Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
статья

Иващенко Мария Валерьевна

Любому педагогу, очевидно, что без современной пространственной развивающей среды (ПРС) невозможна полноценная организация образовательного процесса, среда является важным и мощным фактором воспитания и развития ребенка.

Для удовлетворения потребностей ребёнку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребёнка.

Соответственно информация, заложенная в предметно – развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.

Тематический принцип построения образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей, а именно:

темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

В основе подхода, к насыщению предметно развивающей среды, как и в основе ФГОС, лежит принцип деятельности. Соответственно ПРС ДОУ должна прежде всего обеспечивать возможность развивающих видов деятельности дошкольника (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской и т.д.), т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, соответствующие каждому из них

На примере организации ПРС по теме «Транспорт» предлагаю рассмотреть оснащение каждого центра в отдельности.
 

1.Центр для сюжетно ролевых игр.

       Позволяют детям познакомится с разными профессиями.

В сюжетно-ролевой игре «водитель автобуса» связанные с дорогой (дорожные службы, водитель, механик, кондуктор), что подтолкнуло их к дальнейшему развитию сюжета.

«Кто шофер?» «Медвежонок и зайка моет машину» «Летчики готовы к полету» «Прогулка на походе» «Ремонт машин»

«Мы в автобусе сидим» «Семья едет на прогулку по городу» «Путешествие по городу»

 

2.Центр для театрализованных игр:

 Познакомить с сюжетом сказки. Присутствуют театрализованные игры, их особенностью является мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?

«Путешествие» «Полет на луну» «Поездка в поезде» «Город правил дорожных знаков»

 

3. Центр речевого развития:

      Которые позволяют обыгрывать ситуации.

«Где чья машина?» «Что за чудо-грузовик?» «Едет, плавает, летает «Дорожная азбука» «Тише едешь — дальше будешь» Игровое упражнение: «Назови ласково» Игровое упражнение: «Какой? Какие?» «Угадай по описанию»

4. Сенсорно – математический центр.

Лото «Транспорт» «Домино» «Один лишний» «Мешок игрушек» «Назови машину» «Цвет машины» «Виды машин» «Разрезные картинки (транспорт)» «Парные картинки» «Угадай профессию» «Кубики»

5.Центр конструктивной деятельности.

Так же дети конструировали транспорт из геометрических фигур на магнитной доске, по предложенным образцам.

«Магнитный конструктор» «Блоки Дьенеша» «Математические планшеты» «Лего» «Строительные деревянные наборы» «Тико конструктор»

 

6.Центр для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации):

Одним из новых методов работы стал «Центр детских интересов», основанный на интересах детей к гоночным машинам, выявленный из наблюдений за играми и беседами детей.

Был организован центр гоночных треков, в котором появились альбомы для рассматривания, книги, дидактические игры, атрибуты гоночных соревнований, трафареты, схемы рисования разнообразных автомобилей, а также разно фактурная бумага для самостоятельной продуктивной деятельности.

7.Спортивный центр:

Атрибуты подвижных игр: «Поезд» «Ловкий шофер» «Воробушки и автомобиль» «Разноцветные автомобили»

 

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

 

вывод. Таким образом насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта,  позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с окружающими их людьми , понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

  Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Любому педагогу, очевидно, что без современной пространственной развивающей среды (ПРС) невозможна полноценная организация образовательного процесса, среда является важным и мощным фактором воспитания и развития ребенка.

Для удовлетворения потребностей ребёнку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребёнка.

Соответственно информация, заложенная в предметно – развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.

Тематический принцип построения образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей, а именно:

темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

В основе  подхода, к насыщению предметно развивающей среды, как и в основе ФГОС, лежит принцип деятельности. Соответственно ПРС ДОУ должна прежде всего обеспечивать возможность развивающих видов деятельности дошкольника (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской и т.д.), т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, соответствующие каждому из них

На примере организации ПРС по теме «Транспорт» предлагаю рассмотреть оснащение каждого центра в отдельности.

1.Центр для сюжетно ролевых игр.

       Позволяют детям познакомится с разными профессиями.

В сюжетно-ролевой игре «водитель автобуса» связанные с дорогой (дорожные службы, водитель, механик, кондуктор), что подтолкнуло их к дальнейшему развитию сюжета.

«Кто шофер?» «Медвежонок и зайка моет машину» «Летчики готовы к полету» «Прогулка на походе» «Ремонт машин»

«Мы в автобусе сидим» «Семья едет на прогулку по городу» «Путешествие по городу»

2.Центр для театрализованных игр:

 Познакомить с сюжетом сказки. Присутствуют театрализованные игры, их особенностью является мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?

«Путешествие» «Полет на луну» «Поездка в поезде» «Город правил дорожных знаков»

3. Центр речевого развития:

      Которые позволяют обыгрывать ситуации.

«Где чья машина?» «Что за чудо-грузовик?» «Едет, плавает, летает «Дорожная азбука» «Тише едешь — дальше будешь» Игровое упражнение: «Назови ласково» Игровое упражнение: «Какой? Какие?» «Угадай по описанию»

4. Сенсорно – математический центр.

Лото «Транспорт» «Домино» «Один лишний» «Мешок игрушек» «Назови машину» «Цвет машины» «Виды машин» «Разрезные картинки (транспорт)» «Парные картинки» «Угадай профессию» «Кубики»

5.Центр конструктивной деятельности.

Так же дети конструировали транспорт из геометрических фигур на магнитной доске, по предложенным образцам.

«Магнитный конструктор» «Блоки Дьенеша» «Математические планшеты» «Лего» «Строительные деревянные наборы» «Тико конструктор»

6.Центр для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации): 

Одним из новых методов работы стал «Центр детских интересов», основанный на интересах детей к гоночным машинам, выявленный из наблюдений за играми и беседами детей.

Был организован центр гоночных треков, в котором появились альбомы для рассматривания, книги, дидактические игры, атрибуты гоночных соревнований, трафареты, схемы рисования разнообразных автомобилей, а также разно фактурная бумага для самостоятельной продуктивной деятельности.

7.Спортивный центр:

Атрибуты подвижных игр: «Поезд» «Ловкий шофер» «Воробушки и автомобиль» «Разноцветные автомобили»

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

вывод. Таким образом насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта,
 позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с окружающими их людьми , понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...

Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"

Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...

Методические рекомендации по организации предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам

Организация предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам. Методические рекомендации...

«Организация предметно-развивающей среды с учетом федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей....