Педагогические чтения "Актуальные вопросы воспитания"
статья

Ярошенко Елизавета Сергеевна

Тема выступления: "Современные тренды воспитания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_trendy_vospitaniya.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ВОСПИТАНИЯ

Ярошенко Е.С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 184

mixajlova-elixaveta-2017@mail.ru

Доклад посвящён такому актуальному вопросу, как современные тренды воспитания. Вопрос воспитания подрастающего поколения актуально встаёт перед каждым родителем, воспитателем, педагогом.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. По значимости понятие «воспитание» стоит наравне с понятием «образование» и неразрывно с ним связано.

«Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины» [4]. Макаренко Антон Семёнович был одним из первых советских педагогов, кто занялся разработкой этой важной темы. Макаренко считал, что взрослые несут полную ответственность перед детьми за их воспитание.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности [5, с.247]. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

•        процесс имеет целенаправленный характер;

•        процесс воспитания динамичен;

•        процесс воспитания подвижен, изменчив;

•        процесс воспитания, отличается длительностью;

•        процесс воспитания непрерывен;

•        процесс воспитания имеет комплексный характер, что означает единство целей, задач, и форм воспитательного процесса. [1]

Какую цель и задачу должен поставить перед собой педагог, подходя к вопросу воспитания?

Цель воспитания – ввести ребёнка в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность.

Задача воспитания – становление у детей личностной культуры, развитие основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, собственной жизни.

Для определения современных трендов в воспитании и образовательной деятельности, необходимо раскрыт понятие «Тренд».

Тренд - это, в широком смысле, направление развития в какой-либо области жизни (например, в одежде, финансах, технологиях или дизайне), либо определённое явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области.

21 век – это время новых возможностей, трендов и подходов к воспитанию. Если раньше на детей воздействовали посредством запретов и принуждения, то сейчас современные дети не реагируют на подобные методы. Именно поэтому воспитание детей меняется посредством современных трендов и идей.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми.

Основные принципы, на которых базируется воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых.
  • Помощь, в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки.

В МБДОУ г. Иркутска детском саду №184 мы используем современные тренды в работе с детьми.

  1. Игровой стретчинг.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

Значение игрового стретчинга:

- увеличивается подвижность суставов

- мышцы становятся более эластичными и гибкими

- повышается общая двигательная активность

- упражнения направлены на формирование правильной осанки

- воспитываются выносливость и старательность

  1. Синквейн.

Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

  1. Ментальные карты в образовательной деятельности.

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому называются «Карты ума», «Интеллект карты», «Карты знаний» «Мыслительные карты», «Карты головы». Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Дальше – больше. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

  1. Сторителлинг.

Сторителлинг - современная педагогическая технология в образовательном пространстве ДОУ.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.    

Задачи:

•        обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

•        систематизировать и донести информацию;

•        обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

•        наглядно мотивировать поступки героев;

•        сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

•        разнообразить образовательную деятельность с детьми;

•        заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

•        научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

•        обогатить устную речь дошкольников;

•        облегчить процесс запоминания сюжета.

В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

  1. Филворд.

Филворды (или Венгерские кроссворды) – это разновидность кроссвордов, в таких кроссвордах все слова уже вписаны и их нужно только найти среди букв. Слова могут "ломаться" в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются. Филворды очень удобно использовать в тематические дни и недели. Например: птицы, грибы, цветы, ягоды, деревья, рыбы. Филворд - таблица, где 10 строчек, в каждой строчке среди лишних букв спряталось одно слово.

Какая польза от такого задания?

- развиваем произвольное внимание

- тренируем зрительное восприятие

- тренируем навык чтения

- расширяем словарный запас

- углубляем знания об окружающем мире.

Вывод: современные тренды они интересны в работе, дают возможность знакомиться с новыми идеями и реализовывать их.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М., 1998.

  1. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2001.

  1. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Науч. Ред. Л. А. Парамонова и др. – М., 2001

  1. Макаренко А.М., «Педагогическая поэма»,1935.

  1. Подласый И.П. «Педагогика», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики  нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....

ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.

Признание приоритетности задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ...

Памятки для родителей, раскрывающие некотое вопросы воспитания и развития детей, а также повышающие педагогическую грамотность родителей

Памятки для родителей, раскрывающие некотое вопросы воспитания и развития детей, а также повышающие педагогическую грамотность родителей...

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

Сообщение на педагогическом совете на тему «Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и оздоровления в летний период» (из личного опыта)

Одним из требований ФГОС ДО является «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством со...

"Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством ИКТ"

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованнос...