Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании дошкольников Доклад
материал

Кардашевская Ольга Юрьевна

Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании дошкольников Доклад

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш» города

Балашова Саратовской области»

РМО

Тема: «Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

                                                   

Музыкальные руководитель

высшей квалификационной категории

                              И.К.Великанова,

музыкальный руководитель

О.Ю.Кардашевская

г.Балашов – 2019г.

 

ФГОС ДО, социальный заказ родителей на качественные образовательные услуги демонстрируют необходимость применения таких технологий образования  и  воспитания детей, которые  позволят более полно использовать развивающий потенциал детского сада, соответствовать запросам основных потребителей услуг дошкольного образования

.По определению Бориса Тимофеевича Лихачева «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

Т.е. это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. 

Изменяется содержание образования в ДОУ: педагоги могут выбирать и конструировать педагогический процесс. Активно используются  современные педагогические технологии. Так например, в общеобразовательной программе нашего детского сада заявлены следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, элементы ТРИЗ, здоровьесберегающие, исследовательской деятельности,  ИКТ в которых необходимо ориентироваться педагогу, воспитателю.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. 

В основе педагогических  технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Какие же педагогические технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

I.Здоровьесберегающие технологии.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, ритмопластика, психогимнастика, физкультминутки, музыкотерапия, и др.

(Слайд. Книга.)

Тат как я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по программе Наталии Валентиновны Нищевой, в своей работе я использую занимательные логопедические распевки, музыкальные упражнения пальчиковой гимнастики и подвижные игры, созданные авторами для коррекционной работы с детьми в логопедических группах ДОУ, которые способствуют координации речи с движением, развитию чувства ритма.

(Например:«Грузовик» «Пчела »Л.Б.Гавришевой, Н.В.Нищевой.)

(Слайд. Фото детей.)

Логопедические распевки могут использоваться по прямому назначению на музыкальных занятиях, а также в качестве физкультминуток на занятиях других специалистов в логопедических группах.

Учитывая, что сейчас дети с ФФНР находятся в общеразвивающих группах актуально использование логопедических распевок в процессе НОД по музыкальному развитию и режимных моментах во всех дошкольных группах.

(Слайд. Книга.)

Еще один сборник «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Н.В.Нищевой, муз.К.Л.Обуховой, в которой предложены:

-упражнения со звукоподражаниями: «Лягушки»

На полянке, на опушке

Скачем, скачем, как лягушки,

Где высокая трава.

-Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

-  упражнения для уточнения звуков:«Кузнечики»

«Мы кузнечики мы скачем,

Мы смеемся, а не плачем.

Громко-громко мы хохочем

Мы хохочем и стрекочем:

«Ц-ц-ц!»

-упражнения для развития подражательности: «Птичья стая»

Превратились в птичью стаю.               Дети бегут по кругу на носочках,

Улетаем, улетаем.                                  изображая птиц.

Машут крылья на прощанье:

«До свиданья! До свиданья!»

- упражнения для слухового внимания и чувства ритма: («Дождик», «Топотушки»).

Использование в тесной связи движения, музыки и пения позволяет развивать у ребенка просодическую сторону речи, тонкую и общую моторику, чувство ритма, а также творческие способности и воображение.

II. Игровые технологии.

Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.

(Слайд. Книга.)

Использую учебно-практическое пособие «Игры-забавы по развитию мелкой моторики».

Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики ребенок слушает, запоминает и выполняет инструкции. С одной стороны -  двигательная активность ребенка помогает интенсивно развивать его речь, с другой – формирование движений происходит при участии речи.

Музыкальное сопровождение развивает музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создает ребенку благоприятную атмосферу для занятия.

Лексический материал отобран в соответствии со списком программной литературы для детского сада. Широко используются те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения дошкольников, привлекая своей живостью и эмоциональностью – народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

(Например: «Мячик» муз.В.Горякина, сл.А.Барто)

Наша Таня громко плачет:           Дети сдвигают брови, качают головой,

                                                        обхватив  голову руками.

Уронила в речку мячи.                 Показывают недоумение и удивление:

                                                        приподнимают плечи, брови и разводят руки в

                                                        стороны.

-Тише,                                            Прикладывают указательный палец правой

Танечка, не плачь                         (левой) руки к губам. Затем грозят им.

Не утонет в речке мяч.                 Покачивают указательным пальцем правой

                                                       (левой) руки – отрицательный жест.

(Слайд.)

Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

Коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные  игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы.)

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности.  Такие игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.

Игры на внимание: «Ищи» Т.Ломовой, «Найди пару» латв.н.м., «Узнай по голосу» В.Ребикова, р.н.игра «Летели две птички»- фото)

 «Ритмические диалоги». 

Это особая форма групповой коммуникации. В данном случае, хорошо усвоенный текст, проговаривается «про себя». Руководитель начинает хлопками (или, как – то иначе) ритмизировать текст. Например, он «озвучивает» первую строчку, а остальные участники группы должны продолжить в том же ритме вторую строчку.  Третью строчку снова – руководитель, а последнюю – один из членов группы, подгруппа или вся группа. Можно поменять ритмический рисунок и «в режиме диалога» продолжить игру.

***Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.

(Другой вариант: Хлопки можно заменить игрой на музыкальных инструментах.)

(Четная строка поется вслух, нечетная про себя.)

В траве сидел кузнечик,                            вслух

В траве сидел кузнечик,                            поем   про себя, хлопаем

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                                 поем   про себя, хлопаем

Представьте себе, представьте себе        вслух

Совсем как огуречик.                                поем   про себя, хлопаем

Представьте себе, представьте себе        вслух

Зелененький он был.                                 поем   про себя, хлопаем

Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

Виды коммуникативных игр.

Приветствия. 

Игры-приветствия привлекательны для  играющих. 

Игра «Встречные поезда» проводится в  двух концентрических кругах. Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку.  По окончании музыки  «выглядывают  в  окошко» («окно» образуется соединением рук), приветствуют пассажиров   встречного   поезда  (здесь  уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»).   Можно помахать шляпой,  послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость.  Затем  участники игры  должны придумать свои варианты приветствий.  Чтобы в парах  «встречались»  разные дети,  нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны  «соединены» каким-нибудь необычным способом,  например: легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п.

Игра «Кто поздоровался?»Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: «Здравствуй, Ваня!». Водящий подходит к тому, кто по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.

Игра «Поезд»(вариант). Под сюжетную музыку, например: «Голубой вагон» В. Шаинского, два «состава» двигаются по двум направлениям. Сделав круг,  дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: «Приветная», «Поклонная», «Сними шляпу»... Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки,  приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками...

(Слайды.)

Игры с именами.

Потенциальные возможности  для развития коммуникативных навыков  несут в себе коммуникативные и речевые  игры с именами. Играющим  предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя – большое или  маленькое. Имя  можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.

Используя элементы игровой технологии творческого музицирования Т.Э.Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого совместного игрового взаимодействия.

***Сейчас мы с вами поздороваемся. Когда я была маленькой меня никто не звал Ирина Константиновна. Меня как звали? (Ирина, Ира, Иришка, Ирочка, Ириночка.)

Вот сейчас я скажу имя про себя, а вы скажете мое имя ласково. Вот так

мы поздороваемся.

Педагог: И-ри-на (хлопает в ладоши),

Дети: И-ри-ноч-ка (хлопки по коленям.)

(И так все друг за другом произносят свое имя.)

***Слова-фрукты: лимон (2 хлопка) - мандарин (3 хлопка по коленям), банан (2 хлопка) – апельсин (3 хлопка по коленям.)

(Дети сначала проговаривают с хлопками, затем с закрытыми глазами, и в конце под музыку. («Полька»)

***Игра «Что сказал барабан?» (по ритму определяют: шаг, бег, поскоки (пунктирный ритм), замереть на месте в любой позе (один удар.)

***Импровизация: Каждый по-своему танцуют под муз. «Вальс» фото, музыка останавливается, дети останавливаются в той позе, на которой остановилась музыка.

Коммуникативные танцы− это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце-игре, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.

Коммуникативный танец, это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.

Например, «Здравствуйте!», «До свидания!», «Приглашение» укр.н.м.обр.Г.Теплицкого, «Потанцуй, со мной, дружок» фото англ.н.м., «Зашагали ножки» фото) и т.д.

Зашагали ножки                                  Дети ходят врассыпную по залу.

Прямо по дорожке,

А в конце дорожки

Встали наши ножки.

«Здравствуй», говори!                        Находят себе пару, здороваются        

                                                              руками.           

«Здравствуй, здравствуй!»                   

Снова повтори!

(Слайды.)

Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. 

  • игры на внимание («Танец-игра с игрушками», «Бинго», и др.)
  • игры на перестроение:

«Игра с перестроениями» бабочки фото- предполагают собой построить детей в шеренгу, в

круг, в два круга (один в другом или в два отдельных), а также изменять

построения, переходить из одного в другое.

Задача: научить детей ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения и построения правильно и быстро.

Одним из эффективных приемов - использование карточек-схем: (Круг, шеренга, построение двух кругов, диагональ.)

На столе лежат бабочки желтого и сиреневого цвета. Педагог предлагает выбрать бабочку. Под музыку бабочки летают, как только музыка остановится, дети строят фигуру, которую показывает педагог.

(Слайды. Карточки-схемы.)

Русский педагог К.Д.Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядное обучение,  по словам К. Д. Ушинского, «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».

Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

  • игры со сменой партнера («Веселые пары», «Озорные козлики», и др.);
  • сюжетные танцы-игры («Сапожники», «Танец с гусеницей» и т. д.).

В подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, а также для совместных игр-танцев детей с родителями (например, «Собрались на праздник все мои друзья», «Тетя Весельчак» (ко дню Матери), «Бим-бам-бом» на празднике 8 Марта.)  «Если хочешь научиться танцевать» фото

(Слайды.)

Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Одно из важных направлений использования подобного материала — это коррекционная работа с детьми. Он является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых, помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения.

***Коммуникативные танцы-игры  -  хореограф Ольга Киенко.

Музыкально-дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры, т.е. развивает музыкальные способности. В разделе музыкально- дидактические игры – применяю озвученные презентации («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение» и т.д.) помогает ребенку  сначала узнать задание а потом проверить правильность выполнения его.

Проверим музыкальный слух, различие тембров.

(Например: Игра на развитие тембрового слуха: «Пчелки» и игра на развитие чувства ритма - «Бубен»:

«Покатился бубен наш по кругу покатился

Катится, катится, кому же он достанется»)

III. Проектная деятельность.

Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

Уже на протяжении нескольких лет мы используем метод проектов в своей работе. Были разработаны и реализованы проекты по разным направлениям развития ребенка: «Нам посчастливилось родиться на Руси», «Школа светофора», «Сказки Пушкина», «Русский сувенир», «Музыка Великой Победы», «Родная природа во все времена года» (Слайд.Фото.)

«По дорогам сказок» (Слайд. Фото.),  «Белоствольная красавица» проходили совместно с учащимися ДШИ №2.(Слайд.Фото.)

Подготовка не обходится без использования ИКТ, как источник информации, как помощь  в подготовке сценарий, в подборе музыки - это касается и оформления, и костюмов, презентаций, и видеоматериалов.

Хочется отметить, что в создании праздников, всех мероприятий в нашем ДОУ принимает активное участие педагогический коллектив и родители.

Грандиозным проектом, нашего ДОУ, стал «Музыка великой Победы», который был посвящен 70-летию ВОв в 2015 году. Было представлено красочное оформление зала. Я, как музыкальный руководитель, подготовила  интересные праздничные музыкальные номера. Преподаватель ДШИ №2 Троицкий Денис Анатольевич сыграл роль Василия Теркина.

(Слайд.Фото.)

Играл на баяне песни военных лет, родители и дети исполняли их, (Слайд.Фото.), а также частушки. (Слайд.Фото.)

Проходила встреча с ветераном ВОв Рудневым Иваном Петровичем, (Слайд.Фото.) Дети задавали ему различные вопросы, подготовили небольшой концерт, потом провели ветерана по группам, где показали свои рисунки по теме, песенник.(Слайд.Фото.)

Руднев Иван Петрович также присутствовал и на итоговом мероприятии.(Слайд.Фото.)

Было представлено много презентаций родителей, показаны творческие таланты, интеллектуальные способности родителей и детей. Праздник прошел в прекрасной творческой атмосфере. Было много объемных домашних заданий для родителей и детей, которые успешно с ними справились.

(Слайды.Фото.)

Использование данных педагогических технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

● удается создать для детей, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

● удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

● педагог сам находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Надеемся, что представленный опыт будет полезен нащим коллегам, предлагаем ссылки на используемую нами литературу.

Используемая литература:

1.«Новые логоритмические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры» Л.Б.Гавришевой, Н.В.Нищевой, Выпуск 2 - «Детство-ПРЕСС», С.-Пб., 2014г.;

2.«Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Н.В.Нищевой, «Детство-ПРЕСС», С.-Пб., 2014г.

3.«Игры-забавы» по развитию мелкой моторики у детей О.Н.Громова, Т.А.Прокопенко учебно-практическое пособие, М., 2001г.

4.Интернет-ресурсы:

-http://doshkolnik.ru/musika/13984.html

-https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/22/sovremennye-tehnologii-v-muzykalnom-vospitanii-detey-v-dou

-https://infourok.ru/masterklass-dlya-muzikalnih-rukovoditeley-doshkolnih-uchrezhdeniy-sovremennie-tehnologii-muzikalnogo-obrazovaniya-detey-doshkoln-2485009.html

-http://metodzenter.blogspot.com/2018/03/blog-post_55.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Доклад на педагогическом совете Тема: «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...

Современные инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Современная педагогика не  является статичной, поэтому музыкальный руководитель ДОУ сегодня обязан формировать  основы духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальнойкультуре...

Доклад к педагогическому совету на тему : "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко....

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников...