Проект "Мы-друзья природы"
проект (старшая группа)

Позднова Наталья Николаевна

Детский информационно-творческий экологический проект  «Мы друзья природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46» Ленинского района г. Саратова

Детский информационно-творческий экологический проект

                              «Мы друзья природы» 

Разработчики:

Павлова С.В.,

Позднова Н.Н.

Г.Саратов

2022г

Пояснительная записка

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,         

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Проект разработан  на основе  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой,   в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования для воспитанников среднего дошкольного возраста, на основе Образовательной программы МКДОУ,  парциальных программ и технологий:  С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.В.Гончарова, З.А.Михайлова «Детство».

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный 

Возраст: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети старшей группы, родители воспитанников.

Объект исследования: мир природы

Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.  

Проблема: Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

  • Что ты хочешь сделать?
  • Зачем тебе это нужно?
  • Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет? 

Подумай о последствиях! 

Зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней

 Задачи:

Обучающие 

  • Формировать элементарные представления об окружающем мире. Уточнить, и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть.
  • Познакомить с условиями жизни комнатных  растений.
  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
  • Обогащать словарный запас детей.

 Развивающие.

  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения)
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу,  вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

  Воспитательные. 

  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и ко всему живому на Земле.

Родители:

  • пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
  • развивать совместное творчество детей и родителей;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Методы:

 - метод наблюдения;

- метод сравнения;

- анкетирование;

- метод анализа и обобщения.

   Формы работы с родителями  

  • консультации для родителей,
  • беседы,
  • смотры-конкурсы, конкурсы.    
  • анкетирование,

Актуальность проекта.

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. 

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности, применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, а так же не достаточно уделяется внимания дома со стороны родителей.

И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.

Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.

2.«Музыкальное», где разучиваются музыкальные произведения в соответствии с тематикой.

3.  Образовательная деятельность:

- ознакомление с окружающим, развитие речи,

- рисование, аппликация,

-физическая культура.

4.Совместная деятельность:

-дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, физкультминутки.

 5.Самостоятельная деятельность:

-трудовая, художественная, игровая деятельность.

Ожидаемые результаты.

  • В результате проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе: пополнится и расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
  • Воспитанники научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, что позволит приобрести новую информацию, узнать что-то новое через экспериментирование. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • У воспитанников повысится интерес, активность, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с природой, что позволит   отражать свои наблюдения, знания в творческой деятельности.
  • Вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране, у них повысится желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, станут более бережно относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. (животным, птицам, насекомым,  растениям). 
  • Воспитанники будут не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будут пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо. 
  • Обогатится словарный запас.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о природе;
  • продуктивная деятельность детей.
  1. этап – заключительный
  • презентация проекта
  • оформление выставки детских работ
  • экологическая сказка

Реализация проекта

Работа с детьми:

Понедельник

- Беседа на тему: «Лес - многоэтажный дом»

-  Сочинение небольших рассказов «Придумай сказку про капельку», 

- Опыты «Живая вода» 

- Отгадывание загадок о зимующих птицах.

- Чтение Ушинский «Спор деревьев» 

Вторник

- Беседа на тему: «Как человек охраняет природу»

- Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин» 

- Сочинение экологической сказки: «Нет места мусору!» 

- Чтение Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»,

- Труд в уголке природы Посев семян цветов и овощей. 

-Просмотр м/ф «Серая шейка»

Среда

- НОД Аппликация «Цветущая яблоня» 

-НОД Ознакомление с миром природы «Природа – наш общий дом» 

- Проблемная ситуация «Пчела защищается вынуждено»

- Разучивание поговорок о птицах. 

- Опыты «Как устроены перья у птиц» 

- Трудовая деятельность в уголке живой природы 

Четверг

-НОД Исследовательская деятельность «Юные экологи» 

- Беседа на тему: «Роль воды в появлении жизни на Земле»

- НОД Рисование иллюстраций к экологической сказке собственного сочинения «Нет места мусору!» 

- Дидактическая игра «Чей хвост?» 

- Чтение художественной литературы Гаршин «Лягушка-путешественница»,

- Составление рассказа по серии картинок «Волшебное семечко» 

- Работа в раскрасках «Птицы» 

Пятница

- подвижные игры «К названному дереву беги!»   

- «Экологическая сказка»

- Проблемная ситуация «Что было бы, если бы исчезла вода?»

- Опыт «Как влияет солнце на растение?» 

- Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели, 

Работа с родителями:

-анкетирование

-  Конкурс поделок «Необыкновенные цветы»

-  Акция «Подарим бумаге вторую жизнь», «Добрые крышечки»        

- Консультация для родителей на тему: «Воспитание любви к природе» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...