенка, удовлетворение его познавательных  потребностей и интересов.»

•        Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28.09.2020)

•        Основной образовательной программой МКДОУ д/с №333, составленной на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.).

СЛАЙД 3 Содержание интеллектуального воспитания состоит из нескольких направлений:

1.Интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;

2. Интеллектуально-творческое воспитание- позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

СЛАЙД 4

Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей.

 Задачи интеллектуального воспитания

-Умственное развитие ребенка;

-Развитие познавательной активности;

-Повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, воображения, восприятия..

Интеллектуального воспитания дошкольников должно осуществляться  в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии.

СЛАЙД 5

Модуль 1. Традиционные мероприятия

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Утренники

Интеллектуальные игры, викторины

КВН

Квесты

«КВН»,«Любознайка», «Зов джунглей» , «Самый умный»

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей формой в жизни ребёнка.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Существуют возможности применения данных знаний и умений.

Использование интеллектуальных игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти к познавательной игровой деятельности. 

Применение интеллектуальных игр в полной мере соответствует целевым ориентирам дошкольного образования и позволяет сформировать портрет выпускника в соответствии с рекомендациями  ФГОС:

1.        Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире);

2.        Способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3.        Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Викторины

Олимпиады

Конкурсы городского и международного уровня

«Классики- скоро в школу»

«МИР»

Содержательной основой данных форм познавательной активности детей может стать любая образовательная область.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути интеллектуального воспитания  детей дошкольного возраста, вовлекая  в них всех воспитанников  

СЛАЙД 6 Модуль 2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Организация интересных и полезных для интеллектуального  воспитания ребенка совместных дел ,позволяющие вовлечь детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них.

Опыты

Эксперименты

Проекты

-Проект «Профессии 21 века»

-Проект «Школа»

-Проект «Интеллектуальные игры»

Экологические проекты

.Организация участия детей и родителей в совместных мероприятиях города, основанных на принципах уважительного отношения к личности         ребенка, поддержки активной позиции семьи и детского учреждения.        

Различные конкурсы городского уровня: по ПДД, краеведению

СЛАЙД 7  Модуль 3. Взаимодействие с семьей- должно происходить постоянно, в системе

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Индивидуальные  беседы с родителями

Взаимодействие с         родительским комитетом, Родительские собрания

Родительские клубы

«Дни открытых дверей» Консультации для родителей.

Опросы

Анкетирование

Совместные детско- родительские шоу –«Мой ребенок», «Лучше всех»-очень успешные мероприятия. в которые родители воспитанников активно и с удовольствием вовлекаются. Видят участие и успех своего ребенка

Городские родительские собрания

СЛАЙД 8  Модуль 4. Сетевое взаимодействие- со сторонними организациями с целью интеллектуального воспитания

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Тематические занятия с представителями ГИБДД

Тематические занятия с врачами- стоматологами

Дети с удовольствием принимают участие в данных меропритятиях, для них это необычно и познавательно, когда представитель профессии рассказывает о своей деятельности

 

Экскурсии в школу №24

Экскурсии в дельфинарий

Экскурсии в дендропарк

Экскурсии в центр «Атом»

Дети познают новое не на картинках, дидактическом или видео материале, а на собственном опыте и восприятии

Интеллектуальные игры и викторины с детьми других детских садов (д\с330) и школы №24.

Потрясающий опыт и для детей, и для педагогов- встреча и интеллектуальная игра с детьми из других учреждений.

СЛАЙД 9   Модуль 5. Развивающая среда

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Развивающая среда по интеллектуальному воспитанию   в группе должна быть  разнообразна и подобрана с учетом возраста.

На начальном этапе это палочки Кюизенейра, блоки Дьенеша, конструкторы Lego, игры Воскобовича, игры-головоломки; игры по технологии «Соты Кайе».

Также представлены дидактические игры: «Цифры», «Формы», «Ориентация», «Разгадай головоломки», «Ребусы», «Прочитай по первым буквам», «Расшифруй слова».

Отличной системой для развития инженерного мышления детей являются конструкторы «Лего»

В старших группах предлагается детям конструктор «Куборо», Stem  игра Робомышь.

 В группе есть  большое количество энциклопедий на разную тематику.

Есть центр экспериментирования.

Соблюдены следующие принципы:

1.Насыщенность и содержательность

2.Трансформируемость пространств. Обеспечение  возможности изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации

3.Полифункциональность материалов 4.Безопасность среды -Соответствие сан-эпид правилам и правилам пожарной безопасности;

6.Вариативность среды. Периодическая  сменяемость игрового материала;

6.Доступность среды.-свободный  доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям

.

СЛАЙД 10 Модуль 6. Образовательная деятельность

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Непосредственно образовательная деятельность

Активизация  познавательной деятельности воспитанников строится  с помощью традиционных и нетрадиционных методов и приемов,

а также различных  игровых технологий. Умение правильно подобрать игровые методики-залог успешной работы с детьми.

Игры  помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний

В своей работе я  использую различные методы организации деятельности:

-игры: дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, интерактивные;

-игры- драматизации;

-игры с правилами;

-беседы;

-разбор проблемных игровых ситуаций;

-использование медиаматериалов;

-чтение художественной литературы;

-экспериментирование и исследование;

-метод проектов

Размещение материалов  на сайте детского сада.

Мероприятия города

Инновационная площадка с ИСДП Петерсон

Таким образом можно сделать вывод, что воспитание интеллектуальных компетенций дошкольников- это залог благополучия как отдельно взятого ребенка, так и общества в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педагогическому совету "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Наше здоровье держится на трёх китах: - сердечно-сосудистая система, - дыхательная система, - иммунная система. Для поддержания своего здоровья, необходимо с самого детства уделять им большое внимание...

Лекция "Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду"

В материале обозначены основные направления музыкального воспитания детей дошкольного возраста, методики и формы обучения....

Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.

Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития, на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармонично...

Доклад в целях распространения педагогического опыта «Коллективные интеллектуальные игры как средство реализации ФГОС ДО»

Распространение опыта по проведению интеллектуальных игр , а также    игр, направленных на социально- коммуникативное развитие дошкольников...

Доклад с целью распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание дошкольников"

Интеллектуальное воспитание дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подгото...

Доклад в целях распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание в детском саду"

Ну Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей.  Задачи интеллектуального воспитания-Умственное развитие ребенка;-Развитие познавательной активнос...