Мастер-класс для родителей и детей «Снятие психоэмоционального напряжения у детей»
план-конспект занятия (старшая группа)

Денисова Виктория Викторовна

Конспект занятия направленный на обучение родителей методам снятия эмоционального напряжения с детьми и родителями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности «Снятие психоэмоционального напряжения у детей»

Цель: расширить арсенал психолого-педагогических приемов родителей, направленных на улучшение эмоционального здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

-создать позитивный настрой на взаимодействие в группе;

-расширить представления и знания родителей о приемах снятия эмоционального напряжения у детей.

Здоровье — это “правильная, нормальная деятельность организма”. «Психологического здоровья»? Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Создание благоприятного климата дома и в детском саду, повышение самооценки, эмоциональная разгрузка, смена деятельности детей, режим дня и отдыха и др. способствуют сохранению психологического (в т.ч. и эмоционального) здоровья детей в дошкольном возрасте.

Когда эмоциональное напряжение не снимается в течение долго времени, оно копится. Вот, примерно так (психолог надувает воздушный шар). В  конечном итоге может случится срыв, в виде истерики. Истерика – моментальный выплеск эмоций. Вот примерно так (психолог лопает шар).  А если знать и использовать методы снятия напряжения, то плохая энергия не будет копиться, и не принесет вреда ни ребенку, ни окружающим (психолог сдувает шар).

Сегодня мы выучим несколько приемов снятия психоэмоционального напряжения.

Существуют разные релаксационные игры:

  • игры помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела;

Для профилактики напряжения или стимуляции расслабления можно использовать игровые упражнения такого плана:

1. «Улыбка»: Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Взрослый: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться шире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

2.«Ёжик»: Представь, что ты маленький ёжик и идешь по зимнему лесу. Вдруг подул сильный морозный ветер. Ёжик сжался в клубочек и задрожал от ледяного порыва. Но вдруг выглянуло солнышко и погладило ёжика теплым лучиком по спинке и он развернулся, потянулся и улыбнулся ласковым лучикам.

3. «Медвежонок»: Представь, что ты медвежонок. И играешь с шишками. Ты берёшь шишку и разламываешь её на две части. Для этого нужно много силы, хорошенько напряги пальцы рок. И брось шишку на пол — стряхни руки, расслабь кисти.

4. «Лимон»: Процедура проведения. Взрослый предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

5. Релаксация «Поза покоя»:  Цель: освоение и закрепление  позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить, глаза закрыть. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать. Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно — Расслабление приятно! (https://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/metody-samoregulyatsii-i-snyatiya-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya-u-detey/ )

Если возникла проблема.

1.«Возьми себя в руки». Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что ты забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, остановись на секунду. Поставь ноги чуть шире плеч, обхвати ладонями плечи и сильно прижми руки к груди,  – это поза выдержанного человека».

2. «Врасти в землю»

Попробуй сильно-сильно надавить стопами на пол, руки прижми к туловищу, сожми зубы, напряги шею и спину.
Ты огромное крепкое дерево, у тебя мощные корни, и никакие бури тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

3. «Барабанщик»: ритмично двумя руками (ладонями), барабанить по ровной поверхности.

После нормализации эмоционального состояния можно вместе поискать конструктивные пути решения проблемы или продумать действия, которые предотвратят её возникновение.

  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;

1.«Часики» Проведение: сегодня мы будем с вами часиками. Станьте прямо, ножки слегка расставьте, ручки опустите вниз. Мама часики завела, и они стали тикать: тик-так. Размахивание руками вперед назад.

2.«Согреем бабочку»

Ведущий показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки (дыхательное упражнение: открыть рот и произнести длительный звук "А"). Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают глубокий вдох через нос и выдох через рот (на выдохе вытянуть губы трубочкой, произнести долгий звук "У").

3."Задуй свечу". Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

  • игры помогающие добиться состояния релаксации путем массажа:

1.«Солнечный зайчик» (для детей с 4лет, Н.Л. Кряжева) Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза     Закрой их. Он побежал дальше по лицу, — нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя,  а ты погладь его и подружись с ним» (https://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/metody-samoregulyatsii-i-snyatiya-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya-u-detey/ ).

2. Массаж в парах.

Для тела:

 «Дождь, дождь! Надо нам, расходиться по домам.

(Хлопки ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек!

Нынче праздник у лягушек.

(Поколачивание кулачками по спине)

«Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят»

(Постукивание пальчиками по спине).

Дополнительные способы:

1. Физические нагрузки. Групповые игры и упражнения в спортивном зале, также способствуют снятию психоэмоционального напряжения у детей. Соревнования и различные детские спортивные олимпиады помогают ребенку отвлечься, настроиться на позитивный лад и раскрепоститься в общении.

2. Так же одним из эффективных способов борьбы с психоэмоциональным напряжением являются игры с сыпучими материалами: рисование на манке, пересыпание различных круп, просеивание, поиск предметов разной величины и формы в ёмкости с чечевицей.

3. Игры с использованием воды: переливание, перенос воды с помощью губки, вылавливание ложкой шарика для настольного тенниса из ёмкости с водой, выдувание мыльных пузырей и игра в рыбалку.

4. Плавание и занятия в воде. Так как, вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение не только мышечное, но и психоэмоциональное. А также укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия). Таким образом, водные занятия стимулируют умственное и физическое развитие ребенка.

5. Свободное и тематическое рисование. Хорошо помогает снизить негативные эмоциональные состояния рисование пальцами на ватмане, лепка из пластилина, и теста. В ходе творческой деятельности достигается эффект расслабления, необходимый для снятия психоэмоционального напряжения.

Сейчас мы с вами будем рисовать. Присаживайтесь за столы. Я включу музыку. Сначала послушайте её. Потом довертись своим чувствам и ощущениям, и начните рисовать всё, что вам хочется. Это могут быть просто полосы, каракули, геометрические фигуры. Первым начинает рисовать ребенок, обсудите с ним, что он хочет нарисовать. А затем уже молча, не разговаривая, создавайте свой рисунок.

Просмотр работ.

Заключительное слово педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Снятие психоэмоционального напряжении у детей в ДОУ» или «В краю хорошего настроения»

Знакомство педагогов со способами коррекции у детей психоэмоционального напряжения доступными для детей дошкольного возраста средствами и освоение их на практике....

Практикум для родителей «Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей»

Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального...

Практикум для родителей «Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения, спортивные кружки и различные секции они получают большое количество информации, устают физически и эмоционал...

Консультация для родителей "Снятие психоэмоционального напряжения у детей"

Материал представлен в виде игр, способствующих снятию нервного напряжения у детей. Если во время не сбросить нервное напряжение, то оно может перейти в стадию невроза у ребенка....

Мастер-класс « Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».

   Одной из важных проблем в работе с детьми - сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего поддер...

Консультация для родителей «Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей.»

Консультация для родителей «Игры на снятие психоэмоционального  напряжения у детей.»...