Интеллектуальная игра по экологии «Знатоки родного края» в семейной гостиной.
методическая разработка (подготовительная группа)

Попова Наталья Борисовна

   Игра проводится совместно с родителями. Целью моего материала является создание условий для расширение и закрепления у детей знаний о животных и растениях родного края.

Для достижения цели сформированы следующие задачи:

  • дать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, а также природе своего края;
  • развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам;
  • закрепить правила поведения в природе;
  • показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
  • создать доброжелательную обстановку взаимоотношений между родителями и детьми;
  • вызвать у родителей интерес и желание посещать мероприятия, проводимые вместе с детьми.

Во время игры дети должны  проявить наблюдательность, смекалку, чувсто ответственности за свою команду и показать себя настоящими знатоками и любителями родной природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 97 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра по экологии

«Знатоки родного края»

в семейной гостиной.

Подготовила: Попова Наталья Борисовна

Санкт – Петербург.

2022.

Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний о животных и растениях родного края;

Задачи:

  • Дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, а также природе своего родного края.
  • Развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам.
  • Повторить правила поведения в природе.
  • Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
  • Создать доброжелательную обстановку взаимоотношений между родителями и детьми.
  • Вызвать у родителей интерес и желание посещать мероприятия в семейной гостиной.

  1. Вступительное слово. 

СЛАЙД – 1. Видео  «То березка, то рябина…». Команды детей входят в группу, занимают свои места.                                                                                                                                                            Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Знатоки родного края». В ней  примут участие 2 команды детей вместе с родителями.                                                                                

            Во время игры вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, смекалку, чувство ответственности за свою команду и показать себя истинными, настоящими знатоками и любителями родной природы.          

  1.  Знакомство с правилами игры.

СЛАЙД – 2:  Правила игры следующие: на игровом поле расположены 12 «окошечек» - станций, в которых командам предлагается ответить на разные вопросы.  Каждая станция соответствует какому-либо конкурсу.  Капитаны команд по очереди называют любой номер станции. Педагог называет конкурс и знакомит с его условиями. За каждый правильный ответ команде присваивается балл. По окончании игры жюри подсчитывается количество баллов. Выигрывает та команда, у которой баллов больше.                                                                                                                                           Представляю вам наше жюри: педагог представляет членов жюри.                                                                                                                            

         А сейчас вы должны придумать названия своим командам (соответствуют теме игры) и выбрать капитанов.                                                                                                                                                             

         Команды готовы? Тогда начинаем! Итак, вы по очереди представляетесь, громко озвучиваете название своей команды и приветствие!

                            

  1. Приветствие команд.

Представление команды 1.

Ребенок -  мы - родители и я –

Все -          природы верные друзья!

Ребенок -  мы сюда пришли играть,

                  чтобы больше о природе знать.

Представление команды 2.

Ребенок -   мы любим природу и бережем,

                   в обиду её никому не даём.

Ребенок -  чтобы природа человеку была рада,

Все -          охранять ее нам надо!

Ребенок -  привет! - соперникам мы говорим,

                  не огорчайтесь, если победим.

Ведущий. 

Молодцы, команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас!

  1. Конкурсная программа.

Описание конкурсов.

Станция №1    «Волшебная лесенка» - родители помогают.

На двух листах ватмана расчерчены «лесенки» с четырьмя ступеньками. Чтобы подняться по этой лесенке наверх, необходимо на каждой ступеньке дописать названия рыб, цветов, деревьев.                          Примерные варианты слов  - рыбы  - деревья. ( лещ, сазан, кета, палтус; дуб, сосна, ель, ива, береза, липа, клен, каштан )

Первая ступенька - 6 клеточек (слово из 6 букв),

Вторая - 5 клеточек (5 букв),

Третья - 4 клеточки (4 буквы),

И

 В

 А

К

  Л

  Е

  Н

С

   О

  С

  Н

  А

 Б

 Е

Р

 Е

 З

  А

Четвертая - 3 клеточки (3 буквы).

С

О

М

Щ

У

К

А

О

К

У

Н

Ь

К

А

Р

А

С

Ь

Станция № 2 – СЛАЙДЫ 3 - 4:  «Красная книга Ленинградской области»

Задание «Найди зверька».

Капитанам предлагается из определенного числа картинок выбрать животных, которые занесены в Красную книгу. Картинки высвечиваются на экране.

Станция № 3 «Птичьи ребусы» - для родителей.

Задание «Разгадай ребус»

Команды получают карточки с ребусами (по 2 ребуса в каждой карточке).

В ребусах зашифрованы названия птиц. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ответы : 1 -  орел, сорока, цапля, скворец, аист, снегирь, стриж.                                                                            

                 2 – сорока, ворона, снегирь, сова, дятел, дрозд, орел, грач.

Станция № 4  СЛАЙД  - 5.  «Жалобная книга природы»                                                                                                                              

Ведущий: открывает слайд- на нем Ладожское озеро, на берегу – мусор, плачущая капелька.  Беседа с детьми- должны сказать, что это Ладожское озеро.                                                                           Дети должны объяснить, что случилось, почему капелька плачет.  И что нужно сделать, как помочь, чтобы капелька перестала плакать.  Нужно убрать мусор.

Эстафета «Убери мусор».

Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то, что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. Добежать, взять мусор и положить в мусорное ведро, и вернуться обратно. До тех пор, пока не кончится мусор.
Побеждает та команда, которая быстро и правильно уберет весь мусор.
         

    Ведущий:  СЛАЙД – 6. Молодцы, как хорошо справились с заданием, убрали весь мусор. Озеро благодарит вас!

Станция № 5 «Самый внимательный»

Задание:  Я буду называть деревья и кустарники, а вы запоминайте те из них, которые не растут в нашей местности.

Для первой команды: сосна, береза, лимон, клен, апельсин, малина, черешня, брусника, баобаб.

Для второй команды: мандарин, каштан, ель, пальма, тополь, липа,  грецкий орех, клюква, мимоза.

Станция № 6 “Лесная аптека” -   СЛАЙД – 7.                                                                                       

Воспитатель: Скажите, ребята, какую пользу приносят травы? (ответы детей). Да, Природа нашего края богата не только сладкими ягодами да ржаными колосьями и цветами, она богата лекарственными травами. Посмотрим, что вы знаете о лекарственных растениях.

Задание: ответить правильно по очереди на вопросы, если дети не знают ответ – помогают     родители, получение жетонов – цветочков за правильные ответы. 
Блиц-опрос:  (быстрый вопрос - быстрый ответ)

Воспитатель:

1.Куда занесены растения подвергающиеся уничтожению или исчезновению?
Ответ:  «Красная книга»

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?                                                                                                                Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит?

Ответ: Подорожник

3. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха?                                                                            Ответ: Отвар из листьев и цветов – хорошее средство от кашля.

4. Куст колючий, словно ёж, С дикой розой сильно схож. Внутри ягод, как в ларце, клад из витамина С.                                                                                                                                                            Ответ: Шиповник.

5.Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.

Ответ: Алоэ.

6.С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. 

Вкусен чай и ароматен, с ней он легок и приятен: листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах…

Ответ: Мята.                                                                                                                                

7.Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

Ответ: Плоды чёрной смородины, шиповника.

8. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог. Как присяду на диванчик, вспомню желтый….                             Ответ: Одуванчик

 

9.Что за древо-медонос? Манит пчёл, шмелей и ос? И людей зовёт, пленит Мелких цветиков магнит. От простуды и от гриппа Нас спасает в зиму…

Ответ: Липа

10. Цветение какого местного лекарственного растения предвещает кратковременное похолодание? Ответ: Черёмуха

11. Это дерево считается не только символом России, но и обладает необыкновенной красотой и лечебной силой.                                                                                                                                         Ответ: Берёза

12. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные.                                                 Когда мое горлышко болит, она поможет, она исцелит. Я ею горлышко пополощу и гулять пойти смогу.                                                                                                                                                Ответ: Ромашка.                                                


Следующее задание: отгадывание загадок.

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)

Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!

Станция № 7 «Посади цветы» - СЛАЙД – 8.                                                                                      

Воспитатель: это очень интересная станция. На ней нас ждет гость. Послушайте его голос и угадайте, кто это? (дети угадывают) А вот и он сам. Знаете, что он говорит?

Медведь: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). А знаете, что я люблю больше всего? (ответы детей). Правильно! Я люблю мед. Вы знаете, что мед получается из цветов? Сейчас я хочу, чтобы вы мне помогли и посадили как можно больше цветов!
Эстафета «Посади цветы».
Дети встают в две команды, у каждого кегля в руках. По команде – по одному бегут до ориентира, ставят «цветок» и возвращаются обратно. Затем бежит следующий участник, и так, пока все цветы не будут посажаны. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит цветы и польет растения.

Медведь: Отлично справились! Посмотрите, сколько цветов посадили! Спасибо вам, ребята.

Станция № 8  Игра «Экологический светофор»

Задание: Вот вам кружки двух цветов: красного, зеленого. Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает: «стой! Твои действия приносят вред окружающей среде».

 Кружок зеленого цвета будет означать: «ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе! Продолжай помогать природе

Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зеленый» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.

1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).

2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).

3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)

4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)

5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)

6. Ученики очищают парк от мусора. (з)

7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)

10. Дети сильно шумят в лесу. (к)

11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)

13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)

Станция № 9 «Птичьи голоса» - СЛАЙД – 9 - 10.                                                                                      

Ведущая: Мы добрались до следующей остановки. Жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей. (Звучат голоса птиц – кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона и др., - участники угадывают и называют название птиц)

Станция №10 « Музыкальная разминка «Зверобика»» - СЛАЙД – 11.                                  Воспитатель:  задание следующее -  придумать и показывать движения на каждый куплет сами, по очереди из каждой команды. Остальные повторяют.  Жюри оценивает по критериям – оригинальность и творчество.                                                                                                                    

Станция №11 Игра «Пчелы и змеи»

- Одна команда пчелы, а другая змеи. В каждом королевстве обязательно есть королевы и вы должны сейчас их выбрать.  (Участники выбирают королев, надевают на них маски).

- В змеином королевстве родилась маленькая змейка (участники получают змейку-игрушку, а в королевстве пчел, трудолюбивые пчелки собрали много меда (получают банку меда).

- Но королевы - персоны важные и им срочно нужно уехать. А я, по секрету, хочу сообщить королевам, что в их отсутствие эти «сокровища» пропадут. И их задача, по приезду, отыскать их.

- А помогут им в этом верные помощники своим шипением и жужжанием: чем ближе будет королева пчел к меду, тем громче пчёлки будут жужжать, то же и со змейками: чем ближе змеиная королева приближается к змейке, тем громче должно быть шипение.

- Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.

(Обе королевы выходят из зала и ждут, пока их не позовут.)

Станция №12 Игра «Правила поведения в природе «Да – нет!»  

Воспитатель:  «Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в природе.                                Для этого поиграем в игру «Да – нет!». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? – (Нет);

2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? – (Нет);

1. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – (Да);

2. Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – (Да);

1. Если разведу костёр, а тушить не буду? – (Нет);

2. Если сильно насорю и убрать забуду? – (Нет);

1. Если мусор уберу, банку закопаю? – (Да);

2. Я люблю свою природу, я ей помогаю! – (Да).          

Воспитатель: А сейчас задание для капитанов команд.                                                                                

Задание: собрать разрезной знак  и объяснить его значение.                                                                            

Воспитатель: Молодцы капитаны справились, не подвели свои команды.

  1. Подведение итогов конкурса - СЛАЙД – 12.                                 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень старались, были дружными и показали себя настоящими   знатоками  природы.                                                                                                                                       А  пока жюри подсчитывает баллы, я объявляю музыкальную паузу – видео «В мире животных».

(Подведение итогов игры, награждение детей).

Воспитатель:  Всех вас поздравляю! И в заключении хочу сказать, чтобы помнили все – и взрослые и дети: Любите природу, потому что, это наша с вами родная земля, на которой мы с вами родились, живём и будем жить. Так давайте же мы, все вместе, будем к ней относиться бережней и добрей.

После награждения детям предлагается посмотреть видео с сопровождением песни "Гимн экологов"

Второй вариант: Пока члены жюри подсчитывают баллы и подводят итоги, педагог может предложить детям ответить на ряд вопросов.

Какому животному принадлежит хвост?

- С помощью хвоста она плавает. (Рыба).

- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак).

- У нее хвост вместо руля. (Птица).

- Она рулит хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка).

- У нее хвост – мухобойка. (Корова, лошадь).

- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (ящерица).

Где живут рыбы?

Почему в народе так говорят: «Рыбы – дети воды».

Для чего рыбам нужен хвост?

Для чего нужны плавники?

Чем покрыто тело рыб?

Чем рыбы дышат?

Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?

Каких рыб вы знаете?



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра по экологии «Знатоки родного края» в семейной гостиной. Подготовила: Попова Наталья Борисовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга. 2022

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Окошечки – «станции»

Слайд 3

Барсук Белка-летяга

Слайд 4

Олень Благородный Заяц - русак

Слайд 6

С П А С И Б О !!! С П А С И Б О !!! С П А С И Б О !!!

Слайд 7

“Лесная аптека”

Слайд 9

«Птичьи голоса».

Слайд 11

Музыкальная разминка: « Зверобика »

Слайд 13

Гимн экологов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра с родителями и детьми по ПДД «Семейная гостиная»

В наш век огромных скоростей, множество автомобилей на дорогах, всевозможных аварий и транспортных происшествий. Эта тема сегодня наиболее актуальна. Мы за порядок и безопасность на дорогах!...

Интеллектуальная игра с детьми и родителями по ПДД «Семейная гостиная» (подготовительная группа)

Игра направлена на обучение детей подготовительной группы правилам дорожного движения в форме викторины с участием родителей....

Консультация для родителей "Воспитание любви к родному краю через семейные традиции"

quot;Воспитание любви к родному краю через семейные традиции"...

Конспект интеллектуальной игры с детьми и родителями по ПДД «Семейная гостиная»

Цель игры: вызвать у родителей интерес и желание посещать мероприятия в семейной гостиной.Показать знания детей и их родителей по правилам дорожного движения.Создать доброжелательную обстановку, полож...

Сценарий развлечения для родителей и детей «Квест - игра по экологии «Знатоки природы»

Организация содержательного и веселого досуга для воспитанников и родителей....

Интеллектуальная игра по экологии «Знатоки природы»

Интеллектуальная игра по экологии «Знатоки природы» в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...