Методическая статья «Организация работы оркестра в ДОУ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Красавцева Марина Сергеевна

Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-metodicheskaya_statya.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методическая статья

«Организация работы оркестра в ДОУ»

ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ.

Вспомним, какие виды оркестров  можно организовать в детском саду.

Первый и самый простой – это шумовой оркестр.  В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы,  трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано. Этот оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (мы называем его пульсом, "часиками") и попадать "в долю". Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.

Второй вид оркестра  ударный.  Именно этот вид оркестра я чаще всего использую на занятиях и утренниках  в старших возрастных группах (если у вас «сильная» средняя группа, пробуйте ударный оркестр и с этими детьми).  Здесь мы добавляем ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Начиная знакомство со звуковысотными ударными с приёма "глиссандо", постепенно перехожу на игру "по нотам", и к концу года дети уже успешно с этим справляются. Если у вас сильная средняя группа, то исполнение на металлофоне  «по нотам»  лучше включить в оркестр только в конце года, в сентябре  можно использовать технику «глиссандо».  

Третий вид оркестра - смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы)  или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т.п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно. Затраченные усилия дадут радующий сердце результат: ваш оркестр "засияет" новыми тембрами! 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

С чего же начать обучение детей игре на музыкальных инструментах? Конечно, со знакомства с инструментами. Бывают дни, когда внимание детей рассеяно, и как бы мы не старались, занятия в такие дни не приносят желаемого результата. Не огорчайтесь, посвятите этот день знакомству с музыкальными инструментами.  Вы будете удивлены тому, как полное невнимание детей изменится на неподдельный интерес. Покажите инструмент, назовите его, дайте послушать, как он звучит, объясните, как правильно на нем играть, чтобы получился красивый звук. Обязательно покажите, что происходит со звуком, если инструмент держишь не правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно  попробовать сыграть эту же пьесу с детьми. Я гарантирую вам, что обещание поиграть в оркестре будет для ваших детей сродни обещанию сладкого после обеда!

Начинать знакомство нужно с более  простых инструментов: маракасов бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он "зазвучал", необходимо научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать некий навык. (Вы, наверняка, заметили, что в последнее время увеличилось количество детей с гипертонусом мышц. Дети «зажаты».)  Не стоит с первого занятия требовать ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения, пусть для начала дети почувствуют прелесть собственного исполнения и у них появится желание играть. Только после этого вы можете переходить к следующему этапу: работа над ритмом (метром), динамическими оттенками и звукоизвлечением. С оттенками обычно не возникает проблем, здесь верный помощник фортепиано. А вот проблемы с ритмом и метром будут постоянно, независимо от возраста детей. Ведь, чем старше будут становиться дети, тем более сложные произведения они будут исполнять. Что можно посоветовать?  Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Во-первых, прохлопывать детям проще, чем играть (ведь собственные ладошки - давно знакомый и привычный инструмент). Во-вторых, внимание детей сконцентрировано на правильном (ритмичном) исполнении своей партии, не отвлекает инструмент в руках. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Между прочим, прохлопывание мы не прекращаем вплоть до выступления на утреннике, именно с этого на каждом занятии начинается работа с оркестром. Еще один проверенный и результативный способ работы над сложным ритмом: на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения), и  во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух. Не будь этого простого, но очень эффективного способа, думаю, что многие пьесы нашего репертуара так и не "дозрели" бы до концертного исполнения. Работе над метром так же поможет проговаривание слов.  Мы используем простейшие «тик-так», «дин-дон». Все это особенно важно, если вы работаете с логопедическими группами, т.к. у этих деток очень серьезные проблемы с ритмом, координацией и вниманием. Постоянное проговаривание ритма и метра поможет сконцентрировать внимание детей  и упростит исполнение музыкальных партий. Для достижения лучшего результата можно упражняться на прохлопывании ритма считалок, или песен, которые вы разучиваете.

Разучивание оркестровых партий подразумевает работу по подгруппам. Но вы же знаете, мои дорогие коллеги, что в это время остальная часть группы присутствует в музыкальном зале. Чтобы не охладить «творческий пыл» незадействованных детей, я обычно предлагаю детям помочь друг другу. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. С одной стороны, дети не отвлекаются, с другой, открывается прекрасная возможность потренировать чувство ритма и проучить все оркестровые партии сразу со всеми детьми.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. К правильному звукоизвлечению и ритмичности  добавляется понятие звуковысотности. Эти партии лучше разучивать на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Есть металлофоны, на которых написаны названия нот и это упрощает разучивание партии, т.к. в старших группах дети имеют навыки чтения. После определенной тренировки они достаточно просто ориентируются с местоположением звуков на инструменте. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. На некоторых инструментах пластины окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам. Помогайте детям: при разучивании партии вполне уместны такие подсказки, как: «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

Здесь я повторюсь, но это не будет лишним. Любой музыкант знает, как важно правильно поставить руку начинающему исполнителю, поэтому нужно сразу научить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать звук. Не стесняйтесь постоянно обращать на это внимание детей, ведь от этого зависит красота звучания вашего оркестра, а значит, и удовольствие от музицирования!

ЧТО ДАЮТ ЗАНЯТИЯ В ОРКЕСТРЕ

1. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.

2. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки.

3. Занятие в детском оркестре развивают у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

4. Хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины, расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

5. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей.

6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

 7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей...

А ведь это и есть основные задачи, которые мы ставим перед собой, занимаясь музыкально-эстетическим воспитанием детей. Что особенно приятно, занятия в оркестре дают возможность решить эти задачи с отличными результатами, т.к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация работы с родителями в подготовительной группе".

Организация работы с родителями в подготовительной группе...

статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"

статья "Организация работы с педкадрами по экологическому воспитанию дошкольников"...

Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.   И поэтому я  считаю,  что  в силах педагога   восстанавливать  и...

Статья "Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ"

Статья "Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ"...

Статья "Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет форми...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...