Ребенок со страхами
статья

 Моисеева Ульяна Сергеевна

Все родители рано или поздно сталкиваются с детскими страхами. Иногда это что-то мимолетное и проходит, само собой. Иногда нет, и у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они сами не могут справиться. Что такое страхи, нормально ли это могу ли я, как родитель, помочь своему ребенку? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_so_strahami.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок со страхами

Все родители рано или поздно сталкиваются с детскими страхами. Иногда это что-то мимолетное и проходит, само собой. Иногда нет, и у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они сами не могут справиться. Что такое страхи, нормально ли это, могу ли я, как родитель, помочь своему ребенку?

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. Что это значит? Это значит, что страх неотъемлемое эмоциональное проявления нашей психологической жизни, такое же как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

Страх — это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

- Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности. (Нельзя трогать розетку, она может ударить током, а откуда ток берётся и т.д.)

- Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную роль в системе психической саморегуляции.

Однако, когда страх превышает сроки, отведенные ему на нужды развития, или когда его сила чересчур велика, это причиняет ребенку страдания и может помешать нормальной жизнедеятельности.

Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом.

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию.

Страхи бывают нормативные, то есть соответствующие определённому возрасту ребёнка. Их действительно перерастают, когда дозревают соответствующие психические процессы. Дети начинают сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.

У детей до года страхи выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием родителей рядом.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.

Как раз на втором- третьем году жизни у детей ярко проявляется страх темноты. Сама по себе она не страшна, однако в отсутствии света привычные предметы выглядят иначе, и ребенку трудно их узнать. Воображение, еще не обремененное образованием и опытом, близкое по состоянию скорее к «первобытному», дорисовывает неизвестность до опасности, чтобы заставить ребенка быть осторожнее. В этот период могут появиться первые ночные кошмары, а с ними и нежелание засыпать (из-за страха).

Боязнь боли и людей, ее часто сопровождающих – врачей также вполне закономерна в этом возрасте – дети как раз активно общаются, двигаются, ранятся, болеют и лечатся. Этим страхам родители тоже иногда невольно «помогают», пугая детей врачами или обманывая, что «больно не будет», тем самым делая боль неконтролируемой и непредсказуемой. Тогда у ребенка можно наблюдать ненормативно выраженный по интенсивности или длительности страх.

Главным персонажем пугающих мыслей и страшных сновидений ребенка в 2-3 года часто оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется в воображении малыша после прослушивания сказок, просмотра мультфильмов (например, о Красной Шапочке).
 Кроме   того, образ Волка у ребенка связан с физической болью, которая возникает при реальном или воображаемом укусе острыми зубами. В детском воображении укусы могут быть прямым образом связаны со страхами уколов и болью, поэтому Волк для малышей – очень пугающий, опасный персонаж.

В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом

Для этого возраста продолжат быть актуальными страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Они проявляются (к примеру) в нежелании ребенка оставаться одному при засыпании, в просьбах оставить включённым свет или приоткрытой дверь. Если родители не идут в этих просьбах навстречу, волнение ребенка может усилиться от ожидания страшных снов, что приводит к росту общего беспокойства и к увеличению страхов.

Реакции и поведение родителей в этот период по-прежнему сильно влияют на то, насколько успешно ребенок справится с очередным возрастным испытанием.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Ребенок начинает осознавать возрастные изменения и необратимость в пространстве и времени. Он впервые понимает, что такое смерть. При этом понятие это абстрактное, новое и труднопостижимое. И как все неизвестное оно в первую очередь, пугает. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями,

Страх смерти может не проявляться в открытую. На его наличие у ребенка может указывать страхи нападения, тем­ноты, заражения. Усилившийся, а не ослабевший по сравнению с ранним возрастом страх сказочных персонажей, страх болезни, жуткие сны, страхи животных, стихии, огня, пожара и войны – все это тоже сигналы о том, что ребенок переживает страх конечности бытия.

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти продолжительное время. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются. Ребенок не в состоянии самостоятельно понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые зачастую переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По реакции на стрессовую ситуацию мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Детский страх –проблема, и ее провокатором могут стать несколько причин.

  1. Конкретный случай, напугавший ребенка.

Одна из самых распространенных и очевидных причин появления детского страха – это ранее пережитое волнительное событие. Примером может послужить множество рядовых ситуаций. Например, если малыш во время купания в бассейне нахлебался воды. В такой ситуации обычно пугается сам ребенок и его родители, активно демонстрирующие ему свои переживания. Это может спровоцировать боязнь воды в будущем.

  1. Особенности характера ребенка (закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность)

 

  1. Запугивание («быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»)

Первая причина напрямую связана со второй и третьей - потому что не у всех детей травмирующий конкретный случай превращается в страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать - заберет Баба-Яга!»

 

  1. Чрезмерная опека.  Излишняя родительская опека: «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься» (внушенные страхи, ребенку передается повышенная тревожность родителей)

Но самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

  1. Детские фантазии (часто их провоцируют страшные сказки, фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры, компьютерные игры)

Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией ребенка, отфильтровывая просматриваемые телепередачи или фильмы. Старайтесь не запугивать малыша сказочными героями, применяя эту тактику, как метод воспитания. Развитое воображение ребенка может надолго поселить Бабу-Ягу или злого волка в уголках детского сознания.

Детская фантазия - одна из наиболее частых причин страха. Ребенок - существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то пофантазирует, немножко побоится (кто из нас не прятался в детстве под одеялом?), а потом забудет и успокоится. А у кого-то эти фантазии могут привести к непоправимым последствиям.

6) Суровые наказания или угрозы, авторитарное воспитание

7) Ссоры между родителями

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Коррекция

Если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Существует много методов для выявления страхов.

Не игнорируйте.Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами. Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы: «А какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? У него цветная одежда или однотонная? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

Не отрицайте
Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Поставьте себя на его место: представьте на минутку, что у вас в шкафу кто-то живёт, вы слышите его и даже иногда видите. Но все вокруг отрицают это и подсмеиваются над вами. Чувствуете, как становится ещё страшнее? То-то же

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы.

Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

Воплощайте

Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не вмешивайтесь в творчество, не критикуйте, не подсказывайте. Поддерживайте простыми словами «ого!», «вот это да!», «ну надо же!» «как интересно!», проявляйте заинтересованность, включитесь в процесс. Рисование — это один из этапов работы со страхами

Рисуйте «безопасные» рисунки
 Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Обычно дети с этим неплохо справляются.

Будьте на одной эмоциональной волне с ребёнком: смейтесь, если он смеется, хмурьтесь, если он серьёзен и угрюм

Это поможет ему почувствовать себя в безопасности рядом с вами.

Уничтожайте страхи

Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать и выкинуть и т. д.

Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.

Ближе познакомиться с темой детских страхов, коррекции поможет следующая литератору:

А. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»;

Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»;

Р. Гарднер, Методика сочинения историй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для ширмы "Как избавить ребенка от страхов?

Предлагается материал для родителей...

СОВЕТЫ: КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, ИСПЫТЫВАЮЩИМ СТРАХ

● Первым делом выясните причину страха.● При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.● Помните, что малыш не может управлять своим поведени...

Статья для родителей"Как избавить ребенка от страхов"

Рекомендации по избавлению стахов у ребенка...

Если ребенок испытывает страхи

Как предотвратить проблемуКак справиться с проблемой, если она уже есть...

Как избавить ребенка от страхов

Страх испытывают все дети, и это естественная реакция на познание окружающего мира, если только они периодичны и ненавязчивы...

" Если ребенок испытывает страхи"

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно ...

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....