Методическое пособие лэпбук «Мой край- Югра» группа старшего дошкольного возраста (6-7лет)
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине.
Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС и обеспечивать:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интегрирование различных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой, художественно-эстетической)
- возможность структурировать сложную информацию;
- возможность разнообразить самую скучную тему;
- научить простому способу запоминания;
- компактное хранение большого количества заданий и игр в одной папке;
- возможность добавлять новые задания в кармашки;
- вариативность использования заданий.
Цель - расширение представлений детей о Ханты-Мансийском Автономном Округе.
Задачи:
-расширять знания детей о традициях народов ханты и манси;
-развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты и манси;
-развивать творческие и интеллектуальные способности детей;
-воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к малой Родине – Югре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине. Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС и обеспечивать: - возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); - разнообразие игровых заданий; - интегрирование различных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой, художественно-эстетической) - возможность структурировать сложную информацию; - возможность разнообразить самую скучную тему; - научить простому способу запоминания; - компактное хранение большого количества заданий и игр в одной папке; - возможность добавлять новые задания в кармашки; - вариативность использования заданий. Цель - расширение представлений детей о Ханты-Мансийском Автономном Округе. Задачи: -расширять знания детей о традициях народов ханты и манси; -развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты и манси; -развивать творческие и интеллектуальные способности детей; -воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к малой Родине – Югре.
Что такое лэпбук ( лепбук )? Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях . Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме . Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Форма занятий Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука . В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме .
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал ). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Зачем нужен лэпбук ?
Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком : держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель. Основа для лэпбука Но чтобы собрать все части лэпбука , наполнить их полезной информацией, разнообразными заданиями и упражнениями, сперва необходимо сделать саму папку- основу, украсив её титульную страницу в соответствии с темой. Необходимо помнить, что мы создаём пособие для дошкольников, значит, обложка должна содержать не только надписи, но и картинки, чтобы дети могли быстро сориентироваться и понять, что содержит в себе лэпбук . Для того, чтобы сделать основу для лэпбука формата А4, нам понадобится: 1. 3 плотных картонных основы формата А4 ( в качестве материала можно использовать гофрокартон или обычную моющуюся потолочную плитку) 2. Самоклеющаяся пленка (продается в строительных магазинах) 3. Канцелярский нож. При помощи канцелярского ножа вырезаем 3 заготовки формата А4
Из самоклеющейся пленки нарезаем полоски примерно по 5 см и приклеиваем к картону с двух сторон, оставляя зазоры между заготовками примерно по 1,5-1,7 см. Закрепляем при помощи пленки наши детали вверху и внизу , как показано на фото. Важный момент! Между деталями необходимо оставить расстояние, чтобы в процессе его наполнения "начинки" лэпбук мог свободно закрываться. Затем закрываем пленкой места сгиба и по 5-6 см запас вверху и внизу , а затем уже сверху доклеиваем дополнительные полоски, но уже покороче. Ну и в завершении добавляем полоски с боковых сторон, чтобы наша основа была закрыта полностью по всему периметру. Все уголки подгибаем во внутрь под углом 45 градусов. Именно по такой технологии переплет смотрится намного аккуратнее и эстетичнее .
В зависимости от назначения : - учебные ; игровые; - поздравительные , праздничные; - автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии , походе в цирк, каникулярном досуге и т.д .) Разновидности тематических папок
Разновидности тематических папок В зависимости от формы: Стандартная книжка с двумя или тремя разворотами; Папка с 3-5 разворотами ; Книжка-гармошка ; Фигурная папка .
Разновидности тематических папок
Кармашки и конверты Наиболее часто в интерактивной папке используют кармашки и конверты: с тандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки ; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали ; карточки; стрелки ; пазлы ; чистые листы для заметок и т.д. В них хранят карточки с заданиями, загадками, разрезные картинки, пазлы и другие виды игр . Их изготавливают: по шаблонам и распечатывают (чертят) на цветной бумаге для принтера, либо распечатывают уже готовые, в цвете и с надписями , кармашки из фетра , пакеты для дисков с прозрачными вставками, позволяют видеть, что внутри, они есть цветные , к онверты для писем, наклеив на них понятные обозначения игры и задания, которые вы туда размещаете . карточки разделители, на которых можно разместить загадки, сведения или задания т акже можно купить готовые конверты-папки в канцтоварах.
Кармашки и конверты
Кармашки и конверты
Не меньше нравятся детям и распашные модули в форме цветов, звездочек, снежинок. Раскрывая их, дети не только знакомятся с содержащимся внутри сюрпризом, но и развивают мелкую моторику, учатся контролировать свои действия, бережно относиться к материалам Распашные модули
Книжечки (блокнотики) внутри лэпбука могут быть нескольких видов: Обычные, со страницами одинакового размера. Чтобы разнообразить их, можно изготовить фигурные книжки — «малышки», вырезав и скрепив несколько страниц в виде снеговика, яблока, домика. Книжки-гармошки. Их легко сделать, приложив выбранный шаблон к сложеной гармошкой бумаге или вырезав готовую форму. Книжечки для лэпбуков
Движущиеся элементы и модули Неподдельный интерес детей вызывают движущиеся части лэпбука : круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности. Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо: Подготовить два одинаковых круга из плотной бумаги или картона. Верхний разбить на нужное количество секторов и вырезать один сектор, оставив в центре место для крепления. Нижний круг разделить на такое же количество секторов и разместить в каждом секторе картинку по теме лэпбука . Скрепить два круга в центре так, чтобы верхний вращался.
Процесс изготовления лэпбука Лэпбук «Мой край Югра» предназначен для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) На центральной стороне лэпбука располагается информация которая даёт представление о жилище хантов , мини макет чума, распашной модуль с основными традиционными промыслами хантов .
Правое полотно включает в себя дидактические игры по многообразию Растительного мира Югры: Дидактическая игра «Деревья и кустарники». Цель: расширять и обогащать знания детей о деревьях и кустарниках родного края, их особенностями произрастания, отличия и сходства. Варианты игры. «Разложи хвойные и лиственные деревья». «В чем сходство и различие деревьев?». Дидактическая игра «Ягоды и грибы». Цель: закрепить знания детей о ягодах, местах произрастания, целебных свойствах. Варианты игры: 1 . В лесах нашего округа растёт много ягод. Задание называется “Из чего сок и варенье?” Раздаются картинки с изображением ягод и дети должны сказать, какой сок или какое варенье получается из этой ягоды. Клюквенный – клюквенное Брусничный – брусничное Черничный – черничное Голубичный – голубичное Костяничный – костяничное Малиновый - малиновое 2 . «Угадай, где растет?» Дидактическая игра «Собери лукошко». Цель: Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым. Учить объяснять, как правильно собирать грибы.
Правое полотно включает в себя дидактические игры по многообразию Животного мира Югры: Дидактическая игра «Назови птицу» Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, узнавать и называть зимующих птиц, развивать познавательные способности. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». Цель: (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.) Дидактическая игра «Необычные птицы». Цель: дать детям представление о кочующих птицах, их особенности жизни; развивать познавательный интерес. Д идактическая игра «Плавает, бегает, летает». Цель: Закрепить знания о животном мире Югры. Учить выбирать из множества изображений животных только тех, которые обитают на территории округа. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания. Материал: 3 разноцветных панно – небо, вода, земля. Небольшие изображения животных, рыб, птиц обитающих в Югре. Дидактическая игра «Кто, где живет?». Цель: закрепить знания детей об особенностях жизни животных региона, их жилищах; развивать познавательный интерес, мышление. Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: учить детей определять лишний объект, объяснять свой выбор; развивать мышление, внимание. Дидактическая игра «Угадай, кто?» Цель: учить узнавать животных по описанию внешнего вида, повадок, особенностях обитания; развивать логику, внимание. Материал: картинки животных . В большой кармашке представлены картинки с описанием ягод, растущих на севере.
Левое полотно включает в себя: Пазлы « Собери картинку», Дидактическая игра «Найди музыкальный инструмент». Игра «Найди пару: орнамент» Кармашки с народными загадками, раскрасками, сюжетными картинками, по которым можно составить небольшие рассказы, государственные символы Югры Все дидактические игры и упражнения данного пособия направлены на ознакомление и закрепление знаний детей о малой родине- Югре.
Государственные символы ХМАО-Югры Флаг Герб Наш округ - седой богатырь Свой дух возродил величаво, Опора России - Урал и Сибирь! Гордимся Югрою по праву! Югра многоликая, делами великая Идет вдохновенно вперед! Мы пишем историю л юбимой Югории И славим Югорский народ! Под небом сибирской земли Богатства от края до края, И крылья надежды мы здесь обрели, Югру на века прославляя! Югра многоликая, делами великая Идет вдохновенно вперед! Мы пишем историю л юбимой Югории И славим Югорский народ ! Югра - ты прекрасный наш дом, Здесь ценят всегда человека, И нашим упорством, и нашим трудом Тебе процветать век от века! Югра многоликая , делами великая Идет вдохновенно вперед! Мы пишем историю любимой Югории И славим Югорский народ! Гимн ХМАО-Югры слова А.А. Радченко
Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине. Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС и обеспечивать: - возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); - разнообразие игровых заданий; - интегрирование различных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой, художественно-эстетической) - возможность структурировать сложную информацию; - возможность разнообразить самую скучную тему; - научить простому способу запоминания; - компактное хранение большого количества заданий и игр в одной папке; - возможность добавлять новые задания в кармашки; - вариативность использования заданий. Цель - расширение представлений детей о Ханты-Мансийском Автономном Округе. Задачи: -расширять знания детей о традициях народов ханты и манси; -развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты и манси; -развивать творческие и интеллектуальные способности детей; -воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к малой Родине – Югре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по физической культуре, для детей старшего дошкольного возраста. "Угадай, что за мяч и назови вид спорта!"
Обучающая игра позволит иннструкторам по физической культуре, а так же воспитателям в наглядном виде показать и рассказать про игровые виды спорта, какие бывают разновидности мячей, как называется тот...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-50112-1413579317.jpg)
Авторское методическое пособие "Радость в танце" для детей старшего дошкольного возраста
Данная авторская разработка направлена на развитие эмоционально-двигательной сферы детей дошкольного возраста, развитие образного восприятия. В пособии представлены разработки танцев от простых до сло...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-501102-1580104699.jpg)
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-144341-1352920786.jpg)
Учебно-методическое пособие по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность в саду....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1047943-1571325704.jpg)
Учебно-методическое пособие - лэпбук по правилам пожарной безопасности детей дошкольного возраста «Пожарная безопасность»
Противопожарная безопасность – одна из самых актуальных задач, которая стоит перед взрослыми. Задача взрослых довести до сознания ребёнка понятие, о значении огня в нашей жизни. И в то же в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1028929-1523029205.jpg)
Дидактическое пособие «Лэпбук «Город мастеров»» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Лэпбук «Город мастеров»»для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/03/picture-1141612-1556916293.jpg)
Методическая разработка Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность данного учебного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к в...