Статья (младший, средний и старший дошкольный возраст)
статья

Кулюкина Анна Сергеевна

«Коллекционирование как способ развития познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений. В целом дошкольный возраст – важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Одна из форм развития познавательного интереса – коллекционирование. При его рациональной организации у дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), уточняются и обогащаются знания об окружающем мире. Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире. Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор), целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный и художественный интерес. Собирательство – это собирание чего-либо, представляющего научный, художественный и т.п. интерес. Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Оно известно, как одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека. Систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу называется коллекцией.

Значение коллекционирования имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников:

  • Познавательно-исследовательская деятельность – это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.
  • В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.
  • В процессе коллекционирования развиваются речь и коммуникативные навыки (ребенок готов содержательно общаться по поводу своих коллекций как со взрослыми, так и со сверстниками.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребенка – дошкольника. Известно, что в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.

Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы, книги и журналы.

Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми). Сюда относятся детские рисунки, коллажи и даже книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты детских коллекций используются ими только для перебирания и любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них.

Детские коллекции представлены двумя основными формами: индивидуальные и коллективные. Они определяются разными мотивами, поэтому в соответствии с мотивацией можно условно выделить несколько видов коллекций:

  • Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания.
  • Познавательные коллекции – отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы.
  • Социальные коллекции – совпадение интересов детей, совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Так же коллекции могут быть временными и длительными. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Зимушка – зима» и т.д. Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д.

Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:

  1. выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если
  2. ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели,
  3. попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда
  4. бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или
  5. группе предметы;
  6. доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
  7. разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
  8. учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
  9. учет возрастных особенностей детей – в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем – фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
  10. педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки
  11. безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
  12. учет природоохранного аспекта – данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

Рекомендации к размещению коллекций:

  • группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
  • целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
  • коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
  • все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный:

  • накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
  • индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

2 этап – основной:

  • побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
  • чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
  • включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
  • работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

  • организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;
  • презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться

в различных видах детской деятельности:

  1. Познавательная:
  • развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);
  • развитие математических представлений – временные представления, счетные операции;
  • ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
  1. Игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
  2. Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
  3. Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
  4. Трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
  5. Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
  6. Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)

В различных видах деятельности с детьми могут использоваться различные формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования

может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время), в ходе непрерывной образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Познавательная активность детей в коллекционировании зависит от того, как взрослые относятся к собирательству. Но коллекционированием надо управлять, с самого начала поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Поэтому помощь родителей просто необходима. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, следует предложить консультацию, направленную на формирование положительного отношения к данному виду деятельности детей.

Таким образом, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста должно осуществляться в процессе различных видов их практической деятельности, ознакомления с окружающим миром путем специального формирования у него представлений и понятий, именно поэтому эффективным методом работы здесь может служить использование коллекционирования.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

ОБЖ: «Школа дорожных наук» Календарно –тематическое планирование( младший, средний и старший дошкольный возраст)

Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование(недельный план) по теме"Школа дорожных наук" для трех возрастных груп....

Картотека подвижных игр по плаванию для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

подвижные игры в бассейне для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

"Памятки для родителей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по ПДД"

В памятках раскрывается: что ребенок должен усвоить по правилам дорожного движения, приемы обучения навыкам безопасного поведения на дороге. Даны уроки дорожной безопасности, где рассматриваются разли...

Статья (младший, средний и старший дошкольный возраст)

Развитие полоролевых отношений дошкольников...