Родительское собрание
консультация (младшая группа)

Луданова Ольга Петровна

Выступление на родительском собрании во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание 47.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Родительское собрание

в ясельной группе

Подготовила: педагог-психолог

Луданова Ольга Петровна

д. Покровское

Сентябрь 2021 г.

Родительское собрание в ясельной группе.

План:

1. Цели, задачи и основные направления психологического сопровождения в ДОУ.

2. Условия успешной адаптации к ДОУ

3. Возрастные особенности детей 2-3 лет.

1. Цели, задачи и основные направления психологического

сопровождения в ДОУ.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребёнка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребёнка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
  • помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  •  развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
  • Психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

  • психодиагностика;
  • коррекция и развитие;
  • психологическое консультирование;
  • психопрофилактика, психологическое просвещение и обучение.

Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, коррекция отклонений психического развития.

Основными формами работы являются:

  •  групповые психокоррекционные занятия

(работа с проблемами в личностной и познавательной сферах),

  •  развивающие игры;
  •  индивидуальные психокоррекционные занятия;
  •  тренинговые занятия;
  •  занятия по подготовке детей к школьному обучению.

Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

     Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

     Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

     Консультирование проводиться по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребёнка.

     Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое просвещение и психопрофилактика.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, и родителей; актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности, предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.

Используемые программы:

-Л.М.Костина «Игровая терапия с тревожными детьми: «Сказочная шкатулка», «Самочувствие»,» Это - Я». СПБ: Речь, 2003.

-Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватсаюсь и радуюсь». Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2010.

-Куражева Н.Ю. Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. СПБ.: Речь, 2013 .

-Локалова Н.П. Локалова Д.П. Готовимся к школе.М.: Генезис,2014

-Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.  М.: Книголюб,2003

-«Тропинка к своему Я. Дошкольники» под ред. О. В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушиной. М.: Генезис, 2005

2. Адаптация к условиям ДОУ

В первую очередь, к посещению ребёнком детского сада должны быть готовы родители! Душевные переживания, чувство вины, что собственное чадо вы отдаете чужим людям, домашние споры между родителями – «пора» ли идти в детский сад, или можно ещё подождать, нарушают душевное равновесие не только родителей, но и малыша. Решение доверить дитя общественному воспитанию должно быть выверено и принято всеми членами семьи. Очень важно настроить ребёнка на встречу с воспитателем, и настроиться на расставание с ребёнком самому родителю. Доверить важную миссию – отвести малыша в детский сад, можно тому из членов семьи, кто спокойно и твёрдо объяснит ребёнку необходимость посещения группы, обсудит, как ребёнок проведет время в детском саду, и обязательно напомнит малышу, что его заберут домой, что его не оставляют здесь навсегда.

Ребёнку, поступившему в ясельную группу, необходимо хотя бы минимальные навыки самостоятельности. Например, проситься на горшок. К 1,5 годам ребёнок уже способен контролировать функцию кишечника, позднее у него появляется и способность более или менее регулярно контролировать позывы к мочеиспусканию.

Учить малыша раздеваться и одеваться начинайте ещё до 1 года, пусть хотя бы в форме активного сотрудничества с вами («Поднимими ручки!», «Дай ножку!»). После года ребёнок уже способен сам снимать с себя носки, шапку, колготки, трусики. После 2-х он сможет и одеваться, это ему легче будет сделать, если после раздевания одежда правильно уложена, вывернута на лицевую сторону, пряжки на туфельках расстёгнуты. Но полностью раздеться и одеться ребёнок способен только к 3 годам.

Очень важны навыки аккуратной еды, и прежде всего владение ложкой, умение сидеть за столом. Кормить ребёнка нужно усадив его на детский стульчик или за низенький столик.

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребёнок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребёнка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Специальные наблюдения показали, что в процессе адаптации к коллективу решающее значение приобретают умение и желание ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и с малознакомыми.

          Поэтому обратите внимание на развитие речи своего малыша. Может ли он, хотя бы в самой краткой форме отвечать на вопросы, обращается ли сам к взрослым с вопросами, просьбами?

          Вот, к примеру, мама говорит 1,5 годовалому Серёже: «Позови бабушку, скажи: «Бабушка, мама зовет». Или отец, предлагает 2-х-летней дочке, которая одна возится в песочнице: «Позови Таню играть, скажи: «Таня, давай играть вместе». Вспоминая мамины наставления о том, что надо делиться игрушками, Алёша молча тычет машинку девочке в грудь. ««Не надо так, - поправляет мама», - скажи: «Таня, возьми машинку» и т. д? Так постепенно воспитывается общительность- качество, столь необходимое в жизни! Развитию речи и мышления способствуют игры, основанные на вопросах и ответах. Постройте вместе с ребёнком дом из строительного набора и поместите туда игрушечных мишку, кошку, собачку. Взрослый предлагает ребёнку спросить: «Кто в домике живёт? И, показывая одного за другим обитателей домика, побуждает ответить: «Мишка, в домике живёт». В такой игре могут участвовать несколько детей.

          Желательно во время прогулок устраивать коллективные игры малышей- с мячиком, в «салочки», в «кошки-мышки». Научите своего ребёнка обмениваться игрушками, поочередно с другими кататься на качелях, самокате.

         Всё это поможет ребёнку быстрее и легче освоиться в детском коллективе, вступить в общение с воспитателями и другими детьми.

         Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребёнку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребёнка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс.

         Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребёнка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребёнку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

         Расскажите ребёнку о детском саде. Сходите на участок и посмотрите, а по возможности и поучаствуйте в играх детей примерно возраста вашего ребёнка.

         Заранее познакомьтесь с воспитателями и помощником воспитателя, расскажите об особенностях вашего ребёнка, его предпочтениях и привычках. 

Адаптация ребёнка к детскому саду.

         Не оставляйте ребёнка сразу на целый день. Но и не затягивайте с кратковременными посещениями.

         Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и

2–2,5 часа – днём. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов. Утреннее пробуждение то сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребёнка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения. Максимум внимания. Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребёнка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему. По возвращении домой из садика часто бывает, что ребёнок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми.

         Если ребёнку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребёнок в детском саду и сколько. Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребёнок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устаёт к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой. Ребёнок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоём, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтёт побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку весёлой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность. Не пугайте садиком. Если кроха возбуждён и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

         Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

3. Возрастные особенности детей 2-3 лет

         В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребёнка.

В этом возрасте вашему ребёнку важно:

маркированный список

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает своё тело, а также осваивает окружающее пространство.

маркированный список

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

маркированный список

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребёнка с миром, и в развитии его мышления. У ребёнка в этом возрасте быстро растёт словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

маркированный список

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

маркированный список

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребёнок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждёт от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребёнка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

маркированный список

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребёнок в 2-3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

маркированный список

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребёнку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

маркированный список

         То, что происходит прямо сейчас. Ребёнок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему ещё не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

маркированный список

         Понимать, что энергичный и активный ребёнок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

маркированный список

         Предоставить ребёнку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

маркированный список

         Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чём принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребёнок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

маркированный список

         Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

маркированный список

         Относиться к ребёнку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребёнок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

маркированный список

         Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребёнка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

маркированный список

         Понимать, что у маленького ребёнка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

маркированный список

         Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребёнка в случае возникновения трудностей. Злость или слёзы, когда у ребёнка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силён, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребёнка следует утешить или переключить его внимание.

Памятка для родителей

«Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  2. Установите чёткие требования к ребёнку, будьте последовательны в их предъявлении.
  3. Будьте терпеливы.
  4. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми
  6. Когда ребёнок с Вами разговаривает слушайте его внимательно.
  7. Если Вы увидите, что ребёнок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  8. Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
  9. Спрашивайте у ребёнка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь» он ответит, когда подрастёт.
  10. Каждый день читайте малышу.
  11. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления.
  12. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте….
  13. Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Приучайте к детскому саду постепенно! (несколько дней стоит находиться рядом с ребёнком в детском саду в течение нескольких часов, а затем забирать его домой).

Если беспокойная мама прощается с ребёнком несколько раз подряд с беспокойным видом, то у него возникает мысль: «Она беспокоится, значит, со мной может случиться что-то ужасное, лучше я не отпущу её от себя».  В итоге заканчивается всё истерикой.

Если ребёнок отказывается идти в детский сад, Вы должны проявить терпение и объяснить, что следует идти в детский сад так же, как родители ходят на работу.

Если ребёнок с трудом расстается с матерью, стоит некоторое время отцу приводить в детский сад ребёнка.

Если ваш малыш в первые дни устает от новых впечатлений, приходи домой измученный и нервный, то посоветуйтесь с воспитателем или сократите время пребывания в детском саду, или оставляйте дома 1-2 раза в неделю.

Помните! В каком бы возрасте ребёнок ни поступал в детский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ, требуется поддержка родителей.

Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него со сверстниками? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?      

Привычные родительские волнения и тревоги от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продлиться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребёнка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться, в зависимости от расширения круга общения.

Поэтому важно, чтобы любой новый опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребёнок раннего возраста постигал вместе с мамой, что поможет ему удостовериться в безопасности опыта.

Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребёнка от мамы в условиях детского сада.

1-й этап «Мы играем только вместе». В первое время, когда ребёнок ещё настороженно относится к детскому саду, мама является его проводником и защитником. Она побуждает его включаться во все виды деятельности, и сама активно играет вместе с ним во все игры. На данном этапе ребёнок и мама – одно целое.

2-й этап «Я играю сам, но ты будешь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несёт никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда ненадолго отлучается от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет её взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Здесь важно маме, отпуская ребёнка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш всё дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

3-й этап «Иди, я немного поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне. Хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке группы. У него появились любимые игрушки, он запомнил и выполняет простейшие правила. Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребёнка в приёмной. Главный момент в этой ситуации мама предупреждает ребёнка о том, что она ненадолго отлучиться.

Важно обратить внимание ребёнка на возращение мамы, на то, что мама его не обманула, она действительно отлучалась только на какое-то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

4-й этап «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Собираясь в детский сад, ребёнок уже знает. Что он будет находиться в группе один, и заранее на это соглашается. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, детьми, при необходимости общается за помощью.

Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребёнка.

Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей.

Как облегчить крохе процесс адаптации?

  • Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?» и т.д.
  • Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что своё, а что чужое. Как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
  • Отправляясь первый раз в сад, напоминайте себе, что вы его сами выбрали, поэтому с ребёнком здесь ничего плохого не случиться. Если вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряжённое состояние.
  • Дома спокойно объясните малышу, что там он как все дети, остается один, что вы непременно заберёте его после обеда, сна и т.д.
  • Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребёнок осваивается, не тормошите его, не позволяйте чужим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать («Ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно» и т.д.)
  • Вместе загляните в группу – обычно внимание малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое-то время забывает о маме. Подумайте: может вам стоит исчезнуть в этот момент?
  • Пообещав ребёнку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этом периоде.
  • Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребёнок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребёнка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации и после его окончания.

Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трём направлениям:

- характеристика родителями состояния своих детей в семье

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада

- оценка психоэмоционального состояния детей

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребёнка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребёнку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребёнку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребёнка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

  • создание для ребёнка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребёнка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребёнку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий учитываем специфику работы с маленькими детьми: ребёнок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребёнка.

Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребёнка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нём обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...